Проект "Воспитание толерантности"
проект (старшая группа)

Жаппарова Альбина Заквановна

«Развитие терпимости к особенностям и традициям людей разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 15 «Семицветик»

Проект

«Развитие терпимости к особенностям и традициям людей разных

национальностей у детей старшего дошкольного возраста»

        Подготовила:

        И.П. Шелухина,

        Заведующий

        МБДОУ ЦРР ДС № 15

Социальное развитие рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития в целом. В психолого-педагогической литературе социальное развитие представлено как процесс качественных и количественных изменений, происходящих в ходе приобщения ребенка к социокультурным ценностям и становления его универсальных человеческих способностей.

Социальное развитие осуществляется под влиянием различных факторов: наследственности среды, самоактуализации личности, воспитания.

Основной целью социального воспитания детей дошкольного возраста является становление к элементам социальной культуры: толерантного – к иным национальным, возрастным и гендерным ценностям; бережного, уважительного – к достояниям истории и собственным этническим ценностям; гуманного к людям и т.д.

Современный мир отличается политическим, социокультурным разнообразием, в котором потенциально присутствуют возможности и для позитивного развития отношений, и для конфликтности. Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты насилия и терроризма вызвали принятие международных документов в области воспитания толерантности подрастающих поколений (резолюция 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.11.1995).

Толерантность – одна из составляющих социализации личности дошкольника. Сущность толерантности во всех определениях сводится к признанию единства и многообразия человечества, многомерности человеческой культуры, норм, верований, готовности признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними, на основе доверия и согласия.

В детском саду в единой дружной семье живут дети разных национальностей.

Из 208 детей        170 – русских,

        15 – татар,

        17 – башкир,

        1 – удмурт,

        2 – азербайджанца,

        2 – украинца.

Не каждый взрослый способен понимать и принимать чужие для него обычаи, язык, особенности национального менталитета, и прежде чем разрабатывать методику работы с детьми по данному направлению, необходимо провести соответствующую работу с педагогами и родителями, по выявлению точки зрения по проблеме межнационального общения. С этой целью проведено анкетирование, а затем устное обсуждение проблемы. (Приложение № 1).

При анализе результатов письменного анкетирования педагогов нашего учреждения отмечено:

  1. характер общения меду людьми не зависит от их национальности, а зависит от личных качеств;
  2. не все педагоги готовы принять в свою семью человека другой национальности, мотивируя это тем, что людям с разными культурными корнями и традициями трудно найти общий язык в повседневной жизни.

Выявленные в процессе предварительного изучения взгляды педагогов, их компетентность в данном вопросе показали целесообразность изучения современных публикаций по данной проблеме.

С целью установления отношения родителей к межнациональному общению папам и мамам была предложена анкета (Приложение № 2).

Анализ ответов показал:

  1. родители рассказывают, но недостаточно своим детям о стране, Москве, родном городе и крае;
  2. имеют дома книги национальных авторов, читают детям, но бессистемно;
  3. во всех семьях у детей воспитывают гуманные чувства к народам других национальностей.

Для выявления представления детей о жизни народов нашей страны и края, была проведена беседа (Приложение № 3). Анализ беседы позволил сделать следующее заключение:

  1. дети путают понятия «страна», «республика», «край»;
  2. их знания о жизни народов нашей страны ограничены и сводятся только к перечислению национальностей, даже о родном крае – Урале ребята имеют неглубокие представления.

Для определения целей и задач развития, воспитания и обучения детей межнациональному общению был дан анализ создания условий в дошкольном учреждении.

В детском саду оборудована комната – музей «Горенка», где дети могут познакомиться с бытом и предметами искусства русского и башкирского народов; подобрана соответствующая детская художественная литература, наборы открыток с видами достопримечательностей городов Челябинска, Озерска, Москвы; записи национальных песен и мелодий; наборы кукол в национальной одежде; собран иллюстративный материал, отображающий быт, труд, искусство народов Урала. В группах старшего дошкольного возраста оформлены мини-музеи. И тем не менее педагоги испытывают определенные трудности в организации работы по воспитанию толерантности.

Причины:         1. слабая подготовка самих воспитателей; 2. недостаточное знание методики проведения этой работы.

Полученные данные анкет, анализа предметно-развивающей среды позволили определить первостепенные задачи:

  1. систематизировать знания педагогов по вопросам воспитания толерантности;
  2. расширить представления детей о жизни народов Российской федерации и Урала;
  3. установить связь с семьей в работе по межнациональному общению.

