Основные требования к современному занятию
консультация

Кудряева Мария Николаевна

Консультация для воспитателей  ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zanyatiya.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Основные требования к современному занятию

Занятие должно иметь четкую структуру.

 • На занятии должны комплексно решаться образовательные, развивающие задачи, создаваться мотивация предстоящей деятельности.

 • Занятие должно реализовываться через применение активных форм организации образовательного процесса, эффективных технологий, приемов, методов и средств обучения.

• Содержание занятия должно отвечать интересам, потребностям детей, быть современным, отвечать запросам родителей, государства.

• Занятие должно способствовать развитию у детей способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию.

 • Формы и методы, используемые при проведении занятия, должны учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности детей и строиться на основе индивидуального подхода.

• Занятие должно быть выстроено на основе принципа экологичности, т.е. учитывать состояние здоровья детей, настроение; степень общей учебной нагрузки; учитывать правильную организацию учебного пространства; способствовать созданию «ситуации успеха».

Принципы обучения

• научности;

• природосообразности;

• последовательности и систематичности;

• доступности;

• учета «зоны ближайшего развития»;

• сознательности и активности;

• наглядности;

• индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

• сотрудничества;

• заинтересованности и мобильности;

• создание «ситуации успеха»;

• обеспечение отбираемой информации.

Методы организации занятия

Репродуктивные методы

• Методы практической работы

• Метод наблюдения

• Исследовательские методы

• Методы проблемного обучения

• Проектно-конструкторские методы

• Игровые методы

• Наглядные методы

• Психологические и социологические методы и приемы

Вид занятия.

Комбинированное занятие. В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики развития речи, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т. д.)

Тематическое занятие. Занятие полностью посвящено конкретной теме, например, развитие устного счета

Комплексное занятие. Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей различных тематических занятий. Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал и объединяют различные занятия, в том числе музыкальные, познавательные, развивающие речь и т.д. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности. Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, празднике 8 марта, читают стихотворения, рисуют, лепят и т.д.

Интегрированное занятие. Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий сформировать у детей представление о волке.

Например: Занятие «Серый волк» включало в себя следующие методические приёмы: • Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим животным. • Беседа о правилах поведения людей в природной среде • Обсуждение образа волка из сказок «Иван царевич и Серый волк», «Лиса и волк», «Зимовье зверей». • Выполнение творческого задания: покажи как двигается волк под музыку. • Рассматривание картины Репина «Иван царевич и Серый волк». • Рисование волка.

Типы по цели занятий

собственно обучающие – преследуют сугубо обучающие цели:

научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по направлению.

общеразвивающие – ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка

воспитательные - ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.

Формы организации занятий.

Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды: - информационные; - практикумы; - итоговые; - беседы; - познавательные рассказы; - экскурсии; по музыкальной деятельности: - доминантные; - тематические; в программе «Из детства - в отрочество»: - аналитические; - творческие; - теоретические и т. д

Нетрадиционные формы занятия

Занятие – творчество Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем несуществующее животное. Растение». Занятие – посиделки Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности. Занятие – сказка Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказки Занятие – пресс-конференция журналистов Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты».

Занятие – путешествие Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее.

Экскурсоводами могут быть сами дети.

Занятие – эксперимент Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

Занятие – конкурс Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?», «Форд Боярд», «Умники и умницы» и другими. Занятие – рисунки-сочинения Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам. Раскадровка рисунков по примеру комиксов.

Структура занятия.

Занятие включает в себя три этапа:

1. Вводная часть

• Организация детей, освежить впечатления, полученные на прошлых занятиях в памяти детей. • Сформулировать тему занятия, мотивировать ее выбор. • Создание интереса к занятию (приемы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность). • Использование вопросов – напоминаний, показ наглядного материала.

2. Основная часть .

• Организация детского внимания. • Объяснение материала, показ способа действия, постановка образовательно - воспитательной задачи. • Использование вопросов разных типов: наводящих, поисковых, обобщающих. • Использование художественного слова, показ наглядного материала, приемы словарной работы. • Самостоятельная работа с дидактическим материалом. • На усмотрение педагога в ходе занятия используется физкультурная пауза, желательно, чтобы по тематике текста она соответствовала направленности занятия.

3. Заключительная часть.

• Подведение итога. • Закрепление материала знаний и навыков, повторение. • Формулировка обобщений, выводов. • Анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз. • Переключение детей на другой вид деятельности.

Алгоритм подготовки к занятию.

1. Согласовать тему занятия с программой, календарным планом.

2. Проанализировать предыдущее занятие и откорректировать тему занятия.

3. Определить тип занятия и его структуру (в соответствии с типом).

 4. Определить цель и задачи занятия. 5. Составить план занятия.

6. Отобрать содержание теоретической и практической части занятия.

7. Определить методы проведения занятия.

Цель учебного занятия "учителя часто ведут кружки без определенной конечной цели. Что-то ученики у них делают, и вроде бы все идет нормально. Им и в голову не приходит, что как-то должно быть по другому. На самом же деле при таком подходе сколь-нибудь серьезных успехов не добиться, ведь если нет конкретной конечной цели, нет четко очерченных задач, не будет и практического результата: какая поставлена цель, такой и будет результат. Ведь если человек поставил перед собой ясную чёткую конечную цель, то он будет искать и четкие пути ее достижения. Если же конечная цель не ясна или отсутствует вообще, то собственно, не ясно, что достигать". И.П. Волков

Алгоритм подготовки к занятию.

