Экологическое образование детей в ДОУ
учебно-методический материал

Кудряева Мария Николаевна

Формирование экологической культуры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование детей в ДОУ

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, деятельность, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть.
Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы – в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира – в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности – в период взросления и зрелости.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.
При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы:

  • экологическое восприятие — видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
  • экологическое мышление — отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
  • экологическое чувствование — эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
  • экологические знания — отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
  • экологическое отношение — действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Таким образом, сущность экологической культуры может быть представлена «как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности».
Задачи экологического образования в детском саду:
1. Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.
2. Развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе.
3. Развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы, ее эстетического видения.
4. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.
ФГОС о познании природы детьми:

  • Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии.
  • Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.
Согласно Стандарту в качестве целевых ориентиров образовательной программы выступают пять направлений, которые формируются через ознакомление детей с окружающим миром природы: познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
В рамках познавательного развития у дошкольников формируются первичные представления об объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и особенностях ее природы. Содержание художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование гуманного, бережного, заботливого, эмоционально-положительного отношения к миру природы.
В результате социально-коммуникативного развития формируются основы безопасного поведения в природе, социуме, быту, развиваются эмоциональная отзывчивость, сопереживание по отношению к природным объектам. Речевое развитие направлено на знакомство с природоведческой литературой. Область физического развития предполагает формирование у детей ценностей и навыков здорового образа жизни. Таким образом, ФГОС ДО выдвигает определенные требования к осуществлению образовательной деятельности, в которой большое значение уделяется развитию экологической культуры детей. Начальные основы экологической культуры закладываются в процессе общения с природой и грамотно организованной образовательной деятельности.
Важное место в формировании экологической культуры отводится игре как ведущей детской деятельности. В ней формируются правила поведения в природной среде, моральные нормы. Дошкольники средней группы сензитивны к разнообразным играм: дидактическим, творческим, подвижным. Играя, они накапливают представления об окружающем мире, творчески уточняют, расширяют, закрепляют имеющиеся знания о животных, растениях, явлениях природы. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, обогащает словарь и предоставляет возможность для проявления самостоятельности, сотрудничества и инициативности.
Неотъемлемой частью работы с детьми является разнообразная деятельность с литературными произведениями, оказывающая благотворное влияние на личность ребенка: чтение книг, рассматривание иллюстраций к книгам, заучивание стихотворений, разыгрывание сказок. Сказки играют особую роль для детей 4-5 лет, у которых преобладают сказочно-игрушечные понимания растений и животных. Соотнося сказочные образы на реальные объекты и предметы, сказка помогает обрести реалистические представления об окружающем мире.
В установлении причин природных явлений, отношений и связей между предметами и явлениями активно используются поисково-исследовательская деятельность. Благодаря различным экспериментам и опытам дети имеют возможность раскрыть некоторые тайны природы, уточнить знания о качествах и свойствах объектов неживой природы (воды, снега и т. д.), о важных условиях для полноценного развития и роста растений.
Также дети познают значение красоты, порядка, чистоты в окружающей среде для здоровья каждого человека, знакомятся природными материалами и их использованием в хозяйственной деятельности человека. Данная деятельность оказывает содействие для осознания причинно-следственных связей, развития наблюдательности и мыслительной деятельности. Ухаживая за комнатными растениями, дети получают практический опыт приобщения к природной среде. Усвоение начальных знаний о потребностях растений и условиях, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей, позволяет оценить внешние признаки растений — показатели его благополучия. Наблюдая за состоянием растения, дошкольник как бы ему «сочувствует» и старается помочь. Такая работа формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.
Среди эффективных способов экологического образования детей важно отметить экскурсии и прогулки. С целью удовлетворить стремление познать как можно больше о природных объектах, привлекающих внимание, дети среднего возраста активно включаются в процесс наблюдения. В течение прогулки нужно обращать внимание на красоту природы и погодные явления. Необходимо наблюдать за поведением животных и состоянием растений, обучать детей самостоятельно замечать явления природы, называть их и делать выводы, побуждать к задаванию вопросов. Каждое наблюдение расширяет и углубляет представления ребенка об окружающей природной среде, дает новые знания, пробуждает любознательность и пытливость.
Достигать положительных результатов в становлении экологической культуры дошкольников средней группы помогают выставки, конкурсы, разнообразные акции экологической направленности, праздники на экологические темы.
Популярностью пользуются проекты: экологические кружки или школа юного эколога, активно поддерживаемые государством. Возможность ознакомления ребенка с животными, растениями, явлениями неживой природы дает непосредственно-образовательная деятельность (НОД), в процессе которой уточняется и систематизируется личный опыт, полученный в ходе игр, чтения художественной литературы, опытов и экспериментов, наблюдений. НОД делает возможным последовательное усложнение, расширение и обогащение знаний, умений и навыков в плане ознакомления дошкольников с природой. Наиболее распространенной является образовательная деятельность, проводимая с помощью наблюдения. При организации такой НОД с дошкольниками 5-го года жизни, необходимо учитывать некоторые особенности данного возраста: дифференцированность восприятия, умение выделять 4-6 признаков наблюдаемого (особенности существования растений, особенности поведения животных, признаки внешнего строения объектов и т. д.).
Процесс формирования экологической культуры дошкольника и ее дальнейшее развитие возможны только при создании экологической образовательной среды и использовании современных средств и технологий обучения и воспитания. Работа по формированию экологической культуры должна быть направлена на формирование познавательной сферы ребенка и включение его в активную деятельность с помощью технологии проектов, участия в познании окружающего мира (организация тематических праздников, выставок, экскурсий, бесед и встреч, занятий по знакомству с окружающим миром, наблюдений за живой и неживой природой). Организованная деятельность в природе, уход за растениями и животными дома и в детском саду, помощь в уборке территории также способствуют формированию ценностного отношения к миру природы и месту в ней человека. Важной составляющей в формировании экологической ответственности и сознательности детей является положительный пример родителей, педагогов и студентов. Дошкольное образование является базой для дальнейшего формирования экологической культуры личности на следующих ступенях образовательного процесса.