Поставленные задачи реализовывались поэтапно.

        

                                                                                       Приложение № 1

Анкета

для воспитателей

Цель: выявить отношение воспитателей к проблеме межнационального общения

  1. Считаете ли Вы, что многонациональный состав коллектива более комфортен в психологическом плане?
  2. Испытываете ли Вы беспокойство, чувство дискомфорта, настороженности в общении с людьми других национальностей?
  3. Считаете ли Вы, что существует проблема межнационального общения людей? В чем ее суть?
  4. Легко ли Вы общаетесь с представителями других национальностей?
  5. Хотели ли Вы, чтобы в Вашу семью вошли люди с иными культурно-этническими традициями?
  6. Сталкивались ли Вы с проявлениями у дошкольников негативных чувств к иным этнокультурным и языковым традициям?
  7. Какие методы воспитания основ толерантного поведения и мировоззрения Вы считаете наиболее эффективными?

        Приложение № 2

Анкета

для родителей

Цель: установить отношение родителей к межнациональному общению

  1. Рассказываете ли Вы своему ребенку: о Москве, о нашем городе, об обычаях и традициях людей различных национальностей?
  2. Какие книги национальных писателей и поэтов имеются у Вас дома? Читаете ли Вы их детям?
  3. Знает ли Ваш ребенок родословную семьи?


        Приложение № 3

Вопросы для беседы с детьми

Цель: выявить представления детей старшего дошкольного возраста о жизни народов нашей страны

  1. Как называется страна, где мы живем?
  2. Назови столицу нашей Родины?
  3. Кто Президент нашей страны?
  4. Народы каких национальностей живут на Урале?
  5. Какие уральские города, кроме Озерска, ты знаешь?
  6. Я русская, а ты кто по национальности?
  7. Какие сказки других народов ты знаешь?
  8. Назови кукол в национальных костюмах?

I этап – подготовительный

Мероприятия

Ответственные

Срок

  1. Проведение анкетирования с педагогами, родителями

Заместитель заведующего

VIII

  1. Проведение беседы с детьми с целью выявления представлений о жизни народов других национальностей

Воспитатели

IX

  1. Анализ предметно-развивающей среды

Заведующий

VIII

  1. Подбор и изучение публикаций по данной проблеме

Заместитель заведующего

VIII

  1. Консультация для воспитателей «Воспитание толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Заместитель заведующего

VIII

  1. Консультация для родителей «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Воспитатели

IX

  1. Пополнение экспонатами комнаты музея «Горенка»

Педагоги дополнительного образования

VIII

  1. Создание мини – музеев в группах

Воспитатели

IX


II этап – созидательный

Задачи

Месяц

Деятельность

Регламентирующая

Совместная

Самостоятельная

  1. Развитие интереса к родной стране, государственном устройстве и природных особенностях России, ярких исторических событиях, достижениях, открытиях, победах России в прошлом и настоящем

  1. Воспитание у детей гордости за народ, культуру, традиции, развитие терпимости к особенностям и традициям людей разных национальностей

IX

Рассказ воспитателя о РСФСР

  1. оформление мини-музея «Моя Родина»
  2. слушание музыки о Родине
  3. рисование на тему «Мой край родной»
  4. рассматривание политической и физической карт России
  5. беседа о наградах нашей страны

1.рассматривание альбома «Широка страна моя родная»

2. рассматривание детской энциклопедии о России

3. Д/игра «Найди флаг и герб России»

4. сюжетно - ролевая игра «Путешествие»

5. Д/игра «Узнай по описанию» (национальный костюм)

X

Беседа о Москве

  1. чтение детской литературы о Москве, исторических событиях.
  2. составление рассказов о посещении столицы совместно с родителями
  3. слушание музыки о Москве («Москва, звонят колокола», «Лучший город земли»)
  1. игра с настольным конструктором «Наш город»
  2. работа в альбомах для раскрашивания о Москве, стране
  3. пазлы, кубики, вкладыши, с изображением достопримечательностей столицы.
  4. Д/игра «Народный костюм

XI

С днем рождения Озерск!

1.автобусная экскурсия по городу Озерску

2. чтение стихов местных поэтов об Озерске

1.рассматривание фотоальбома «Озерск».

