Реализация принципа гуманистической направленности при организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
статья (старшая, подготовительная группа)

Ичеткина Надежда Владимировна

В статье будет рассмотрена эффективность организации познавательно-исследовательской деятельности посредством проектной опытно-экспериментальной работы с детьми, отвечающей требованиям гуманистического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация принципа гуманистической направленности при организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Ичеткина Надежда Владимировна,

город Иркутск,

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №185

Синицкая Светлана Александровна,

город Иркутск,

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №185

Implementation of the principle of humanistic orientation in the organization of cognitive research activities in the Preschool educational Institution

Ichetkina Nadezhda Vladimirovna,

Irkutsk city,

Educator of the Irkutsk MBDOU kindergarten No.185

Sinitskaya Svetlana Alexandrovna,

Irkutsk city,

Educator of the Irkutsk MBDOU kindergarten No.185

Аннотация: в статье будет рассмотрена эффективность организации познавательно-исследовательской деятельности посредством проектной опытно-экспериментальной работы с детьми, отвечающей требованиям гуманистического воспитания.

Abstract: the article will consider the effectiveness of the organization of cognitive research activities through project experimental work with children that meets the requirements of humanistic education.

Ключевые слова: принцип гуманистической направленности; познавательно-исследовательская деятельность; проектная деятельность; опытно-экспериментальная деятельность, дошкольное образовательное учреждение.

Keywords: the principle of humanistic orientation; cognitive research activity; project activity; experimental activity, preschool educational institution.

Принцип гуманистической направленности рассматривается в педагогике, как один из важных принципов воспитания и обучения. Он ориентирован на гармоничное личностное развитие ребенка.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, организованная с учетом личностно-ориентированного и деятельностного подхода, отвечает требованиям гуманистического воспитания и является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Это процесс, во время которого дети активно исследуют окружающий мир, задают вопросы, проводят эксперименты и делают открытия. Они имеют возможность самостоятельно исследовать различные предметы, явления и процессы, а также задавать вопросы и искать на них ответы.

Данный вид деятельности позволяет детям развивать свою познавательную активность, мышление, воображение, логику и творческие способности. Они учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и разрабатывать гипотезы.

Познавательно исследовательская деятельность в ДОУ может включать в себя различные виды деятельности, такие как наблюдение, эксперименты, создание моделей и т.д. Одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Проектная деятельность в дошкольном учреждении является одним из основных методов организации образовательного процесса и была обоснована в исследованиях Л.И.Божович, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др.

Проектная деятельность в ДОУ основана на идее исследования детьми реальных проблем и поиском путей их решения.

Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к поиску решений поставленных проблем.

Метод проектов в дошкольном учреждении - это педагогическая практика, основанная на организации деятельности детей, направленной на решение конкретных задач или проблем в рамках определенного проекта.

В основе метода проектов лежит идея, что деятельность, основанная на решении реальных задач, способствует переносу знаний и навыков в другие ситуации, активизирует познавательные процессы и мотивирует детей к самостоятельному изучению и исследованию.

Проектная деятельность в ДОУ имеет следующие особенности:

  • Целеполагание: перед началом проекта педагоги определяют общую цель проекта, которая соответствует возрастным потребностям и интересам детей.
  • Участие детей: дети активно участвуют во всех этапах проекта - от планирования до презентации результатов.
  • Интеграция знаний: проекты в ДОУ позволяют интегрировать знания из различных областей. Это помогает детям видеть связи между разными предметами и применять полученные знания на практике.
  • Работа в группе: проектная деятельность в ДОУ осуществляется в групповой форме.
  • Практическая направленность: проекты в ДОУ ориентированы на практическую деятельность.

Проектная деятельность в ДОУ позволяет развивать у детей такие компетенции, как коммуникативные навыки, креативность, творчество, самостоятельность, логическое мышление, наблюдательность и другие. Она помогает детям осваивать новые знания и навыки, развивать свои таланты и интересы, а также развивать социально-эмоциональную сферу [1, с. 23]

Направлением проектной деятельности в нашей работе была опытно-экспериментальная деятельность детей, организуемая при участии родителей. Так, нами были разработаны и внедрены краткосрочные проекты: «Огород на окне», «Столовая для пернатых», «Копилка простых экспериментов», «Фокусы и в чем их секрет», «Воздух вокруг нас», «Опыты на кухне». Для их реализации были созданы мини-лаборатории, центры экспериментирования, метеостанция на территории ДОУ. В качестве повышения педагогической культуры родителей и создания положительного доверительного настроя на взаимодействие были оформлены информационные стенды, буклеты, дидактические материалы, проведены консультации, открытые занятия, мастер-классы, родительские собрания, родительские форумы.

Результаты динамического наблюдения за детьми (22 ребенка) на экспертно-аналитическом этапе работы свидетельствуют о наличии положительной динамики у дошкольников старшей группы: 81% детей в ходе итоговой диагностики проявляли интерес к исследовательской деятельности; 54 % умение ставить проблему и находить пути ее решения; 63% самостоятельно организовывать опыты, соблюдать правила безопасности; 77% переносить полученные знания и умение в близкое социальное окружение.

Таким образом, организация познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ посредством проектной опытно-экспериментальной работы с детьми, при построении процесса на основе принципов гуманистического воспитания позволяет говорить о создании оптимальных условий для свободного личностного развития.

Список литературы:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 99с.
  2. Микерина А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Челябинск, 2013. – 22 с.: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-poznavatelnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-integrirovannom-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 30.06.2023).
  3. Сыпченко Е.А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. -  СПб.: Детство-Пресс, 2013 – 96с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...