Мастер класс для родителей "Игры-эксперименты с детьми дома"
компьютерная программа (младшая группа)

Данный материал может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а также будет интересен воспитателям,
как активная форма проведения родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры с детьми для родителей25.69 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Игры-эксперименты с детьми дома»


Описание: Данный материал может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а также будет интересен воспитателям,
как активная форма проведения родительского собрания.

Цель: Формирование познавательного интереса к окружающему миру путём организации совместной экспериментальной деятельности детей и родителей.
Задачи:
Образовательные:                                                                                                              - Показать, как можно использовать элементы экспериментальной деятельности дома. 
- Обогащать и активизировать запас бытового словаря.
Развивающие:
- Развивать психические процессы (ощущение, внимание, память, мышление, воображение).                                                                                                    -  
Воспитательные:
- Укреплять взаимоотношения детей и родителей через совместную экспериментальную деятельность.

Планируемый результат:
Проявление у детей и родителей любознательности и интереса к совместной исследовательской деятельности и экспериментированию.
Умение самостоятельно анализировать и находить решение в проблемной ситуации, умение рассуждать. 
Умение дружно работать в коллективе.

Наглядный и раздаточный материал:
Инвентарь: поднос, ложка / пипетка / бутылка и обычная вода, пищевая сода, лимонная кислота, крахмал, пищевые красители или блестки; три литровые банки с водой, блюдо для замешивания слайма, стаканы или кружки с водой, листы рисовальной бумаги, мыло жидкое или бальзам, бумажные полотенца.

 Продукты: яйцо, соль, манка, фасолины.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Однако среди взрослых часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Позвольте Вас спросить: Вы всегда отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы и рассказываете о них? Позволяете исследовать свойства приглянувшегося объекта (разобрать, разломать с целью заглянуть внутрь предмета, бросить в воду и т. д.? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: "много будет знать, скоро состарится". К сожалению, "мамины промахи" дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Дети, по своей натуре, любознательные исследователи, шар за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать этот здоровый интерес, направить его в нужное русло познания и обучения помогает опытно-экспериментальная деятельность

ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Хочется уточнить, что существует две формы детского экспериментирования:

-познавательная (т. е. направленная на получение новых знаний)                                     продуктивная(т. е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок).

Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию помните следующее:

- поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность;

- предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое;

- объясняйте ребенку причины своих запретов и помогите определить, что можно или как можно;

- положительно оценивайте деятельность ребенка, его волевые усилия и активность.

Дорогие родители, проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Не бойтесь быть Плюшкиными, не выбрасывайте сломанные часы и механические игрушки, баночки, флакончики, пузырьки, коробочки, фантики и пробки, поверьте, для ваших малышей это – настоящий клад, своеобразный источник знаний, прекраснейший материал для исследования.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.

           

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • Видеть и выделять проблему
  • Принимать и ставить цель
  • Анализировать объект или явление
  • Выделять существенные признаки, связи
  • Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения
  • Отбирать материал для самостоятельной деятельности
  • Делать выводы

 

Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

В нашем детском саду мы создаём условия для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка средствами экспериментальной деятельности.

  • Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
  • Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
  • Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
  • При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

Опыты и эксперименты проводятся разные:

-демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами)                                                                                                                                                      

-фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

В уголке науки в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Как говорят в народе«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю вам пройти в нашу исследовательскую лабораторию, где вы самостоятельно сможете провести некоторые несложные эксперименты, а затем дома повторить их вместе со своими детьми:                                                                      

Ряд опытов и экспериментов, которые были проведены с детьми подготовительной группы:

ОПЫТ №1 «Шипящая реакция».

Для этого эксперимента нам понадобится:                                                              поднос, ложка / пипетка / бутылка и обычная вода, пищевая сода, лимонная кислота, пищевые красители или блестки.

Приступаем к магическим превращениям:                                                                    1. Для начала нам нужно смешать соду и лимонную кислоту в пропорции 2:1.  Насыпаем на поднос.                                                                                                2. Сверху насыпаем пищевые красители.
3.  Теперь наберем воду в пипетку / ложку или обычную бутылку и польем порционно получившуюся смесь.

Вывод:
Когда наливаем воду в нашу смесь, лимонная кислота вступает во взаимодействие с содой и выделяется углекислый газ, поэтому все шипит и пузыриться.

Этот эксперимент можно также провести и с блестками. Посыпать сверху получившейся смеси.

Волшебно, просто, бюджетно, экологично!

ОПЫТ №2 видеоролик №1 «Сказка в бокале».

