Формирование сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Гузель Мубараковна Хусаинова

Формирование сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_roditeley_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ г Нижневартовска ДС №41 «Росинка»

Формирование сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель Хусаинова Г.М.

г Нижневартовск, 2021 г.

Консультация для родителей

«Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет»

Сенсомоторное развитие – это развитие у ребенка восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Целью сенсомоторной деятельности детей 3-4 лет,
является обеспечение условий,
для развития сенсомоторных способностей детей.
Задачи сенсомоторного развития:

1. Способствовать формированию представлений о цвете,

форме, величине предметов, положения их в пространстве;

2. Содействовать развитию восприятия, стимулируя

анализаторы зрительные, слуховые, осязания,

обоняния и вкуса.

3. Способствовать развитию мелкой моторики рук;

Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания. Моторика — основа развития, всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

В нашей презентации представлена«Игротека», в которой можно увидеть игры и пособия для сенсомоторного развития детей 3-4 лет:

1) Д./игра «Чудесный мешочек».

Цель: способствовать развитию осязательного восприятия, учить выделять признаки предметов по структуре поверхности.

Описание: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него овощи и фрукты, геометрические фигуры, так же музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

2) «Волшебные пластинки».

Цель: развитие тактильной памяти, мелкой моторики, воздействие на умственный потенциал ребенка.

Материал: набор карточек с различными поверхностями (наждачная бумага, губка для мытья посуды (обе стороны - жесткая и мягкая), гофрированный картон, фольга, колючая часть липучки и др.) в двойном экземпляре, набор железных крышек от детского питания с такими же поверхностями, так же в двойном экземпляре.

Перечень игр:

«Угадай, что потрогал»

Попросите ребенка закрыть глаза. Проведите его пальчиком по одному из образцов, предложите открыть глаза и отгадать по какому образцу он провел пальчиком.

«Определи на ощупь»

Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Ребенку предлагается на ощупь определить и назвать качества поверхности карточек: гладкая, шершавая, колючая, мягкая, теплая, холодная и т. д.

«Гладкие и шершавые»

Разложите на столе набор пластин. Ребенок закрывает глаза. Попросите его ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.

«Найди пару»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

- Предложите ребенку с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых карточек.

- Выложите ряд карточек, предложите пощупать и запомнить их. Затем завяжите малышу глазки, замените одну из карточек и попросите угадать, что поменялось.

«Угадай, что изображено»

Цель: определить на ощупь с закрытыми глазами, что изображено на карточке.

3) «Сухой бассейн»

Цели: Способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц спины, плечевого пояса, развитию психических процессов, мелкой моторики рук, стимуляции зрительных, слуховых, тактильных анализаторов.

Методические указания:

Хорошо, когда в детском саду есть бассейн. А если его нет? Можно использовать «сухой» бассейн, то есть большие мягкие емкости, наполненные множеством разноцветных пластмассовых шариков. К сожалению, они дороги, и поэтому не все группы могут позволить себе иметь его. Решить проблему можно, организовав «сухой» мини – бассейн. Для этого потребуется минимум оборудования:

1.тазик пластмассовый

2.футляры от киндер-сюрпризов

3.геометрические тела

4.полумаска

5.сыпучие вещества

6.кассеты для яиц

7.ароматические вещества

Цели:

Способствуют снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц спины, плечевого пояса, развитию психических процессов, мелкой моторики рук, стимуляции зрительных, слуховых, тактильных анализаторов.

Перечень игр в «сухом» мини-бассейне:

- «Купание рук» предложить ребенку погрузить сначала кисти, потом руки по локоть, затем по плечи в тазик с футлярами из киндер-сюрпризов и прошуршать ими.

- «Разложи по цвету» предложить ребенку выбрать футляры и разложить их в соответствующие ячейки по цвету

- «Кто быстрее соберет?» в этой игре могут принять участие 2-4 ребенка. Детям дается задание, что каждый из них собирает футляры одного определенного цвета и складывает в ведерко. Побеждает тот, кто выполнит это задание быстрее всех.

- «Угадай» загадать ребенку загадку и предложить найти в «сухом» бассейне отгадку. Отгадкой может быть мелкая игрушка, изображение предмета на футляре.

- «Найди пару» во внутрь футляров поместить разные по звучанию предметы (песок, мелкие камешки , бусинки, сахар, горох, рис , пуговицы). Место стыка двух половинок футляра заклеить полоской самоклеющей пленкой. Предложить ребенку отыскать и разложить их по парам. Усложнение: предложить разложить футляры от самого глухого до самого звонкого звука.

