Характеристика дидактических средств, используемых при ознакомлении с цифрами
рабочая программа

Щигорева Елена Валерьевна
 Характеристика дидактических средств, используемых 
при ознакомлении с цифрами 
Процесс  ознакомления  дошкольников  с  цифрами  осуществляется  под 
руководством педагога в результате систематически проводимой работы на 
занятиях  и  вне  их.  Дидактические  средства  являются  своеобразными 
орудиями  труда  педагога  и  инструментами  познавательной  деятельности 
детей.  Основным  средством  обучения  является  комплект  наглядного 
дидактического материала для занятий.  
В него может входить следующее: 
 — объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные 
предметы  быта,  игрушки,  посуда,  пуговицы,  шишки,  желуди,  камешки, 
раковины и т. д.;  
— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и 
без них, нарисованные на карточках;  —  графические  и  схематические  средства:  цветные  палочки,  числовые 
фигуры, карточки, таблицы, модели.  
Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: 
первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, 
вторые  дают  возможность  организовать  самостоятельную  деятельность 
детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.  
Дети  легко  и  с  интересом  усваивают  цифры  в  играх  и  дидактических 
упражнениях. 
Упражнения и игры на ознакомления с цифрами 
«На что похожа цифра» 
Данное  упражнение  проводится  по  типу игры  в  загадки,  оно  достаточно 
увлекательное  и  эмоционально  окрашено.  Для  этого  упражнения 
понадобится конверт или мешочек с цифровыми карточками. Воспитатель 
достаёт одну карточку с цифрой и загадывает некую загадку: «Эта цифра 
похожа  на  …»,  например,  замок  или  матрёшку,  или  кочергу  и  т.д.  Дети 
должны угадать карточку, с какой цифрой достал водящий. 
«Путаница» 
Это  упражнение  направлено  на  закрепление  последовательности  цифр. 
Здесь  понадобятся  карточки  с  цифрами.  Карточки  перемешиваются  и 
раскладываются на столе в произвольном порядке. Задача детей разложить 
цифры в правильной последовательности, называя их. 
«Какая цифра убежала» 
Для этого упражнения так же понадобится набор карточек с цифрами. На 
столе перед раскладываются эти карточки в прямой последовательности. 
Нужно  дать  детям  некоторое  время  запомнить  цифры.  Затем  просят  их 
отвернуться.  Одна  из  цифр  убирается.  Задача  детей  определить,  какую цифру  вы  спрятали.  Можно  усложнить  упражнение,  разложив  цифры  в 
произвольном порядке. 
«Покажи следующую цифру» 
Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 6. Им необходимо выстроить 
последовательный ряд чисел, показывая и называя число, которое больше 
того, что показал воспитатель, на 1. По сигналу (показ цифры) дети должны 
показать карточку с числом, следующим за данным и назвать его. Те, у кого 
нужная карточка, выполняют дополнительно любое двигательное задание: 
обегают «галопом» детей по кругу; выполняют прыжки на одной ножке, 
ходьбу мелким быстрым шагом, боковой «галоп», ходьбу на пяточках, на 
высоких четвереньках. 
«Построй числовой ряд» 
Детям раздаются карточки с цифрами и предлагается построить ряд чётных 
чисел  в  порядке  возрастания.  Остальные  дети  (не  задействованные  в 
построении ряда) должны выполнить следующее задание: найти своё место 
должна цифра (ребёнок с цифрой в руках): 
– которая стоит перед цифрой 4; 
– с которой начинается числовой ряд; 
– которая стоит между 6 и 8; 
– которая стоит после 8 и заканчивает счет. 
Дети выполняют задание, выстраиваясь на ковре в порядке возрастания, а 
затем  разбегаются  по  группе  и  выстраивают  цепочку  уже  в  порядке 
убывания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_2023_matematika.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика дидактических средств, используемых

при ознакомлении с цифрами

Процесс  ознакомления  дошкольников  с  цифрами  осуществляется  под

руководством педагога в результате систематически проводимой работы на

занятиях  и  вне  их.  Дидактические  средства  являются  своеобразными

орудиями  труда  педагога  и  инструментами  познавательной  деятельности

детей.  Основным  средством  обучения  является  комплект  наглядного

дидактического материала для занятий.  