Для волшебного опыта нам потребуется: стакан с водой, игрушка рыбка, зеленка, нашатырный спирт, перекись водорода.

Внимание! Соблюдайте правила безопасности!

Проводить опыты в форме сказок -это интересно!

Что же за чары были у злой колдуньи и доброй волшебницы!?

  1. Наливаем в стакан обычную воду, помещаем в него рыбку, злые чары делаем из пары капель зеленки.
  2. Для рассеивания злых чар (для обесцвечивания) наливаем немного нашатырного спирта (он же амиак)- примерно столовую ложку, и затем вливаем перекись водорода. Вода станет прозрачной.

ОПЫТ №3 "Подводная лодка" Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь в том, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – в том, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Опыт №4 «Вареное или сырое яйцо»?

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку - ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

ОПЫТ №5  Видеоролик №2 «Ангельская глина» или слайм своими руками.

Всего потребуется 2 ингридиента: крахмал и бальзам или гель для душа (мыло)

  1. Добавлять бальзам в крахмал необходимо маленькими порциями, долго вымешивая ( 5 мин).
  2. Краситель добавить в вымешенное тесто, по капелькам, тщательно перемешивая.

Примечание: Если сразу добавить много красителя, будет пачкаться руки. Если будет суховато – добавьте немного бальзама.

  1. Можно лепить вместе с ребенком забавных зверушек, увлекательно провести время!

Приготовленную смесь хранить в холодильнике в пищевой пленке.

ОПЫТ №6 «Секретное письмо»

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись мокрой кисточкой, а затем с помощью пипетки с цветной водой разукрасит рисунок. Дети могут нарисовать елку с пушистыми красками, разукрасить варежки деда Мороза и сотворить другие научные чудеса!

ОПЫТ №7 Видеоролик №3 «Движущаяся картинка»

  1. На листе белой бумаги нарисовать машинку, юлу, стрелку и т.д.
  2. Медленно передвигать прозрачную банку (стакан) с водой от отной стороны в другую. Картинка  будет казаться в действии.

Быстро, просто, эффектно!

Вывод: луч света, при переходе из одной среды (воздух) в другую (вода) переломляется (меняет направление). Кроме того, стекло банки срабатывает как линза и переворачивает изображение, так как банка выпуклая с двух сторон.

ОПЫТ №8 «Рисование манкой»

Манная крупа напоминает песок по своей текстуре. А если ее охладить в холодильнике, то при работе с ней возникают ощущение, что это мокрый прохладный морской песок. Для того чтобы играть с манкой, возьмите поднос, приклейте его к столу на двусторонний скотч и насыпьте в него манной крупы. Чтобы уборка после такого занятия прошла быстрее, подстелите под стол покрывало. Покажите малышу, как можно пальчиком рисовать изображения на подносе с манкой.                                                                                      

Что можно рисовать?                      

  • Буквы и цифры. Кроме простых линий, можно рисовать буквы и цифры, таким образом изучая их.                                                                                              
  • Сюжетные рисунки. Рассказывая ребенку истории и сказки, можно рисовать сюжеты на манке. Выкладывать узоры на манке. Используйте различные крупы, макароны, камушки, чтобы создавать красивые узоры на манке. Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики и усидчивости ребенка.
  • Поиск мелких предметов. Можно спрятать в этой манке мелкие зернышки риса или фасолины, например. И дать задание ребенку найти их все и собрать.                                                                                                                                                                        Дуем в трубочку. Дайте ребенку трубочку для коктейлей, чтобы он дул на манку и обнаружил под ней на подносе заранее наклеенную наклейку. Это отличный способ развивать речевой аппарат.

Заключение:

В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

“Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел” К.Е. Тимирязев.

Необычных вам открытий и чудесных превращений!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Посвящение родителей в Главных помощников юных исследователей (вручение шуточного удостоверения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук"

показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей....

Мастер-класс для родителей «Экспериментируйте с детьми дома!»

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовате...

Мастер-класс для родителей «Эксперименты с детьми дома»

Мастер класс- для родителей "Эксперименты с детьми дома"...

Мастер – класс для родителей «Эксперименты с детьми дома»

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с пе...

Мастер-класс для родителей " Занятия с детьми дома. Игра "Домики"

Дидактическая игра  "Домики" поможет ребенку в формировании фонетико-фонематической стороны речи и позволит проводить не только полезные, но и интересные логопедические занятия дома....

Мастер – класс для родителей «Эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста дома»

Материал необходимый для создания условий при ознакомлении родителей с экспериментами, направленными на познавательное развитие детей, которые можно организовать дома....