Отчет по инновационной теме за 2022-2023 учебный год.
методическая разработка (младшая группа)

Кожевникова Юлия Владимировна

Тема:  «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_innovatsionnoy_teme_kozhevnikova_yu.v.docx647.55 КБ

Предварительный просмотр:

     Отчет по инновационной теме за 2022-2023 учебный год.

Тема:  «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Цель: Формирование сенсорной культуры посредством дидактических игр.

Задачи для педагога:

  1. Создать систему поэтапного. Последовательного сенсорного развития дошкольников;
  2. Улучшить методическое обеспечение6 по сенсорному развитию;
  3. Создать условия для развития сенсорных способностей дошкольников;
  4. Составить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию;
  5. Повысить уровень сенсорного развития младших дошкольников.

Задачи для обучающихся:

  1. Формировать умения сравнивать предметы по основным свойствам ( цвет, форма, размер);
  2. Стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
  3. Поддержать и развить интерес детей к совместному со взрослым  и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

Предполагаемый результат:

  1. Дети умеют сравнивать предметы по цвету, форме и размеру;
  2. У детей развиты разные виды восприятия;
  3. Дети заинтересованы к совместному со взрослым обследованию предмета.

Какой этап: заключительный

Реализация

Большой вклад в изучение проблем сенсорного развития внесли видные отечественные педагоги и психологи: А.В. Запорожец , Н.П. Сакулина , Е.И. Тихеева , А.П. Усова . В настоящее время широко известна и повсеместно используется система сенсорного воспитания дошкольников, разработанная Л.А. Венгером и его школой. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. По мнению Л.А. Венгера, сенсорное развитие является основой умственного развития ребенка, так как для большинства видов деятельности дошкольника необходимо полноценное восприятие . Именно с восприятия начинается процесс познания окружающего мира, а более сложные формы познания, такие, как мышление и воображение, по отношению к нему являются вторичными.

                                     План работы с родителями

Месяц

Мероприятие

сентябрь

Консультация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

октябрь

Родительское собрание  « Сенсорное воспитание: средства, формы, методы» 

ноябрь

Консультация «Взаимосвязь сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности»

декабрь

Фотовыставка  «У кого какая шерсть?»

январь

Сенсорное воспитание детей в бытовой деятельности.

февраль

Видеоролик «Мы за ЗОЖ»

март

Конкурс среди родителей  « Лучшая игра по сенсорному развитию для младших дошкольников своими руками»

апрель

Родительское собрание « Чему научились наши малыши?»

План работы с детьми

Месяц

Мероприятие

сентябрь

Составление диагностических карт

октябрь

Проведение диагностики. Составление картотеки игр, направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

ноябрь

Создание в группе «Центра сенсорного развития»

декабрь

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

январь

1. «Воздушные шары» Цель: Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. 2. «Поможем мишке разложить игрушки» Цель: Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник

февраль

1. «Ткани» Цель: Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. 2. «Что лежит в мешочке?» Цель: Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

март

1. «Сделаем куклам бусы» Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

апрель

Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года.

В ходе проведения методики «Группировка игрушек», направленной на изучение уровня развития восприятия формы, было выявлено, что 6 детей получили 2 балла (40%), что было отнесено нами к низкому уровню, 8 человек – 3 балла (53%, средний уровень), 1 ребенок – 4 балла (7%, высокий уровень).

Результаты изучения уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (контрольный этап)

В ходе проведения методики «Группировка игрушек», направленной на изучение уровня развития восприятия формы, было выявлено, что 3 ребенка получили 2 балла (13%), что было отнесено нами к низкому уровню, 8 человек – 3 балла (53%, средний уровень), 5 детей – 4 балла (34%, высокий уровень).

                   Проблемы в ходе работы над инновационной темой:

  1. Решение данной педагогической проблемы требует определенного навыка, опыта проведения. Необходимо брать во внимание достаточно юный возраст детей, зачастую не все дети младшего дошкольного возраста  умеют говорить и произносить слова.
  2. Проблемой также явилось низкий уровень понимания родителей значения сенсорного воспитания ребенка.

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20230322_100632.jpg C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20230316_174435.jpg

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20230313_093733.jpg C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20230113_091400.jpg C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20230316_174256.jpg

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20230322_110530_1.jpg C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_2023-03-30-12-48-23-480_com.miui.gallery.jpgC:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20230113_092704.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе за 2022-2023 учебный год по художественно-эстетическому развитию детей 3-7 лет

В текущем учебном году образовательно-воспитательный процесс по художественно-эстетическому развитию детей 3-7 лет осуществлялся по образовательной программе ДОУ. Были поставлены и решены за...

Доклад по инновационной теме на 2022-2023 г

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действител...

Доклад по инновационной теме на 2022-2023 г.

Тема моего инновационного маршрута.«Развитие у детей 5-6 лет умения пользоваться алгоритмом для составления сказки используя типовые приемы фантазирования».Цель: Формирование у детей умени...

Доклад по инновационной теме за 2022 - 2023

Цель. Формировать умения составлять сравнения по двум-трем признакам, побуждать детей к созданию двух - трехстрочных загадок по трем моделям....

Доклад по инновационной теме на 2022- 2023 г. «Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок по технологии ТРИЗ».

Задачи обучения детей созданию образных характеристик объектовСредний возрастПродолжать учить детей:-  выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов (активный этап);- ...

Годовой отчет педагога за 2021-2022, 2022-2023 учебный год

Отчет о педагогической деятельности за 2021-2022  и 2022-2023 учебный год...