В него может входить следующее:

 — объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные

предметы  быта,  игрушки,  посуда,  пуговицы,  шишки,  желуди,  камешки,

раковины и т. д.;  

— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и

без них, нарисованные на карточках;  —  графические  и  схематические  средства:  цветные  палочки,  числовые

фигуры, карточки, таблицы, модели.  

Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению:

первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем,

вторые  дают  возможность  организовать  самостоятельную  деятельность

детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.  

Дети  легко  и  с  интересом  усваивают  цифры  в  играх  и  дидактических

упражнениях.

Упражнения и игры на ознакомления с цифрами

«На что похожа цифра»

Данное  упражнение  проводится  по  типу игры  в  загадки,  оно  достаточно

увлекательное  и  эмоционально  окрашено.  Для  этого  упражнения

понадобится конверт или мешочек с цифровыми карточками. Воспитатель

достаёт одну карточку с цифрой и загадывает некую загадку: «Эта цифра

похожа  на  …»,  например,  замок  или  матрёшку,  или  кочергу  и  т.д.  Дети

должны угадать карточку, с какой цифрой достал водящий.

«Путаница»

Это  упражнение  направлено  на  закрепление  последовательности  цифр.

Здесь  понадобятся  карточки  с  цифрами.  Карточки  перемешиваются  и

раскладываются на столе в произвольном порядке. Задача детей разложить

цифры в правильной последовательности, называя их.

«Какая цифра убежала»

Для этого упражнения так же понадобится набор карточек с цифрами. На

столе перед раскладываются эти карточки в прямой последовательности.

Нужно  дать  детям  некоторое  время  запомнить  цифры.  Затем  просят  их

отвернуться.  Одна  из  цифр  убирается.  Задача  детей  определить,  какую цифру  вы  спрятали.  Можно  усложнить  упражнение,  разложив  цифры  в

произвольном порядке.

«Покажи следующую цифру»

Детям раздаются карточки с цифрами от 1 до 6. Им необходимо выстроить

последовательный ряд чисел, показывая и называя число, которое больше

того, что показал воспитатель, на 1. По сигналу (показ цифры) дети должны

показать карточку с числом, следующим за данным и назвать его. Те, у кого

нужная карточка, выполняют дополнительно любое двигательное задание:

обегают «галопом» детей по кругу; выполняют прыжки на одной ножке,

ходьбу мелким быстрым шагом, боковой «галоп», ходьбу на пяточках, на

высоких четвереньках.

«Построй числовой ряд»

Детям раздаются карточки с цифрами и предлагается построить ряд чётных

чисел  в  порядке  возрастания.  Остальные  дети  (не  задействованные  в

построении ряда) должны выполнить следующее задание: найти своё место

должна цифра (ребёнок с цифрой в руках):

– которая стоит перед цифрой 4;

– с которой начинается числовой ряд;

– которая стоит между 6 и 8;

– которая стоит после 8 и заканчивает счет.

Дети выполняют задание, выстраиваясь на ковре в порядке возрастания, а

затем  разбегаются  по  группе  и  выстраивают  цепочку  уже  в  порядке

убывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников

Предлагаемые  дидактические   игры  по краеведению  помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...

дидактические игры, упражнения по обучению порядковому счету; Ознакомление с цифрами

Дидактические игры по обучению детей порядковому счетуИгры для упражнения в порядковом счетеупражнения на ознакомление с цифрамиЗнакомство с цифрами в игреДидактическая игра по ознакомлению с цифрами ...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...

Консультация для родителей на тему: "«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»

laquo;Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»...

Характеристика дидактических средств, используемых при ознакомлении с цифрами

Возможности использования калькулятора изнакомства с римской нумерацией Обычно  детей  знакомят  с  калькулятором  в  подготовительной  к  школегруппе. Их испол...

Характеристика дидактических средств, используемых при ознакомлении с цифрами

Характеристика дидактических средств, используемыхпри ознакомлении с цифрамиПроцесс  ознакомления  дошкольников  с  цифрами  осуществляется  подруководством педагога в ре...

«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с цифрами»

Предлагаем вам игры, которые не только помогут ребенку запомнить цифры, но и решить некоторые проблемы: дети называют или «знают» лишь некоторые цифры, путают цифру и число, цифру и букву,...