Самообразование
методическая разработка (младшая группа)

Белякова Татьяна Владимировна

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетенции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_22-23g.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего возраста»

на 2022-2023учебный год, воспитателя группы№7.

Беляковой Татьяны Владимировны

Актуальность: Работая в группе раннего возраста 3-год, проводя занятия, общаясь с детьми, обратила внимание на то, что у многих детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. Так в чём же причина? Меня заинтересовал этот вопрос.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с рамками - вкладышами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и рисованию, не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях,

доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук.

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук

является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять

своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравиться разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1.Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики.

4. Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Форма отчётности:

• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик,

дыхательных упражнений.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• рамки-вкладыши, мозаика, пирамидки;

Работа с детьми.

Сентябрь.

1.Заучивание пальчиковой игры « Сорока – сорока».

2. Конструирование из палочек «Лесенка». 

3. Настольная игра «Картинки-половинки».

4. Игра «Прищепки».

5. Настольная игра «Мозаика» (крупная).

6. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Октябрь.

1. Заучивание пальчиковой игры «Семья».

2. Пальчиковая игра «Дорожка».

3. Обучение детей игре «Шнуровка».

4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика».

6. Игра «Я катаю мой орех».

Ноябрь.

1. Заучивание пальчиковой игры «Осень».

2. Пальчиковая игра «Овощи».

3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5. Настольная игра «Собери кубик».

6. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Чудесный мешочек».

Декабрь.

1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Одежда».

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Новый год».

4. Конструирование из Лего-конструктора «Домик», «Заборчик», «Дорожка».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные кубики).

6. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластиковых бутылок).

Январь.

1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Сказки», «Снежок». Повторение пальчиковой игры «Семья», «Пирожки», «Новый год».

2. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью палочки  или пальчиком рисуем на крупе).

3. Конструирование из палочек «Домик», «Елочка».

4. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

5. Настольная игра «Мозаика» (крупная).

Февраль.

1. Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение игры «Снежок».

2. Пальчиковая игра «Семья», «Сказки», «Переложи игрушки».

3. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

4. Настольные игры «Мозаика».

5. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества»

Март.

1. Закрепление пальчиковых игр «Апельсин», «Снежок», «Пирожки».

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3. Пальчиковые игры «Маму я свою люблю», «Транспорт».

4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5. Изготовление подарков к празднику«Международный женский день 8 марта».

6. Игра «Прищепки».

Апрель.

1. Заучивание пальчиковой игры «Дружба». Повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из бумаги, для работ по ИЗО.

3. Пальчиковые игры «Домик для зайчат».

4. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», «Стул», «Кровать», «Шкаф» и т. д.

5. Проигрывание с детьми пальчиковым театром р. н. сказок.

6. Выкладывание из палочек знакомых фигур.

Май.

1. Заучивание пальчиковой игры «Наши алые цветы», повторение «Домик для зайчат», «Дружба».

2. Учить детей инсценировать руками стихи.

3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4. Конструировать из палочек «Транспорт» (по образцу и по желанию).

5. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Крыша».

6. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям:

  Полоски, треугольники, квадраты.

Работа с родителями.

Сентябрь – Май.

- Анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

- Консультация для родителей на тему:  «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

- Памятка на тему:  «Пальчиковые игры для малышей».

- Индивидуальные беседы на темы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».

- Рекомендации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».

- Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Форма отчётности:

Беседы и консультация, рекомендации для родителей

Фото о работе с детьми по данной теме.

Изучение литературы:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз»,2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

6. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

7. Кольцова М. М «Развитие моторики».

8. Елена Данилова «Пальчиковые игры».

9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...