статья "Сенсорное развитие ребёнка"
статья (младшая группа)

Сулейманова Зуля Гаджиевна

Статья

«Сенсорное развитие ребенка»

Сулейманова Жульхижат Гаджиевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 8

Приморский район Санкт - Петербурга

 

             Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- является основой для развития воображения, внимания;

- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

В то же время практический опыт организации сенсорного развития   детей раннего возраста в условиях ДОУ ещё следует совершенствовать:

- большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;

- не могут различить предметы по величине (особенно трудно детям выделять среднюю величину);

-  плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник);

- различают шар, куб и кирпичик только с помощью взрослого;

- не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;

- не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец;

- у детей слабо развита мелкая моторика рук.

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

- необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ;

- необходимость повышения компетентности родителей по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в семье;

- необходимость повышения компетентности педагогов по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Что же такое сенсорное развитие?

Сенсорные ощущения могут быть разными:

Зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

Слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

Осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

Обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

Вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения. Любого ребёнка можно научить осознанному восприятию сенсорики. При этом важно, чтоб ребёнок запомнил информацию о свойствах предметов и умел на практике применять эти знания. Помогают в этом специальные ориентиры, с которыми дети сравнивают то, что воспринимают. По- другому они называются сенсорными эталонами.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Таким термином называют образцы внешних признаков предметов.

Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

цвет – красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый;

форма – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений различной громкости, человеческой речи;

элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д.

вкус – четыре основных вкуса (кислое, сладкое, солёное, горькое)

обоняние – деление запахов (сладкие, солёные, кислые)

Эффективно развивать сенсорное восприятие можно как дома, так и со специалистами центров раннего развития, главное правильно выстраивать занятия для налаживания сенсорного восприятия. Прежде чем приступать к играм и упражнениям, обязательно учитывайте особенности возраста и характер малыша.

 

 

Литература

Интернет-источник сайт АЙКЬЮША

Мелёхина И. В. рубрика: 4. Дошкольная педагогика. Опубликовано в научном журнале «Теория и практика образования в современном мире»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_razvitie_rebyonka.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Сенсорное развитие ребенка»

Сулейманова Жульхижат Гаджиевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 8

Приморский район Санкт - Петербурга

             Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;

- является основой для развития воображения, внимания;

- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.

В то же время практический опыт организации сенсорного развития   детей раннего возраста в условиях ДОУ ещё следует совершенствовать:

- большинство детей не умеют самостоятельно различать и называть основные цвета;

- не могут различить предметы по величине (особенно трудно детям выделять среднюю величину);

-  плохо различают плоскостные геометрические фигуры (особенно путают круг и овал, квадрат и прямоугольник);

- различают шар, куб и кирпичик только с помощью взрослого;

- не могут самостоятельно сложить разрезную картинку;

- не умеют собирать пирамидки в возрастающем и убывающем порядке по величине колец;

- у детей слабо развита мелкая моторика рук.

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

- необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ;

- необходимость повышения компетентности родителей по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста в семье;

- необходимость повышения компетентности педагогов по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Что же такое сенсорное развитие?

Сенсорные ощущения могут быть разными:

Зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

Слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

Осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

Обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

Вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения. Любого ребёнка можно научить осознанному восприятию сенсорики. При этом важно, чтоб ребёнок запомнил информацию о свойствах предметов и умел на практике применять эти знания. Помогают в этом специальные ориентиры, с которыми дети сравнивают то, что воспринимают. По- другому они называются сенсорными эталонами.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Таким термином называют образцы внешних признаков предметов.

Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

цвет – красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый;

форма – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений различной громкости, человеческой речи;

элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д.

вкус – четыре основных вкуса (кислое, сладкое, солёное, горькое)

обоняние – деление запахов (сладкие, солёные, кислые)

Эффективно развивать сенсорное восприятие можно как дома, так и со специалистами центров раннего развития, главное правильно выстраивать занятия для налаживания сенсорного восприятия. Прежде чем приступать к играм и упражнениям, обязательно учитывайте особенности возраста и характер малыша.

Литература

Интернет-источник сайт АЙКЬЮША

Мелёхина И. В. рубрика: 4. Дошкольная педагогика. Опубликовано в научном журнале «Теория и практика образования в современном мире»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Материал о важности умения ходить для ребёнка раннего возраста для познания окружающего мира и правильного развития....

7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)

Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...

Статья «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В инте...