Консультации для педагогов.
консультация

Мисько Алевтина Александровна

Предварительный просмотр:

                          АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

        Общеизвестно, что  письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.                                        

 Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки(с,з,ш,ж,л,р), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Поэтому, артикуляционная гимнастика- упражнения для тренировки органов артикуляции ( губ, языка, нижней челюсти) необходимы для  правильного произношения.

 Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут говорить чисто и правильно, без помощи специалиста;
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнет заниматься учитель- логопед: их мышцы будут уже подготовлены;
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но не четким произношением;
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволять всем – и детям и взрослым научиться говорить четко и правильно.

 Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой.

     Сначала стоит познакомить ребенка с органами артикуляции, с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке. На этом этапе ребенок должен повторять каждое упражнение 5-6 раз.

Рекомендации к проведению  артикуляционных упражнений.

  1. Сначала упражнения показывает и рассказывает взрослый, а потом ребенок выполняет артикуляционные упражнения  медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходимо зрительный контроль. После того как  ребенок немного освоится, зеркало можно убрать.

 Полезно задавать детям наводящие вопросы: что делают губы? Где находиться язычок? Что делает язычок?

  1. Затем темп артикуляционных упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом необходимо следить за правильностью, точностью и плавностью выполнения артикуляционных упражнений, иначе занятия не имеют смысла.
  2. Лучше заниматься 2 раза в день( утором и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста детей.
  3. Если во время занятий у ребенка язычок дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и ребенок не может удержать нужное положение языка, даже короткое время, следует обратиться к логопеду.

    Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развернутой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

 Мисько А.А.

г. Урай,ХМАО-Югра

Рекомендации « Ознакомление  со строением артикуляционного  аппарата»

 Чтоб приступить  к артикуляционной гимнастике  в первую очередь надо познакомить ребенка с органами артикуляционного аппарата и рассказать, какую  функцию  они  выполняют.

                                   

Строение:

1.  верхние и нижние губы

2.  верхние и нижние резцы ( зубы )

3.  твердое небо

4.  мягкое небо

5.  увулярный отросток ( маленький язычок )

6.  язык – спинка, средняя часть, кончик

     языка, центральная борозда

  1. задняя  спинка гортани

     Когда ребенок  рассмотрит артикуляционный аппарат на иллюстрации, он  может  посмотреть в зеркало, на свой артикуляционный  аппарат и сравнить  его  с   изображением.

 Артикуляционный аппарат рассмотрели, теперь необходимо  рассмотреть схему- профиль, чтобы  ребенок    при  работе над любым звуком  мог  понимать графическое изображение  звука  - схему.

     

   

     Вот губы, верхняя и нижняя; за губами «прячутся» зубы. Зубы верхние и нижние; за верхними зубами есть бугорки (мы называем их «горка за зубами»), их можно нащупать языком; за бугорками начинается твёрдое нёбо.

    Твёрдое нёбо переходит в мягкое нёбо, которое заканчивается нёбной занавеской с маленьким язычком (его видно в зеркале, если язык лежит спокойно).

     Вот язык. У языка подвижный кончик, он может подниматься и опускаться. Серединка и спинка языка тоже может подниматься к твёрдому нёбу.

      Под языком подъязычная связка, мы называем её «ниточкой», «ножкой» языка.

         Ребенок в зеркало видит, как открывается и закрывается рот, движутся губы, язык.

      Самыми  активными  и подвижными органами артикуляционного аппарата  являются язык и губы, именно изменение их положения  формирует  каждый  звук речи.

   Необходимо рассмотреть язык. Различные движения  может  производить не только весь язык, но  и его части. Благодаря такой подвижности,  язык может  создавать разнообразие артикуляции,  дающие  различные акустические эффекты, которые воспринимаются  нами,  как различные звуки.

Части языка:   кончик, спинка, боковые  края и корень.

 

Еще один важный момент, ребенку надо  рассказать, что говорим мы голосом. В горлышке у нас есть  тоненькие  « ниточки » этот голосовые связки, которые дрожат, когда мы произносим некоторые звуки. Это можно  почувствовать, если положить тыльную сторону ладони на   переднюю  часть  горлышка( шеи).

Изображение 126Изображение 125

         

Здесь находится  гортань, когда  произносите  слова, тогда вы почувствуйте,  как у вас горлышко дрожит (вибрирует). В зависимости, какие звуки вы  будите произносить,  горлышко будет дрожать или молчать.  Вот, так появляется голос.              

      Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.

 При ее проведении большое значение имеет тактильно1-проприо-цептивная2 стимуляция, развитие статически3 – динамических ощущений4,  четких артикуляционных  кинестезии.5

На начальных этапах работу проводят с максимальным подключением других, более сохранных анализаторов (зрительного,  слухового, тактильного).

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо   уделять качеству выполнения артикуляторных  движений.

Важно следить за чистотой выполнения движений, за нормальным тонусом мышц, за объемом движений, умением  удерживать движение, определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного  движения к другому, за  точной  координацией движений языка и губ.

__________________________________________________________

1 Тактильный- ( лат. Tactilis-)  осязательный. ОСЯЗАНИЕ — восприятие факторов окружающей среды контактными рецепторами кожи и слизистых оболочек, а также рецепторами мышц и суставов.

2 ОЩУЩЕНИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ — ощущения, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; О. п. дают информацию о движении и положении тела в пространстве.

3 СТАТИЧЕСКИЙ [греч. Stаtоs- стоящий] — неподвижный, рассматриваемый в состоянии покоя и равновесия.

4 ДИНАМИЧЕСКИЙ [греч. Dynamikos  относящийся к силе, силовой] — связанный с проявлением силы; богатый движением, действием, внутренней энергией.

5 Кинестезия  [ощущение, чувства ] - перемещение  частей тела в  пространстве

В процессе работы с детьми, необходимо также следить за тем,  чтобы   движения  языка,  губ  выполнялись  симметрично, чтобы  язык  не  отклонялся вправо или влево.

Принципом  отбора  артикуляционных  упражнений   служит  характер дефекта  и знания артикуляционного аппарата. При произнесении звука, каждый артикуляционный  орган занимает определенное  положение.

В потоке речи  органы артикуляционного аппарата  быстро меняют  свое положение, а    для  этого  они  должны  быть   подвижными.

При   подборе материала для  артикуляционной   гимнастики    необходимо соблюдать последовательность  от    простого  к  сложному.

Сначала упражнения  выполняются в медленном темпе перед зеркалом.

После того как ребенок  научился   выполнять   упражнения, зеркало  можно убрать.

На коррекционных занятиях у ребенка должны работать  такие  анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, тактильный. Каждое упражнение выполняется 10—15 секунд и повторяется 5—8—10 раз четко и медленно. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка определенных усилий и терпения.  Детей  на  протяжении  всех  занятий  сопровождают  « Язычки». Они используются,  как   наглядное пособие.

   

 

А, также  при   поощрении   и  при  недостаточно  правильном выполнении упражнений, они направлены как на поддержку, так и на оценку  выполнения упражнений ребенком.

Детям    через     игру,   педагог  объясняет,   поощряет,   педагог строит  иллюстраций  детям  на   примере    артикуляционных упражнений.

                                 

                                    - Свет мой,  зеркальце, скажи!

                                     Да всё правду покажи,

                                     Как я буду говорить,

                                     Постарайся повторить.

Язык  спокойно лежит на нижней губе упражнение  «Лопатка».

                                       

Язык поднят за верхние зубы упражнение « Качели».

   Закрепление любого навыка требует систематического повторения.

Самое главное в этой работе, чтоб ребенок понимал, что, как и для чего он это делает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...