Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения к культуре казачества
статья (старшая группа)

Хорохорина Юлия Николаевна

Время требует от образовательных учреждений повышения потенциала воспитательных программ, проектов, новых форм организации, содержания, методов работы, адекватных современным социально – педагогическим реалиям. Предпочтение отдаётся формам воспитательной работы, дающей наибольшей эффект. Содержание работы в рамках указанной темы  направлено на поиск, разработку и апробацию наиболее эффективных направлений, форм и содержания нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА

  Хорохорина Ю.Н., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №51»Красная шапочка» города Тамбова

        Ключевые понятия:патриотизм, патриотическое воспитание, приобщение, казачество, культура казачества

Аннотация. Время требует от образовательных учреждений повышения потенциала воспитательных программ, проектов, новых форм организации, содержания, методов работы, адекватных современным социально – педагогическим реалиям. Предпочтение отдаётся формам воспитательной работы, дающей наибольшей эффект. Содержание работы в рамках указанной темы  направлено на поиск, разработку и апробацию наиболее эффективных направлений, форм и содержания нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

        Раньше у жителей города название нашего дошкольного образовательного учреждения  ассоциировалось с героиней сказки Шарля Перро, а теперь с казачьей кубанкой. В 2016 году полностью обновился административный состав учреждения, поэтому  возникла  проблема выбора вектора развития. Пришла идея: делать то, что сможет объединить  всех участников образовательных отношений  и уже через полгода творческая группа успешно презентовали педагогический проект «Горжусь тобой, Отечество! Мы – казачата!», став лауреатами городского конкурса социально значимых проектов «Тамбов - наш общий дом». Так начал формироваться наш «казачий круг». «Внутренний» – это педагоги, воспитанники и их родители. «Внешний круг» составляют  наши социальные партнеры: ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат им. Графа И.И. Воронцова-Дашкова», ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова», Тамбовский областной краеведческий музей, Городской Дом ветеранов, Тамбовское войсковое  казачье общество «Центральное казачье войско» и многие другие.

        С 2017 года проект реализуется как вариативный модуль Основной образовательной программы «От рождения до школы» и включает  региональный компонент «Тамбовское казачество». А в 2022 году в учреждении разработана и утверждена Рабочая программа воспитания на 2022-2025 годы, в содержание  которой был внесён модуль  «Нравственно-патриотическое воспитание на основе приобщения к культуре казачества».

Почему мы выбрали  казачество?

         Наш выбор обусловлен тем, что культура казачества тесно связана с православием, основана на христианских ценностях и включает: воинские, трудовые, семейно-бытовые традиции, самобытное казачье народное искусство, православно-казачьи идеалы, обычаи и ритуалы, что не противоречит  современным духовно-нравственным ценностям. Подбирая содержание проектных мероприятий, мы постарались ответить на  вопросы, что такое «казачество» и «культура казачества»?

        Казачество– военное сословие в России, которое складывалось в VIII – начале XX вв., на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян.

        Один из ключевых компонентов казачьей культуры – традиционная казачья система воспитания, имеющая народные и православные корни, основанная на ценностях свободного развития личности. Кроме того, мы учли, что ведущим видом деятельности  дошкольного детства является игра и решили, что традиционная казачья культура, яркая, самобытная это кладезь для детской  игры и творчества. Казачество - увлекательная игра с красивой атрибутикой, яркими костюмами, что завораживает не только детей, но и взрослых. А в процессе этой увлекательной игры  успешно решаются задачи нравственно-патриотического воспитания.         

Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста позволил выделить основные проблемы данного направления: отсутствие целостной системы патриотического воспитания, сведение патриотического воспитания к одному аспекту, связанному с будущей военной службой.

В рамках работы над темой мы попытались систематизировать направления патриотического воспитания, выделить основные задачи по каждому из них, которые  доступны детям дошкольного возраста. Обобщённая информация представлена в таблице:

Направления патриотического воспитания

Задачи

Духовно-нравственное

формировать начала духовности и нравственности, приобщать к культурным традициям своего народа;

Культурно-патриотическое, краеведческое

формировать систему знаний о родном крае, развивать творческие способности, приобщать к фольклору;

Семейно – ценностное  воспитание

 содействовать  сохранению традиций и ценностей семейного воспитания; развивать интерес к изучению истории своей семьи;

Военно-патриотическое воспитание

формировать основы патриотического сознания;

Гражданское и  правовое

формировать правовую культуру (знание символики России, Тамбовщины);

Социально-патриотическое

сохранять преемственность поколений, формировать активную жизненную позицию, чувства благородства и сострадания, необходимость заботы о людях;

Спортивно – патриотическое

развивать морально – волевые качества личности (чувство гордости за достижения спортсменов, выдержку, силу воли, мужественность целеустремлённость);

Трудовое и природоохранное

воспитывать любовь и чувство ответственности за состояние окружающей  природы.

Таким образом, патриотическое воспитание детей мы базируем на новом подходе, который заключается:

в признании духовно-нравственной основы патриотизма;

в комплексном подходе к решению задач воспитания;

 в преимущественном использовании практических методов духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Достичь успехов в формировании и развитии чувств патриотизма и гражданственности у детей возможно только через активное вовлечение их в социально-значимую деятельность и созидательное участие в ней, через развитие самоуправления в детских коллективах, творческих объединениях. Патриотизм может «вырастать» только из разнообразной социальной практики – из дела, а не из внушения и «натаскивания». В сознании остаётся только то, что дети прочувствуют, потрогают, переживут и пропустят через себя. В педагогической практике нашего учреждения мы используем следующий алгоритм формирования нравственно-патриотических чувств: от знания к принятию, к осознанию и действию (поступку).

