План работы по самообразованию на тему: Позновательно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)

Скорнякова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Сроки реализации:   сентябрь 2022 -  май 2023 г.                                               Цель: Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (4-5 лет) как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.                                                                                                      Совершенствовать свою профессиональную компетентность, мастерство,  повысить свой теоретический уровень по изучаемой теме.                                       Задачи:                                                                                                                 1. Изучить  методики, технологии познавательно-исследовательской деятельности.                                                                                                                    2. Учить детей сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы в ходе экспериментирования.         3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность.                            Предполагаемый результат: Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач. Умение использовать разные способы и приемы познания. Ребёнок в дошкольном возрасте (4-5 лет) учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Познавательно-исследовательская деятельность учит ребенка управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.   Предметно-пространственная среда группы пополнится пособиями.   Актуальность выбранной темы.                                                                                          Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.                                                          Дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.                                                                                                        Методы и приемы работы с детьми: Практические, проблемно-поисковые. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. 

Формы работы с детьми:- совместная работа с детьми; - индивидуальная работа;

Реализация плана по самообразованию 2022-2023г.

Сроки

Содержание   работы

Формы и методы работы

Изменения предметно-развивающей среды

Практический выход

С детьми

С родителями

Сентябрь

Изучение методической, литературы.

 Проведение диагностич. исследования детей.

Создание  мини-лаборатории в группе.

Список литературы (см. Приложение №1).

 План работы на учебный год.

Октябрь

«Неживая природа. Ветер» Дать представление о том, что  ветер – это движение воздуха.

 Беседа «Летающие семена»» «Ветер, ветер ветерок».

Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Изготовление вертушек.

Формировать умение детей самостоятельно делать выводы.

Ноябрь

 «Неживая природа. Воздух» Умение обнаруживать воздух в окружающем пространстве, образовывать ветер.

 Опыт «Почему кораблики не плывут»   «Что в пакете?» Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Пополнение атрибутов для мини-лаборатории в группе.

Опыты с «воздухом"    Развивать познават. активность детей в процессе эксперименти-рования.

Декабрь

«Теплота» «Вода» Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

 «Как вода даёт жизнь растению?»  «Как растения пьют воду?». «Горячо - холодно» Познакомить со способом получения теплой воды.

Консультация

«Правила при организации исследовательской работы с детьми дома»

Опыты с водой. 

Формировать умение детей сравнивать, обобщать, анализировать.

Январь

«Неживая природа. Снег. Лёд». Закрепить свойства снега. Выявить, что лед - твердое вещество, закрепить свойства воды (превращение в лёд).

«Почему снег хрустит?» Рассматривание снежинок через лупу. Опыт «Тающий лед».  «Цветные льдинки»

Наглядная агитация: уголок для родителей «Экспериментирование в зимнее время или занимательные опыты со снегом»

Пополнение атрибутов для мини-лаборатории в группе

Опыты со снегом, льдом Изготовление цветных льдинок и сосулек для украшения деревьев. Развивать самостоятельность.

Февраль

«Дерево и его свойства» Познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала, не тонет.

«Откуда стул пришел?»           Д/и «Найди предметы из дерева» «Плавает или тонет» 2 лодки бумажная и деревянная. «Дерево не прозрачное»

Консультация

«Как развивать любознатель-ность ребенка»

Помочь овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.

«Нам интересно все, что

неизвестно»

Фотовыстовка

Март

«Земля, песок, глина» Познакомить детей с почвой, глиной ее составом на основе опытов.

«Зачем нужна земля?» «Как движется сухой песок?» Какими свойствами обладает глина?»

Консультация

 «Детское эксперименти-рование. Что сделать взрослому, чтобы ребенок эксперименти-ровал?»

Пополнение атрибутов для мини-лаборатории в группе

Опыты с песком, землей и глиной.

Развивать познават. активность детей в процессе экспериментирования.

Апрель

«Неживая природа. Камни, ракушки»   Дать представление о том, что камни бывают разными: речными и морскими, драгоценными.

 «Определение цвета, формы, веса».                 «В ракушке слышно море» Д/и «Чудесный мешочек»

Консультация

 «Развитие исследовательских способностей детей 4-5 лет в игре на прогулке».

Формировать умение детей сравнивать, обобщать, анализировать.

Май

Неживая природа. «Свет» Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна) искусственные-  изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

«Солнечные

зайчики»

«Кто   нагрел предметы?

«Тени на стене

«Эффект радуги»

Фотовыставка для родителей «Маленькие фокусники».

Опыты со светом.

Развивать познават. активность детей в процессе эксперименти-рования.

Самореализация

Обобщение педагогического опыта по данной теме.

                                    Литература:

1.Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007г.

2. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

3.  Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

5.  Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

6.  Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год

В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

План работы по самообразованию на тему: "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Рисование- очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том  числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....

Методическая разработка на тему: "Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с использованием элементов тренажерно-информационной системы «ТИСА»"

Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с использованием элементов тренажерно-информационной системы «ТИСА»...

План работы по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Мелкая моторика включает в себя координацию движений мелких мышц рук и пальцев, что необходимо для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др...