Доклад по инновационной теме за 2022 - 2023
методическая разработка (средняя группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Цель. Формировать умения составлять сравнения по двум-трем признакам, побуждать детей к созданию двух - трехстрочных загадок по трем моделям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eltsova_doklad_srednyaya_gr_dlya_vospit_po_innovatsii.docx144.77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад мастер-класса для педагогов, выступление.

Тема «Обучение детей среднего дошкольного возраста созданию образных характеристик объектов через составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ».

Ельцова Ирина Владимировна

Воспитатель

Уважаемые коллеги!

    Хочу Вам представить - работу с применением ТРИЗ – технологии «Обучение детей среднего дошкольного возраста созданию образных характеристик объектов через составление сравнений и загадок по

технологии ТРИЗ». 

Цель. Формировать умения составлять сравнения по двум-трем признакам; побуждать детей к созданию двух-трехстрочных загадок по трем моделям.

    Речевое развитие воспитанников в соответствие ФГОС ДО включает привычные для нас направления речевого развития дошкольника: развитие фонетической, лексической, грамматической и связной монологической речи. 

    В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только знание и соблюдение языковых норм, но и умение использовать выразительные средства языка, что характеризует степень искусности речи: лексическое богатство, точность, образность и т.п. Развитие образной речи детей является чуть ли не основополагающим фактором воспитания гармоничной и счастливой личности.

    Речь - это продукт интеллектуальной деятельности, который помогает людям общаться друг с другом, а также выражать свои чувства и эмоции. Развитие речевых навыков формируется в несколько этапов. Вначале ребёнок идентифицирует речь на слух, затем пытается воспроизвести звуки, чуть позже учится складывать из звуков слоги и слова. Уже к 4-5 году жизни ребёнок разговаривает обширными предложениями, используя в своей лексике наречия и прилагательные. По мнению педагогов ораторского искусства, именно с этого возраста детям нужно прививать культуру речи, развивая в них навык образ красивой, эмоционально и интонационно выразительной речи.

     Способность слова создавать наглядно-чувственные образы предметов и явлений называют образностью. Видами образной речи, исходя из анализа научной литературы, выступают сравнение, метафора, олицетворение, эпитет и фразеологический оборот.

    Критериями успешного развития образной речи выступают ее богатство, точность и выразительность.

    Итак, одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.

Образность речи является показателем богатства языка человека.

    Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет продуктивной при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками и почувствует себя успешным в этой деятельности.

    Для достижения этой цели я использую технологию ТРИЗ.  В своей образовательной практике использую разработанные алгоритмы по созданию образных характеристик, предлагаемые Т. А. Сидорчук и Н. Н. Хоменко.

Прежде чем я продолжу давайте немного вспомним, что же такое загадка?

    Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают. 

    Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.

    Метафора - это сравнение, которое вызывает более сильный образ, чем сравнение, и заставляет читателя почувствовать или увидеть что-то, что поможет ему понять это. Она утверждает, что нечто равно чему-то другому; это не просто сравнение двух вещей. Другими словами, метафора - это фигура речи; вы должны использовать свое воображение с метафорами, а не воспринимать их буквально.

    Задачи обучения детей созданию образных характеристик объектов

Средний возраст

Продолжать учить детей:

выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов (активный этап);

 понимать сравнение, произнесенное педагогом; упражнять в сравнении по признакам, значениям признаков;

составлять сравнения по двум-трем признакам; побуждать детей к созданию двух-трехстрочных загадок по разным моделям; оценивать сравнения и выбирать лучшие.

Этапы работы по обучению детей образной речи

1 этап. Составление сравнений. (с 3 лет)

2 этап. Составление загадок (с 3, 5 лет)

3 этап. Составление метафор ((6 – 7 лет)

Технология обучения детей составлению сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;
  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Объект № 1

Признак

Такой же (Значение признака)

Как

(Объект № 2)

 

Цыпленокhttps://images.freeimages.com/images/large-previews/373/chicken-2-1443916.jpg

Цвет

     Сравнение можно составить с одним и тем же объектом, но по другим признакам:

«Цыплёнок по звуку пищащий, такой же пищащий по звуку, как дудочка.»