Решение задач нравственно-патриотического воспитания планируется и осуществляется  нами в различных  видах деятельности, с использованием разнообразных форм  организации педагогического процесса.

№ п/п.

Нравственно- патриотическое воспитание детей в процессе:

1.

непосредственной образовательной деятельности (НОД);  

2

реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;

3.

психолого–педагогического сопровождения (диагностика, развитие);

4.

реализации индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуализация и дифференциация воспитания и развития);  

5.

организации воспитательных событий;

6.

участия в конкурсном движении.

В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяется созданию предметной среды, в группах оформлены уголки казачьего быта, элементы которых используются на занятиях, в  процессе проведения дидактических и подвижных игр.

Для детей старшего дошкольного возраста проводятся занятия по программе «Школа юных казачат», содержание которой рассчитано на 2 учебных года. В рамках программы предусмотрены занятия для «юных казачек», где девочки постигают секреты «женских казачьих трудов», а мальчики постигают азы «мужских казачьих трудов». По окончанию  «Школы юных казачат» традиционно проводится ритуал «Посвящение в казачата».

В структуре  уклада  нашего учреждения функционирует «Большой казачий круг» - система воспитательных событий, в подготовке и проведении  которых участвуют и  дети, и родители, и педагоги, и наши социальные партнёры.

  Система традиционных  воспитательных событий

 в рамках  «Большого казачьего круга»

п\п

Дата

проведения

Название мероприятия

1.

сентябрь

Старт проекта «Горжусь тобой, Отечество!»

2.

14 октября

Праздник печеной картошки

3.

4.

Ноябрь-Январь

Смотр строя и казачьей песни

Святочные гуляния

5.

6.

7.

Февраль-март

Посвящение в казачата

Зимние ширмиции (казачьи игры)

Масленичные гуляния

8.

Март-апрель

Весенние ширмиции (казачьи игры)

9.

Апрель-май

Красная горка

10.

Май

Нам дороги эти позабыть нельзя

11.

Июнь

Праздник первых шароваров

12.

Август

Яблочный спас

В основу формирования чувства патриотизма нами положена позиция св. Тихона Задонского: «образование как образ», включающее развитие трёх составляющих: ума, сердца, воли.

Воспитание ума - формирование умения различать добро и зло, представлений о нравственных ценностях (доброта, любовь, щедрость, дружба, родина, семья, человек), понимания связи между поведением человека и его последствиями для самого себя и для других людей, воспитание трудолюбия.

Воспитание сердца это процесс воспитания патриотизма (любви к людям, окружающему миру, родному городу, краю, Родине), формирование умения прощать, сопереживать, сочувствовать.

Воспитание воли – развитие умения управления поведением: послушание, уважение старших, почитание родителей, терпение, стремление к достижению позитивной цели, преодоление трудностей.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: детям старшего дошкольного возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, родному краю, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

        В «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста», в частности, говорится: «Воспитателю необходимо способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма-любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам, осознанию ребёнком себя, как гражданина своей страны».

Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом, пусть маленьком деле, т.е. формировать систему чувств. Очень жаль, что патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений на некоторое время, практически ушло из терминологии дошкольной педагогики.

Можно ли  оценить  степень сформированности духовно-нравственных и патриотических чувств  у дошкольников? В процессе работы нам удалось подобрать и систематизировать диагностический инструментарий для оценки уровня развития духовно-нравственных и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Обозначенные выше составляющие: воспитание ума, сердца и воли были приняты нами за основные параметры оценки уровня нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Мониторинговые наблюдения динамики личностного роста детей представлены в таблице:

№п/п

Показатели (параметры)

Прирост в (%)

1.

Воспитание ума- представления о нравственных ценностях  (когнитивный аспект).

от 30 до 40%.

2.

Воспитание сердца - умение прощать, сопереживать, сочувствовать.

Воспитание воли – умение управлять своим поведением, послушание

(чувственные аспекты)

не более

10-15%,

Анализ результатов, представленных в таблице, свидетельствует о том, что наиболее значимая динамика отмечается у воспитанников  по первому критерию (когнитивный аспект), где прирост составляет от 30 до 40%. Однако, по второму и третьему критерию (эмоционально-чувственный и эмоционально-волевой аспект) динамика составляет не более 10-15%, что свидетельствует о сложности формирования чувств, их неустойчивости (ситуативности). Важно, чтобы на следующих ступенях образования уделялось достаточно внимания системному формированию нравственно-патриотических чувств.

Следует отметить, что выбранное учреждением направление работы актуально, поскольку обобщённый практический опыт, который мы транслируем через конкурсы различных уровней находит поддержку у профессионального педагогического сообщества. За пять лет мы трижды становились лауреатами региональных конкурсов патриотической направленности и трижды победителями Всероссийских конкурсов.

В 2021 и 2023 годах по итогам конкурсных отборов нашему учреждению присвоен статус Федеральной  инновационной  площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стр...

Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам

В этом проекте мы приобщали детей к патриотическому воспитанию через народное искусство.Для достижения цели родители посещали музей, воспитатели с детьми изготавливали куклу "Бессоница", знакомил...

педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"

сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам  приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города,  систематизация  зна...

«Духовно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к физической культуре»

Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом....

Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям

Взгляните на Челябинск с высоты,Чтоб захватило дух от красоты!Как вольно распростёрся город наш.И что за чудо он в рассветный час!В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни...

Виртуальная экскурсия по краю с целью приобщения к историческим и знаменательным датам и местам России. Патриотическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента. Тула – моя историческая Родина.

Знакомство детей с традициями, культурными ценностями русского народа, расширение представления о городах России и достопримечательностями родного города....