Развитие поисковой активности детей в ДОУ

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, имеется в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. 
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.
Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с образовательной программой воспитатель разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит перед детьми. Для этого важно создание проблемных ситуаций на занятиях или в разнообразной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира. Проблемная ситуация возникает, когда задача уже есть, но сразу ее решение детям недоступно. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить уже известные факты, сделать какие-то выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ, выявление известного и неизвестного. В результате такого анализа под руководством воспитателя выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений. Предположения, высказанные детьми, могут быть правильными, ошибочными, и даже противоречивыми. Но при этом все они должны быть обсуждены. Важно выслушать все предположения детей, обратить внимание на их противоречивость, предложить проверить, чье правильнее. Если дети не высказывают предположения, воспитатель побуждает к этому или сам высказывает необходимые предположения. У детей в ходе анализа и оценки предположений возникает интерес и его надо использовать для перехода к следующему этапу поисковой деятельности — рассмотрению вариантов проверки и к самой проверке.
Экспериментирование в подготовительной группе — важная часть познавательной работы. Его значение очень велико. Детям интересно все, что их окружает, они готовы изучать что угодно, проводя опыты и эксперименты с предметами и веществами. Задача педагога — систематизировать их знания, значит, и занятия должны быть системными, тематическими.
Организация эксперимента требует определенного уровня подготовки детей. Для того, чтобы они могли решить поставленную педагогом проблему или выявить ее самостоятельно, наметить метод и способ решения, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях природы. Эта информация отбирается педагогом, адаптируется к возрасту воспитанников.
Перед проведением эксперимента педагог с детьми читает познавательную литературу, просматривает видеофильмы; беседует; наблюдает за природными изменениями; объектами неживой природы; ходит на экскурсии; рассматривает коллекции.
Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная среда. В группе должны создаваться исследовательские центры. Оборудование и материалы подбираются в соответствии с возрастными особенностями и темами экспериментов и обозначены знаками. Дети, ориентируясь на них, знают, где и какие материалы и оборудование размещены.
Воспитанники  могут проводить эксперименты с водой, воздухом, со звуком по готовым моделям, картинкам-схемам, рисункам. Фиксировать свои результаты в рисунках, делать выводы, делиться результатами. В своей работе педагоги могут использовать разнообразные приемы повышения поисковой активности и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей: интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через мотивацию, образность, эмоциональность; значимость и необходимость участия каждого в деятельности; стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»; обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то...», «Что изменится, если...»); помогают составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи); используются приемы развития творческого воображения.
Накопление ребенком опыта инициативного поведения в поисковой активности и познавательной мотивации, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.). Содержание опытно-экспериментальной деятельности состоит из пяти блоков педагогического процесса:
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). При организации культурных практик, познавательно-исследовательская деятельность занимает ведущее место, т. к. исследования, изучение и сравнение происходит и на прогулке, и во время творческой работы и во время трудовых поручений.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
5. Создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Задача воспитателей — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Так же можно организовывать во время прогулок экскурсии, где дети могут закрепить свои знания о свойствах предметов (глина, песок, тесто и т. д.).
Перед тем как начинать экспериментирование, необходимо четко представлять себе, какой результат должно принести проведенное занятие. Экспериментирование в подготовительной группе ДОУ не исключение. Самое главное для педагога — научить детей самостоятельно мыслить, делать выводы, понимать причинно-следственные связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

ДОКЛАД «Экологический театр как нетрадиционная форма экологического образования детей»

Доклад к РМО воспитателей старших и подготовительных групп ...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...