2. Д/игра «Найди герб России, Челябинска, Озерска»

  1. Расширить представления о природных особенностях России, Урала

  1. Формировать умения выделять позитивные события в жизни города

  1. Расширить представления о жизни народов нашей страны

XII

Итоговая беседа об осени (природный мир России, Урала)

1.роспись батика на тему «Осень золотая»

2. развлечение «Здравствуй осень»

3. выставка поделок из природного материала совместно с родителями

4. чтение рассказов, стихов об природе и животном мире

1. Д/игра «Собери цветок»

2. рассматривание иллюстраций о труде людей, природе и животном мире России, Урала.

3. сюжетно-ролевая игра «Консервный завод»

4. хороводная игра «Урожайная»

I

Занятия в комнате – музее «Горенка» (культура, традиции, быт русского народа)

  1. оформление мини-музея «Золотая хохлома»
  2. роспись дымковской игрушки
  3. декоративное рисование «Каслинские узоры»
  4. изготовление макета «Русская изба»
  5. заучивание русских народных песен
  6. экскурсия по микрорайону Заозерный

  1. Д/игра «Одень куклу в русский костюм»
  2. народные подвижные игры «Горелки»,»Два Мороза»
  3. свободное рисование «Строим дом – дом большой»

II

Рассказ воспитателя о подвигах людей разных национальностей в годы Великой отечественной войны

  1. рассматривание иллюстраций о подвигах солдат в годы Великой отечественной войны
  2. концерт для родителей, посвященный Дню мужества
  3. выпуск газеты «Мой папа, солдат»
  1. сюжетно-ролевая игра «Мы военные»
  2. рассматривание альбома «Герои войны»
  3. рассматривание книг и иллюстраций о подвигах воинов
  4. изготовление сувениров для пап
  1. Развивать конкретные представления о ярких исторических событиях

  1. Воспитывать интерес к народным традициям, культуре

III

Рассказ воспитателя об исторических событиях «Прошлое нашей страны»

  1. Работа в центре «Моя страна»
  2. Проведение праздника «Масленица»
  3. Изготовление макетов исторических сражений
  4. Организовать выставку детских работ из тестопластики «Светлая пасха»
  1. просмотр слайдов об исторических событиях нашей страны
  2. Д/игра «Кому что нужно для работы» (старинные орудия труда)
  3. игра - драматизация «Богатыри Земли Русской»
  4. русские народные подвижные игры

IV

Рассказ воспитателя о национальностях, проживающих на Урале

  1. чтение детской литературы (легенды Урала)
  2. рассматривание домашней утвари, элементов башкирского костюма
  3. исполнение родителями элементов башкирских танцев
  1. подвижные игры «Сбей гнездо». Подвижная игра «Золотая гора», «Белая кость» (башкирские)
  2. Д/игра «Вам посылка пришла»

V

Итоговое занятие «На Урале мы живем» (КВН)

  1. провести детский праздник «Сабантуй»
  2. сделать макет юрты
  3. слушание башкирских песен, музыки
  4. изготовление башкирских орнаментов из тестопластики
  5. чаепитие с национальным угощением
  1. Д/игра «Укрась юрту орнаментом»
  2. работа в альбомах – раскрасках «Народный костюм»
  3. рассматривание иллюстраций в альбоме «Мы башкирский народ»
  4. Д/игра «Одень куклу»
  5. работа в центре «Моя страна»

 


III этап – обобщающий

Мероприятия

Ответственные

Срок

  1. Проведение КВН «На Урале мы живем»

Воспитатель

Муз. руководитель

V

  1. Оформление фотоальбома «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Воспитатели

IV

  1. Выставка детских работ «Наша Родина – Россия»

Педагоги дополнительного образования

VI

  1. Поместить публикацию из практики работы по воспитанию толерантного поведения в профессиональном журнале

Заместитель заведующего

до XII


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.

Воспитание гумманых чувств к людм другой  национальности...

О Толерантности. Час общения в 7 классе на тему: "Толерантность и мы"

О толерантности. Час общения в 7 классе на тему:   ...

«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»

Основная цель проекта  - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми  с разными физическими возможностями...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ Пётр Алексеевич Кропоткин – толерантность в действии

Сравнивая двух русских гениев, французский писатель Ромен Роллан писал:«Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплот...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Развлечение ко Дню Толерантности в старшей группе "Планета толерантности!"

На сегодняшний день воспитания толерантной культуры личности дошкольника является  актуальной проблемой в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг н...

Влияние толерантных установок родителей на толерантность детей.

На сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос толерантности к людям, которые принадлежащим к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время этот вопрос приобрел, по...