ОД в культурных практиках. Приобщение к истокам народной культуры
план-конспект занятия (старшая группа)

Рябчикова Елена Александровна
Конспект ОД «Откуда хлеб пришёл»
(старшая группа)
Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба.
Программно – образовательные задачи:
социально-коммуникативное развитие:
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- воспитание уважение к труду людей участвующих в выращивании и производстве хлеба;
- развитие коммуникативных способностей навыков свободного общения)
- воспитание бережного отношения к хлебу;
Художественно - эстетическое развитие:
- формирование навыка связного последовательного высказывания;
- воспитание любви к русской народной игровой поэзии;
Речевое развитие:
- активизация и обогащение словаря: земледелец, тракторист, хлебороб, комбайнёр, агроном, нива, жатва, страда, боронование, пахота, сеялка, молотьба, цепы, серп, коса, элеватор, мельница, жернова;
- словообразование: хлеб – хлебороб, трактор – тракторист, комбайн – комбайнёр;
Познавательное развитие:
- уточнить и расширить представления детей о выращивании хлеба.
- познакомить детей с тем, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- формирование представлений о профессиях людей занятых в выращивании хлеба: тракторист, комбайнёр, агроном, лётчик, пекарь.
- развитие умения устанавливать связи и делать умозаключения;
Физическое развитие:
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений, темпа и ритма речи.
Ход образовательной деятельности
После завтрака воспитатель предлагает детям загадку, и говорит о том, что отгадка была у них сегодня на столе:
Вырос в поле колоском
На столе лежит куском.
(хлеб)
В: Вы хотели бы узнать, как колосок стал таким душистым, вкусным хлебом?
Слайд 2. Задолго до весеннего сева начинают свою работу земледельцы для получения хорошего урожая. И для этого нужны не только удобрения, но и вода. Зимой на полях с помощью машины - снегопаха, прицепленной к трактору, производят снегозадержание.
В: Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега?
(Когда придёт весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения.)
В: Вспомните народную пословицу об этом этапе работы:
(Много снега, много хлеба)
Слайд 3. Чтобы был большой урожай, необходимо хорошо подготовить землю. Тракторист к трактору прицепляет плуг и пашет землю. Идёт трактор по пашне, за ним плуг переворачивает почву наизнанку.
В: Если трактор сломается, то на помощь к трактористу придут механизаторы, они отремонтируют его. По-моему у нашего тракториста случилась поломка, что делать? (дети предлагают помощь)
Игра «Отремонтируем трактор»
Выкладывание трактора с использованием палочек Кюизенера.
Слайд 4. Чтобы поле было ровным и на нём меньше росло сорняков, к тракторам прицепляют бороны, они рыхлят землю и уничтожают сорные травы.
Слайд 5. Наконец настала посевная. Что знакомо вам на этом слайде? (трактор). К тракторам присоединяют сеялки, только с их помощью можно засеять ровно большое поле.
Слайд 6. Раньше, когда у крестьян были небольшие поля, они пахали, бороновали землю и сеяли зерно вручную.
Этюд «Зёрнышко»
Представьте, что вы зёрнышко. Попало зернышко в тёплую насыщенную влагой землю (дети садятся на корточки);
Солнышко его согрело, появился маленький росток (дети поднимаются и вытягивают руки вверх);
Раскрыл росток свои листочки, подставил солнышку и тёплому летнему дождику (дети разводят руки в стороны);
Появился колосок, он сначала был зелёным, а потом зазолотился (дети складывают руки над головой домиком);
Слайд 7. Когда зазеленеют хлебные поля, появляются сорняки. Как с ними бороться?
Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолёта посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки.
Слайд 8. Долго придётся ждать, пока зёрнышко преобразится. Что с ним произойдёт? Отгадайте загадку:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (колосок)
Слайд 9. Как определить созрело зерно или нет?
И здесь я хочу познакомить вас с агрономом. Он старается всё предусмотреть заранее. Ведь он организует всю работу по выращиванию хлеба, отвечает за то, чтобы урожай был богатым. Давайте попробуем так же как агроном определить созрело зерно или нет. (Дети трут в руке колоски, они осыпаются и на ладони остаются крупные, жёлтые зёрнышки.) Теперь можно убирать урожай.
Слайд 10. Наступила радостная пора: созрела пшеница. Началась уборка урожая - жатва. На поля выходят комбайны, на которых работают комбайнёры.
Слайд 11. В стародавние времена обычно колосья жали серпом.
Но в некоторых районах страны косили косой.
Слайд 12. Скошенные колосья связывали в снопы, а их потом ставили в копны.
Слайд 13. Современные комбайны не только скашивают хлеб, но и подбирают, обмолачивают их потом.
Слайд 14. Хлеб отвозили на зерновой ток и там зерно молотили цепами и отвозили на хранение.
Слайд 15. Сейчас зерно хранится на элеваторах, это сооружение для хранения больших партий зерна.
Слайд 16. Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Коммуникативная игра «Мельница»
Дети стоят, расставив руки. Под песенку все начинают кружиться на месте. Когда песенка закончилась, дети должны остановиться. Кто пошевелился, тот выходит из игры.
Мельница, мельница,
Жерновочек вертится,
Мели, мели, не зевай
И в лоточек собирай.
Слайд 17. На хлебозаводе пекари пекут хлеб, а оттуда хлеб на специальных машинах везут в магазины.
Этюд на развитие воображения «Чудо – дерево»
В: В сад волшебный мы пойдём чудо – дерево найдём, а дерево не простое, волшебное, хлебобулочное.
Дети отыскивают на дереве хлебобулочные изделия, описывают внешний вид, вкус, передают эмоции, которые испытывают когда пробуют.
В: Хлебное дерево, спасибо тебе!
И ты продолжай для всех дальше расти!
Итог:
В: Что нового вы узнали о том как хлеб попал на наш стол?
В: С какими новыми профессиями вы познакомились?
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию предметного пространства способствующего приобщению к истокам народной культуры

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...

Конспект образовательного предложения по приобщению к истокам народной культуры "Печь-матушка"

Тема занятия: «Печь – матушка».Образовательное предложение: приобщение к истокам народной культуры.Содержание: знакомство с печью - главной частью избы.Цель: формирование интереса к жизни, быту и трад...

Педагогический проект "Приобщение к истокам народной культуры"

Педагогический проект был разработан для детей старшего дошкольного возраста...

статья Приобщение к истокам народной культуры

Приобщение к истокам народной культуры....

«Приобщение к истокам народной культуры в детском саду»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Отзыв на НОД, с использованием технологии приобщения к истокам народной культуры,в виде таблицы.

Предлагаю коллегам образец отзыва на НОД в виде таблицы с развернутыми ответами....

Консультация для родителей "Приобщение к истокам народной культуры через знакомство с устным народным творчеством."

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской культуре через знакомство с устным народным творчеством.  Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского...