Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

В этом проекте мы приобщали детей к патриотическому воспитанию через народное искусство.

Для достижения цели родители посещали музей, воспитатели с детьми изготавливали куклу "Бессоница", 

знакомили детей с народныи фольклером, рассказы о русском наряде куклы, знакомили с народными играми, 

с лекарственными растениями, провели мастер класс по изготовлению куклы "Кубышки-травницы".

Это и многое другое вы можете прочитать в нашем материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot._obrazovan._tradits.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам»

1. «ФГОС »  - развивать интерес к народным традициям и промыслам;

Цель работы с детьми в данном направлении

2. Методы и технологии –  проектная деятельность

3. Закон об образовании.  Родители-участники обр. процесса.      -вовлечь родителей  в воспитательный процесс для совместной работы;( Родители должны быть ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ воспитателя, полноправными участниками образовательного процесса!)

Т.о. мы выбрали направление «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам».

Это направление наиболее удобно раскрыть через проектную деятельность. Так у нас родился среднесрочный детско-родительский проект « Народные игры и игрушки».

Он проводился в течение 1 месяца в феврале.

Проект  предназначен для детей  средней группы, педагогов, родителей, в целях приобщения к русским народным традициям и промыслам.

Цель проекта: разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей  и родителей к народным традициям и промыслам.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, дети с помощью родителей    собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы .                                      

Задачи проекта:
- расширять знания детей и их родителей  о культуре  народа (традиции, праздники, конкурсы, народные игры, загадки, поговорки, потешки)
- познакомить детей и их родителей  с историей возникновения народной куклы (виды кукол, технология изготовления)
- учить изготовлять народных кукол

- развивать навыки игрового взаимодействия, творческого воображения

- развивать речь детей, расширять словарный запас

- воспитывать бережное отношение к своему и чужому труду


Этапы проекта
1 этап подготовительный
На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально- технической базы  и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий), с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях.

Выбраны информационные технические ресурсы для работы с родителями. Подготовлены сопроводительные материалы для работы с родителями.

2 этап  основной

Содержание работы по направлению. На февраль месяц.

Тема

Цель

Форма работы

Работа с родителями

«Народная кукла в играх современных детей»

Наладить взаимодействие с родителями в организации совместной деятельности по теме «Народные игры и игрушки»

проведение консультации

Работа с родителями

Экскурсия в музей

Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.  Познакомить с образом народной куклы, историей создания куклы и ее предназначением

Карта музея

Работа с детьми

«Кукла-бессонница»

Знакомство с народной куклой бессонница

Познакомить детей с историей создания куклы и ее предназначением

Беседа,
рассматривание куклы

Работа с детьми

Фольклор,

Колыбельные песни

Знакомство детей с народными  традициями, народным фольклором, посредством
колыбельных песен

обучение игровым действиям с куклами Разучивание колыбельной песенки, слушание музыки Свиридов «Колыбельная»

Работа с детьми

Досуг на прогулке «масленица»

Объяснить детям значение наряда, головного убора.

Рассказ о русском наряде, в который обряжается кукла. Детали русского наряда и их значение

Расширять представления детей о значении природы и ее
явлениях  в народных традициях

Обучение народным играм  Работа с детьми Хороводная игра «У бабушки Меланьи»
Беседа «Русские традиции»

Знакомство поговорками и приметами о весне

Работа с детьми

Игры с лоскутками

Знакомить детей с народными играми

Русская народная подвижная игра « Платок»

Работа с детьми

« Растения, которые нас лечат»

Познакомить детей с лекарственными растениями нашей местности, их внешним видом, местом произрастания. Беседа.

Рассматривание гербариев, иллюстраций с лекарственными растениями

После того, как мы определились с целью и направлением, возник вопрос, как сделать этот проект интересным для родителей. Мы решили внедрить в практику работы с родителями квест.

Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»)

В мифологии и литературе на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей

Анализ результата проекта.

Этапы
проекта

Деятельность тв. группы

Деятельность детей и родителей.

1 этап

Создание карты.

Цель: поиск материала по созданию народной куклы, познакомить со  старинными  предметами быта.

Путешествие в этнографический музей по карте-«Выставка кукол».

Фотоотчет.

2 этап

Изготовление разноцветных клубков с игрой-головоломкой.

«Волшебный клубок» -игра-головоломка.

«Разноцветные лоскутки в гости к нам пришли!».

3 этап

1. « Лоскутная мозаика.» - презентация для детей.

Лоскутная мозаика-«Сказочный платочек».

Д/и «Собери узор», р.н.п/и «Платок»

4 этап

Знакомство «Обереговая кукла-Бессонница».

Цель: Знакомство детей с народными  традициями , народным фольклором, посредством
колыбельных песен, развивать интерес к народной кукле.

Изготовление куклы-Бессонницы.

Научить детей изготовлять куколку, развивать творчество Совместная творческая деятельность воспитателей и детей

Совместное изготовление куклы-Бессонницы.( воспитатели и дети)

Цель: Научить детей изготавливать  куклу-Бессоницу способом скрутки,  развивать интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы

Разучивание колыбельной песни.


5 этап

Подружить куклу-Бессонницу с любимыми игрушками.

Изготовление свитка

«Кукла-Бессонница»

Фотоотчет.

6 этап

Шифровка ребуса на тему: «Рецепт приготовления травяного чая».

Отгадывание ребуса.

Изготовление чашки с рецептом семейного травяного чая.

7 этап

Мастер-класс по изготовлению «Кубышки-Травницы»

Изготовление свитка на тему: «Кубышка-Травница»

Конкурс – «Лучший рецепт семейного чая».

Совместное изготовление «Кубышки-Травницы» (воспитатели-родители).

Чаепитие,  (Лучший рецепт семейного чая)


Занятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной куклы, с русскими народными песнями, обрядами и тем самым приобщить детей к  народной традиционной культуре России и Коми.

В процессе работы над проектом сформировались дружеское творческое взаимодействие с семьями воспитанников,  в работе над проектом  были задействованы 90% родителей и детей группы, значительно повысился уровень  знаний  родителей и педагогов по проблеме, пополнилась  и обновилась предметно развивающей среда группы. Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея, посвященного народной кукле, изготовленным не только из ткани, а так же из других материалов«Куклы наших бабушек»

 Дальнейшее развитие проекта:

 - использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей:

 - участие в конкурсах, выставках, акциях;

 - публикации

Для привлечения внимания родителей нами используются различные формы работы с ними:

- тематические родительские собрания;

- брифинги

- дни открытых дверей;

- фольклорные праздники;

- семейный квест;

- семинары-практикумы

- составление тематических альбомов;

- совместные экскурсии

- индивидуальные консультации;

- анкетирование, «Почтовый ящик»;

- педагогическая библиотека для родителей;

- информационные уголки, папки, листовки, выставки совместного творчества;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание дошкольников на основе духовно-нравственных традиций в рамках кружковой работы»

         Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенк...

"Патриотическое воспитание дошкольников на основе традиций детского сада"

laquo;Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» Эти слова, сказанные нашим президентом В.В.Путиным в условиях обострившейся междуна...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Психологические основы нравственно-патриотического воспитания дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям

Взгляните на Челябинск с высоты,Чтоб захватило дух от красоты!Как вольно распростёрся город наш.И что за чудо он в рассветный час!В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни...

Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения к культуре казачества

Время требует от образовательных учреждений повышения потенциала воспитательных программ, проектов, новых форм организации, содержания, методов работы, адекватных современным социально – педагог...

Виртуальная экскурсия по краю с целью приобщения к историческим и знаменательным датам и местам России. Патриотическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента. Тула – моя историческая Родина.

Знакомство детей с традициями, культурными ценностями русского народа, расширение представления о городах России и достопримечательностями родного города....