«Цыплёнок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как одуванчик.»

«Цыплёнок по форме круглый, такой же круглый по форме, как клубок.»

«Цыплёнок по ощущениям (рельефу) мягкий, такой же мягкий по ощущениям, как подушка.»

Обучение детей составлению сравнений начинается с 3х летнего возраста.

Главное научить детей у объекта выделять признак и значения признака.

    2. Составление загадок

    Еще одним методом для развития образности речи является составление загадок. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В технологии ТРИЗ есть три модели:

    Модель 1 «Какой – что бывает таким же»

Чтобы составить загадку по первой модели необходимо:

1. Выбрать объект - самовар.

2. Три признака, в данном случае это цвет, действия, форма.

Далее даются образные характеристики по заданным признакам.

- Какой самовар по цвету?

 - Желтый.

Записываем это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям?

- Шипит (шипящий)

- (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой самовар по форме?

- Круглый

(заполняется третья строчка левой части таблицы).

Теперь делаем сравнение по перечисленным значениям признаков и заполняем правые строчки таблицы:

- Самовар желтый (Что или кто бывает таким же) - монета.

- Самовар шипящий (Что или кто бывает таким же) - вулкан.

- Самовар круглый (Что или кто бывает таким же) - арбуз.

После заполнения таблички читаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". 

Составляем загадку:

В 1. "Желтый, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз".

В 2. "Желтый, но не монета; шипящий, но не вулкан; круглый, как арбуз".

    Модель 2 «Что делает? – Что (кто) делает так же?»

Во второй модели для объекта берем один признак и несколько значений этого признака. Давайте попробуем вместе.

Выбираем:

 1. Объект – ежик,

2. Признак – действие.

(Вывешивается таблица, которая постепенно заполняется 

(сначала в левой, а потом в правой части).

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что делает так же?

- Пыхтит как паровозик.

- Пыхтит как чайник.

- Собирает как кто или что делает так же?

- Собирает как хозяйка.

- Собирает как жадина.

- Семенит как кто или что делает так же?

- Семенит, как ребенок.

- Семенит, как дедушка.

Далее составим загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

Примеры: В 1. «Пыхтит, как паровозик; собирает, как хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

В 2. «Пыхтит, но не чайник; собирает, но не жадина; семенит, как дедушка».

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

    Модель 3 «На что похоже? – Чем отличается?»

Особенностью освоения третьей модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? НО Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб :

- На что похож гриб?

 - На мужичка.

- А чем отличается от мужичка?

- У гриба нет бороды.

- Еще на что похож?

- На дом, но без окон.

- А еще?

- На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки:

«Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

    Вывод. Таким образом, работа по развитию образной речи детей среднего дошкольного возраста при помощи составления сравнения по признакам и созданию загадок используется при решении задач по развитию речи. Продолжить работу хочу в дальнейшем, используя технологию обучения детей составлению метафор.

Спасибо за внимание!

Готова ответить на все ваши вопросы.

Буду рада ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2022-2023г.

Доклад выступления    для  педагоговПо иннавационной теме на 2022-2023 г «ФоМир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок ...

Доклад по инновационной теме 2021-2022

Тема моего инновационного маршрута.«Развитие логического мышления через использование типовых приемов фантазирования у детей среднего дошкольного возраста».Цель: Формирование у детей логич...

Доклад по инновационной теме на 2022-2023 г

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действител...

Доклад по инновационной теме на 2022-2023 г.

Тема моего инновационного маршрута.«Развитие у детей 5-6 лет умения пользоваться алгоритмом для составления сказки используя типовые приемы фантазирования».Цель: Формирование у детей умени...

Отчет по инновационной теме за 2022-2023 учебный год.

Тема:  «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Доклад по инновационной теме за 2022-2023гг

quot;Рука это вышедший наружу мозг человека" И. Кант...

Доклад по инновационной теме на 2022- 2023 г. «Обучение детей среднего дошкольного возраста, созданию образных характеристик через составление сравнений, загадок по технологии ТРИЗ».

Задачи обучения детей созданию образных характеристик объектовСредний возрастПродолжать учить детей:-  выделять у объекта признаки и сравнивать их с признаками других объектов (активный этап);- ...