1. Согласовать тему занятия с программой, календарным планом.

 2. Проанализировать предыдущее занятие и откорректировать тему занятия.

 3. Определить тип занятия и его структуру (в соответствии с типом).

4. Определить цель и задачи занятия.

5. Составить план занятия.

6. Отобрать содержание теоретической и практической части занятия.

7. Определить методы проведения занятия.

Цель

- это образ результата с фиксированным временем его получения, соответствующего потребностям и возможностям организации мотивирующего субъекта действовать в направлении его достижения операционально определенного (контролируемого). цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создания условий необходимых и достаточных для их достижения.

Требования к постановке цели.

Главным основанием постановки целей занятий должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы. 2. Цели должны быть актуальными, т. е. отвечающими наиболее значимым проблемам занятия. 3. Цели должны быть «напряженными», но и реальными, т. е. находиться в зоне ближайшего развития детей. 4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было четко определить, достигнуты ли они. 5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер. 6. Цель конкретного занятия должна подчиняться более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям детей и педагогов.

Задачи это этапы реализации цели (ступеньки) к цели.

Общие требования к постановке задач занятия • Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования. • Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного. • Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности. • Задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение. • Формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве). • Задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать). • В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать , поддержать, создать, помочь, содействовать….). • Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников.

План-конспект занятия.

В плане должно быть отражено:

• Дата проведения (номер по тематическому плану).

• Название темы.

• Тип занятия.

• Форма проведения занятия.

• Цель и задачи.

 Этапы занятия с примерным распределением их по времени.

• Содержание этапов.

Технология построения занятия.

 Технология построения конкретного занятия зависит от выбора педагогической концепции или технологии и включает основные компоненты: • ознакомление детей с будущими результатами занятия и объяснение практического значения учебного материала; • составление крупных блоков основного содержания учебного материала; • дифференциация учебного материала для свободного выбора детьми заданий (при сохранении обязательного минимума); • исключение принуждения в обучении, свободный выбор уровня сложности; повторение приемов и алгоритмов выполнения творческих заданий; • выполнение практических и творческих заданий с применением игровых и групповых форм работы, с использованием активных методов обучения; • самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; выполнение заданий по культуре поведения, по воспитанию нравственности и т.д.

Условия эффективного проведения занятия

 • комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи); • адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива; • соответствие способов работы поставленным целям и содержанию; • наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; • четкая организация начала занятия, мотивация детей на деятельность; • наличие благоприятной психологической атмосферы; • активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность); • полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами; • учет санитарно-гигиенических норм; • обеспечение оптимального временного и здоровьесберегающего режима; • хорошее знание материала.

Анализ и оценка проведенного занятия Параметры анализа: 

1.организация занятия; 2) дидактическая деятельность педагога; 3) воспитывающая деятельность педагога; 4) профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога; 5) характеристика деятельности детей.

Анализ и оценка проведенного занятия

качество организации занятия: • состояние конспекта занятия; • соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы на учебный год; • соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям; • учет возрастных особенностей, уровня подготовленности и уровня работоспособности детей; • выполнение правил техники безопасности и охраны труда; • рациональность использования времени на занятии; • оптимальность оборудования и оснащения группы и занятия; качество дидактической деятельности: • опора на основные принципы дидактики; • оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей; • эффективность контроля педагога за деятельностью детей; • объективность оценок их деятельности; • степень технической оснащенности занятия; • уровень методического обеспечения занятия; • оптимальность использования технических средств и методических материалов; • умелое использование смены видов деятельности; • создание и поддержание познавательного интереса и активности детей; • практическая значимость полученных знаний и навыков; • обеспечение обратной связи; • достижение поставленной дидактической цели занятия качество воспитывающей деятельности педагога: • воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей; • опора на основные принципы воспитания; • решение задач нравственного воспитания; • эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков; • использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей; • формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности; • реализация задач физического и гигиенического воспитания детей; • обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих детей; • степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на детей.

оценка профессионально-личностных качеств («портрет») педагога: • знание им содержания, свободное владение материалом; • речь; • педагогическая культура и такт; • внешний вид педагога на занятии; • позиция педагога по отношению к детям; • стиль педагогического руководства; • степень воздействия личности педагога на детей оценка деятельности группы: • степень активности и работоспособности детей на занятии; • заинтересованность темой и содержанием занятия; • сформированность у детей навыков самостоятельной работы; • коммуникативная активность детей, • отношение детей к педагогу; проявление творческой инициативы, познавательной инициативы.

Партнерство детей и взрослых на примере продуктивной деятельности оценка профессионально-личностных качеств («портрет») педагога:

 • знание им содержания, свободное владение материалом; • речь; • педагогическая культура и такт; • внешний вид педагога на занятии; • позиция педагога по отношению к детям; • стиль педагогического руководства; • степень воздействия личности педагога на детей

https://www.seeds-gallery.shop/10061-large_default/common-dandelion-seeds-medical-herb-taraxacum-officinale.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требование к современному занятию

цели, содержания  современного занятия...

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

Основные требования к созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной програ...

Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Тема занятия «Овощи».

Технологическая карта  организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/   В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в с...

Итоговая работа (курсы Учмет): «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Итоговая аттестация на тему:«Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Краткая аннотация:–актуальность;–основная часть: цель,...

Современные требования к безопасности занятий физическими упражнениями в ДОО

Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы), так же сформировать умение действовать в тех или иных ситуац...