- «Найди геометрическое тело» предложить ребенку найти геометрическое тела (шар, куб, призму, конус, пирамиду). Усложнение: найти геометрические тела с закрытыми глазами на ощупь.

- «Найди цифру по заданию» игра заключается в том, что ребенок должен найти ту цифру, которая загадана. Например: »найди цифру, которая находится между 4-6 «-цифры наклеены на футляры.

- «Разноцветные змейки» предложить ребенку выложить на полу цепочки из футляров, чередуя цвета, для младшего возраста простые цветовые варианты, для детей старшего возраста задания усложняются.

- «Кто больше?» для развития цветовосприятия и ловкости рук, предложить 2-3 детям набрать и удержать в руках как можно больше футляров определенного цвета

- «Угадай по запаху» с одной стороны футляра проделать иголкой отверстия. Затем вовнутрь поместить дольку чеснока, лимона, апельсина, лука, кофе, ванили и т. д.

- «Найди на ощупь» посередине на футляр наклеить полоски из разнообразных материалов: фольги, наждачной бумаги, махровой ткани, кожи, меха, шерсти, поролона обоев. Усложнение: найти закрытыми глазами на ощупь.

- «Цифры по порядку» предложить ребенку отыскать цифры и составить из них числовой ряд от 0 до 9(или от 9 до 0)

- «Поймай рыбку» внутрь футляров поместить металлические предметы. На футляры наклеить картинки с изображением различных рыбок. Предложить 2-3 детям взять удочки и поймать рыбок. Побеждает тот, у кого улов окажется больше.

- «Угадай звук» на футляры наклеить буквы из самоклеющейся бумаги (красные-гласные звуки, синие – твердые звуки, зеленые - мягкие согласные). Взрослый называет слово и предлагает ребенку отыскать букву, которая обозначает звук в начале (в середине, в конце) слова.

4) Игры с прищепками

Цели: Стимуляция сенсорно-моторного развития, развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук, закрепление цвета.

- Использование прищепок одного цвета. 

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. 

«Сделай колючки ёжику». 

Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовка ёжика. 

Вариант игры: воспитатель предлагает ребёнку сделать ёжику колючки. Учит нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась. 

Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, прищепки какого цвета он использовал. 

А затем предложить снять прищепки, проследив, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её. 

- Чередование прищепок по цвету

 Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук. Средства: прищепки жёлтого и оранжевого цвета, поднос, заготовка солнышка. 

 «Сделай лучики солнышку»

Вариант игры: сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися прищепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке, это позволяет не только развивать мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление. 

Затем задание усложняется. Дети следуют уже словесной инструкции воспитателя. 

Можно предложить детям найти и исправить ошибку, которую допустил какой-нибудь персонаж, например, Незнайка. 

Так же игра может сопровождаться стихами.

- Соотнесение количества прищепок с цифрой

Цель: учить соотносить цифру (количество фишек), в зависимости от возраста детей, с количеством предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику рук. 

 «Ботва у овощей», «Сделай зайчику ушки», «Птичка», «Тучка и дождик»

Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки лошадки, зайчика, птички, морковки и репки, тучка, пластмассовые цифры 1, 2, 3, 4, 5 или фишки.

Вариант игр: воспитатель предлагает детям доделать недостающие детали животным и овощам с помощью прищепок. 

- Ребята, прищепок надо взять столько, чтобы их количество соответствовало предложенной цифре

- можно изменить задание: когда дети доделают фигурки животных и овощи, спросить у них, сколько прищепок понадобилось, например, чтобы сделать уши, хвост или ноги, затем предложить подобрать цифру, соответствующую количеству приделанных прищепок/

- Проявление творчества

Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук. 

 «Бабочка», «Волшебный цветок», «Самолёт» 

Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки бабочки, цветка, самолёта. 

Вариант игр: воспитатель предлагает доделать недостающие детали предметам. Когда дети выполнят задание, спросить у них, какую часть предмета они доделали и какого цвета прищепки использовали. 

5) Дидактическая игра «Птички в домиках»

Цель: учить классифицировать основные цвета (желтый, синий, зеленый, красный), использовать названия цветов в речи. Способствовать развитию внимания, мелкой моторики рук.

Оборудование:  тарелки (домики), птички - игрушки, грудки для птичек (красного, желтого, зеленого, синего цвета), разноцветные фишки или пуговицы.

Описание: перед ребенком (подгруппой детей) раскладывают разноцветные домики для птичек, у каждого домика выкладывают фишки определенного количества. Ребенок берет птичку и выбирает грудку такого же цвета, что и первый домик, называет цвет и определяет, по количеству фишек, сколько птичек он поселит в гнездышко. Если выбор сделан правильно, то ребенок переходит ко второму домику (для подгруппы детей: дети меняются домиками и воспитатель раскладывает другое количество фишек).

6) Дидактическая игра «Разноцветная мозаика»

Цель: развитие у детей логического, образного мышления, творчества, развитие мелкой моторики.

Задачи:

1. Учить детей группировать предметы по цвету.

2. Закреплять знания детей об основных цветах.

3. Закреплять знания о геометрических фигурах (познакомить с геометрической фигурой - прямоугольник)

4. Развивать навыки конструирования.

5. Развивать мышление, воображение, память.

6. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно, развивать усидчивость.

Материал: пуговицы или разноцветные пробки от пластиковых бутылок, пробки с геометрическими фигурами, карточки с образцами рисунков.

Описание: Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Можно использовать карточки или выложить рисунок самим, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пробки с геометрическими фигурами, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник).

Варианты игры:

1. Найди пару цветку. Ребенку предлагается распределить цветки по парам по одинаковому расположению цветов.

2. Сделай цветочки одинаковыми. Ребенку предлагается с помощью вырезанных кружков выложить узор так чтобы цветочки стали одинаковыми.

3. Выложи дорожку. Ребенку предлагается выложить дорожку определенного цвета.

4. Выложи цветок. Ребенку предлагается выложить цветок одним цветом с помощью вырезанных кружков.

5. Подбери кружок для серединки. Ребенку предлагается подобрать кружок для серединки такого цвета, какого нет в сочетании цветка.

6. Угадай, какого цвета не хватает? Ребенку предлагается сравнить два разных цветка и определить чем они отличаются.

11) «Веселые осьминожки»

Цель: формировать умение различать и называть цвет, форму, способствовать развитию у детей координации движений пальцев рук.

Оборудование: Крышки от пластиковых бутылок, четыре ведерка – осьминожки, геометрические фигуры красного, синего, желтого и зеленого цветов.

Описание:

1. Высыпаем крышки в большое ведерко (это у нас море) и перемешиваем. Предлагаем детям рассортировать крышки по ведеркам – осьминожкам в соответствии с цветом. По окончании игры внимательно рассматриваем содержимое ведерок: нет ли в них крышек другого цвета. Если есть, то выясняем, какого цвета крышка и помещаем ее в нужное ведерко - осьминожку.

2. На каждую осьминожку прикрепляется геометрическая фигура. Предложить детям рассортировать крышки по форме; по форме в соответствии с цветом ведерка.

3. «Заплети косичку»

Цель: способствовать развитию умения плести косичку в три пряди, укреплению и развитию мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Описание: На каждой осьминожке прикреплены жгутики. Вместе с ребенком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закрепленных «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребенку самостоятельно сплести косичку.

4. «Разноцветная мозаика» (см. д./игру №6)

12) «Укрась тарелочку»

ЦЕЛЬ: способствовать развитию творческого воображения, изучение цветового диапазона, закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник); способствовать развитию мелкой моторики.

МАТЕРИАЛ: тарелочки и много разноцветных крышек для украшения, крышки с геометрическими фигурами, карточки с образцами рисунков для украшения тарелочки.

Ход игры:

Ребята! Посмотрите на тарелочки, которые лежат перед вами. Что у них не хватает? (рисунка).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем крышки подбирать!

Детям раздаются карточки с образцами рисунков для украшения тарелочки.

2 вариант.

Ребята! Посмотрите на тарелочки, которые лежат перед вами. Они получилась цветными не до конца. Надо исправить эту ошибку и заполнить пустые окошечки нужным цветом.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем крышки подбирать!

Детям предлагается подобрать нужную по цвету крышку и прикрутить ее к основанию.

Игра помогает выучить или закрепить цветовой диапазон, название геометрических фигур.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем разностороннее развивается ребенок и успешнее реализуются его потенциальные возможности. Вот почему нам показалось так важно создать необходимые условия для сенсомоторного развития ребенка.

Анкетирование

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты

 

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

• да;

• нет;

• не знаю.

 

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

• считаю нужным;

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

 

3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

• да;

• нет;

  не знаю.

 

4. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

• высокий;

• средний;

• низкий.

 

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

• да;

• нет;

• не знаю.

 

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности; - разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации в работу с детьм...

Презентация"Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развития ребёнка"

Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствахпредметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.Значен...

«Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста, как средство общего развития»

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познае...

ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста с использование лэпбука....

Формирование сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Формирование сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей...