Кружковая работа "СКРАПБУКИНГ"
материал (подготовительная группа)

Эта программа имеет художественно – эстетическую направленность.  В процессе обучения дети получат особый творческий заряд любви к художественно-прикладной деятельности и сумеют почувствовать себя созидателями прекрасного.

Образовательная программа «Скрапбукинг» рассчитана как дополнение к программам основного образования и расширение художественно – эстетической деятельности дошкольников.

Развитие самой программы предполагает обучение детей умению превращать частички окружающего мира в материалы художественные, когда простое красочное пятно превращается в художественный образ: монотипия, текстильный материал, камешки, нитки и т.д. Деятельность детей организуется через погружение эмпирического (жизненного) опыта в художественные образы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skrapbuking.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Анцирский детский сад»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующей МБДОУ «Анцирский детский сад»

_________ О.В. Долингер

«____»___________2023г.

Программа кружка

по скрапбукингу

«Творческая мастерская»

для детей 5 –7 лет

Воспитатель:

Бородина Елена Сергеевна

2023-2024г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ      ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта дошкольного образования, одной из целей, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разностороннее-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями в области скрапбукинга?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Я разработала свою авторскую программу кружка по «Скрапбукингу» для детей дошкольного возраста. Работа в кружке была запланирована таким образом, чтобы она не дублировала программный материал по художественно –творческому развитию. Занятия расширяют и углубляют сведения по работе с бумагой, картоном, лентами, цветными нитками и тд.

Эта программа имеет художественно – эстетическую направленность.  В процессе обучения дети получат особый творческий заряд любви к художественно-прикладной деятельности и сумеют почувствовать себя созидателями прекрасного.

Образовательная программа «Скрапбукинг» рассчитана как дополнение к программам основного образования и расширение художественно – эстетической деятельности дошкольников.

Развитие самой программы предполагает обучение детей умению превращать частички окружающего мира в материалы художественные, когда простое красочное пятно превращается в художественный образ: монотипия, текстильный материал, камешки, нитки и т.д. Деятельность детей организуется через погружение эмпирического (жизненного) опыта в художественные образы.

Актуальность и педагогическая целесообразность      настоящей программы в рамках развития детского творчества в настоящее время состоит из важнейшего условия формирования своеобразия личности уже на первых  этапах ее становления. Художественная деятельность человека во все времена,  как среда, созданная человеком, выступает как средство эмоционального воздействия на личность учащихся. Сохранение и продолжение культурных традиций имеет такое же значение для личности подрастающего человека, духовной и нравственной жизни будущего поколения, как сохранение окружающей среды.

Скрапбукинг является тем предметом, который позволяет человеку наслаждаться искусством и ощущать свою принадлежность к опыту своих предков, что послужит средством духовного возрождения России.

Программа содержит установку на познание многообразия свойств разных предметов, которые используются в скрапбукинге, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Скрапбукинг – вид хобби, ручного творчества,  заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, газетных вырезок,  рисунков,  записей  и  других  памятных  мелочей.  Скрапбукинг  это своеобразный  способ  сохранения  и  передачи  отдельных  историй,  с  помощью  особых  визуальных  и  тактильных  приемов  вместо  обычного  рассказа.

       Специальным  образом  декорированный  фотоальбом  состоит  из  отдельных  листов,  каждый  из  которых  представляет  законченную  мысль,  выраженную  фотоколлажем.   

       В  последнее  время  появляется  все  больше  желающих  заниматься  скрапбукингом.  Распространению этого  вида  ручного  творчества  способствуют  информационно – компьютерные  технологии.

       Каждый  Мастер  отличается  своим  стилем  работы,  неповторимостью  изделий,  имеет  свои  секреты  технологии.  Работа  с  материалами  и  владение  разными  техниками  дают  ему  творческие  силы,  средства  к  существованию,  продляет  активную  жизнь.

       Дети  охотно  занимаются  скрапбукингом.  Их  фантазия,  настойчивость  в  достижении  поставленной  цели  безграничны.  Человеку,  особенно  в  раннем  возрасте,  чрезвычайно  важно  на  деле  ощутить  себя  творцом.  Это  дает  необходимый  эмоциональный  заряд  на  всю  жизнь,  какую  бы  профессию  он  потом  не  избрал.

      Занимаясь  по  данной  программе,  дети  овладевают  различными  техниками  и  технологиями  изготовления  открыток,  фотоальбомов,  коллажей,  панно,  используя  разные  материалы  (ленточки,  цветной скотч, наклейки, различные виды бумаги и тд.) при  этом  учитываются  наклонности  и  способности  каждого  обучающегося.

       На  занятиях  дети  осваивают  не  только  тайны    ремесла,  но  и  находят новые  оригинальные  соединения  традиций  и  стилей  с  современным  пластическим  решением  образа,  отвечающим  эстетике  наших  дней.

      Новизной данной программы может послужить объединения   традиций различных народов в изготовлении  декоративно – прикладных  изделий и  реализации  творческой  индивидуальности  каждого  обучающегося;  в  программе  рассмотрены  все  элементы  технологий  работы  с  разными  материалами,  начиная  с  формирования  художественного  образа  прикладного  изделия  из  материала  и  заканчивая  его  представлением  на  выставках.

      Программа  построена  на  эстетическом  воспитании  школьников,  сочетающая  опору  на  культурную  традицию  и  инновационную  направленность.

      Отличительная  особенность  настоящей  программы от других  заключается  в  том,  что  она,  раскрывая  понятие  красоты  и  национального  своеобразия  предметного  мира,  опирается  на  идею  создания  художественного  образа.  Художественный  образ  предмета может  рассматриваться  только  в  связи  с  природой,  бытом,  историей,  национальными  художественными  традициями.  Оптимальной  формой  построения  процесса  эстетического  воспитания  детей  средствами  декоративно – прикладного  искусства  выступают  занятия,  которые  предполагают  инновационную  деятельность. 

Таким  образом,  традиционность,  инновационность,  креативность,  целеустремленность  в  перспективе  развития  декоративно – прикладного  искусства  несет  в  себе  неиссякаемые  возможности  развития  у  школьников  художественного  творчества.

     Программа  опирается  на  принципы  построения  общей  дидактики:  связи  с  жизнью,  систематичности,  реалистичности,  активности,

контролируемости,  последовательности,  индивидуального  подхода  в  обучении  и  художественном  развитии  детей,  доступности  материала,  его  повторности,  построения  программного  материала  от  простого  к  сложному,  наглядности.

Сегодня  важная  роль  в  преобразовании  искусственного  окружения  человека  принадлежит  дизайну.  Дизайн – это  художественная  деятельность,  связанная  с  организацией  предметного  пространства  по  законам  красоты  и  целесообразности.

Программа  «Скрапбукинг»  очень  гибкая,  что  позволяет  руководителю  кружка  использовать  элементы  из  разных  учебных  пособий,  методик,  журналов. 

Цель:

создание  условий  для  самореализации  ребенка  в  творчестве,  воплощения  в  художественной  работе  неповторимых  черт,  своей  индивидуальности.

Задачи:

Обучающие: 

*познакомить с историей и развития скрапбукинга;

*познакомить с основами цветоведения;

*научить четко, выполнять основные приемы реконструкции;

*научить выполнять сборку и оформления готового изделия;

Развивающие:

*развивать творческие способности;

*развивать внимание, образное мышления, фантазию;

*развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

*прививать интерес к данному виду творчества;

*воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца;

*воспитывать экономичное отношение к используемым материалам;

*воспитывать максимальную самостоятельность в творческой деятельности;

Направления:

Расширенное знакомство детей с изделиями в технике скрапбукинга.

Знакомство с некоторыми технологиями декоративно – прикладного творчества.

Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Обучение и художественное воспитание учащихся в кружке формирует  представления  о  многообразии  и  увлекательности  художественного  творчества  архитекторов,  дизайнеров,  конструкторов.   

Организация  деятельности  кружка

Программа  работы  объединения  рассчитана  на  один год  обучение,  для  детей  от  5 до  7  лет.  Занятия   проводятся  один раз в  неделю  по 25-30  минут  Наполняемость группы   7 – 8  человек.

Предполагаемый  результат:

    *дети  имеют  представление  о  скрапбукинге  как  о  виде  хобби,  ручном  творчестве,  заключающемся  в  изготовлении  и  оформлении  различных  изделий:  закладок,  открыток,  коллажей,  фотоколлажей  и  пр.

    *умеют  различать  изделия  разных  промыслов;

    *приобретают  практические  умения  по  работе  с  различными  материалами;

    *у  детей  появляется  интерес  к  истории  и  культуре  нашего  народа.  Основная  идея  скрапбукинга – сохранить  фотографии  и  памятные  вещи  на  длительный  срок  для  будущих  поколений.

    *развивается  художественный  вкус,  они  научатся  видеть  красивое  вокруг  себя,  выражать  свои  впечатления, свое эмоциональное  отношение  через  свое  творчество.  Каждое  изделие,  выполненное  в  технике  скрапбукинга,  представляет  законченную  мысль,  выраженную  коллажем;

   *приобретут  трудовые  навыки  и  умения,  стремясь  овладеть  мастерством.

Итогом  детской  деятельности  оформление своего собственного скетчбука, наполняемость открыток по темам недели или по желанию детей,  выставки  детского    творчества;  участие  в  конкурсах  декоративно – прикладного  творчества,  развлечениях,  досуговых мероприятиях,  праздниках.

          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Месяц

Тема

Сентябрь 1

Досвидания лето!

2

ПДД

3

Человек

4

Осень

Октябрь 1

Музыка

2

Реки ,моря и океаны

3

Библиотека

4

Мультфильмы

Ноябрь 1

Народы России

2

Животные мира

3

Профессии

4

Зима

Декабрь 1

Моя страна

2

Дед мороз

3

Подарки к празднику

4

Игрушки

5

Новый год

Январь 2

Моя семья

3

Спорт

4

По выбору детей

Февраль 1

Все о науке

2

Книга

3

23 февраля

Март 1

Путешествия

2

8 марта

3

Масленица

4

Весна

5

Театр

Апрель 1

Птицы

2

Космос

3

Цирк

4

Береги планету

Май 1

Труд взрослых

2

Армия России

3

День Победы

4

Встречаем лето!

Оформление выставки. Подведение итогов.

Выставка изделий по проектам, которые дети выполняли по выбору. Участие детей в районных, областных ярмарках, конкурсах и выставках является подведением итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  МЕТОДИЧЕСКОЕ             ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В  данной  образовательной программе  особое  внимание  уделено  учету  важнейших  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ПРИНЦИПОВ:

Принцип  актуальности:  призван  обеспечить  воспитанников  наиболее  важной  информацией.  Он  отражает  насущные  проблемы,  связанные  с  эстетическим  развитием  детей,  культурными,  социальными  нормами  и  ценностями.

Принцип  доступности:  предлагает  оптимальный  для  усвоения  объем  информации,  переход  от  простого  к  сложному,  от  известного  к  неизвестному.

Принцип  положительного  ориентирования:  уделяется  внимание  позитивным,  с  точки  зрения  искусства,  стилям  жизни,  их  благотворному  влиянию  на  развитие.  Реализация  принципа,  т.  е.  показ  положительных  примеров  более  эффективен  чем  показ  отрицательных  последствий  негативного  в  отношении  искусства  и  поведения.

Принцип  активного  обучения:  способствует  устойчивому  закреплению  знаний  и  навыков.  Предусматривает  использование  ситуационных  задач  с  необходимостью  выбора  и  принятия  решения,  ролевых  игр,  информационного  поиска,  рисования. моделирования,  творчества.

Принцип  иллюстративности:  предполагает  сочетание  изложения  художественной  информации  теоретического  характера  с  примерами  и демонстрациями,  что  способствует  доходчивому  и  убедительному  изложению  материала,  улучшает  его  восприятие.

Принцип  последовательности:  предусматривает  выделение  основных  этапов,  а  также  их  логическую  преемственность  в  процессе  его  осуществления.

Принцип  системности:  определяет  постоянный,  регулярный  характер  его  осуществления,  что  позволяет  дать  знания,  имеющие  отношение  к  искусству,  в  виде  целостной  системы.

Принцип  стимулирования  сознательности  и  активности:  направлен  на  повышение  активности  учащихся  в  вопросах  декоративно – прикладного  искусства.  Этот  принцип  выступает  в  качестве  основополагающего  для  изучения  искусства  и  стилей  жизни.

Учебно-развивающий материал  подается по мере   возрастания,  усложнения  именно  духовного,  эмоционально – ценностного  художественного  его содержания. 

Важной  частью  Программы  является  развитие  способности  к  комбинаторике – умение  комбинировать  готовые  формы,  с  целью  получения  качественно  новых  форм.  В  предлагаемом  цикле  занятий  отведено  место  и  комбинаторной  деятельности.

Разработанные  занятия  предусматривают  беседы  по  истории  архитектуры  и  декоративного  искусства,  об  истоках  дизайна,  о  художественных  промыслах,  о  современных  материалах,  применяемых  в  строительстве,  декоративно – прикладном  творчестве.

Для  занятий  необходимо  помещение  с  достаточным  дневным  и  вечерним  освещением.  В  кабинете  должна  быть  настенная  доска  для  графических  зарисовок.  Должно  быть  отведено  место  для  экспонирования  творческих  работ  учащихся  и  образцов.

Формы  работы:

*беседы;

*рассматривание  подлинных  изделий  скрапбукинга,  иллюстраций,    альбомов,  открыток,  таблиц;

*выставки  в  мини – галерее  изделий  скрапбукинга;

  *выставки  детских  работ  

       *использование  силуэтного  моделирования;

      *экспериментирование  с  различными  художественными  материалами;

       *художественное конструирование

       *использование  физкультминуток;

       *создание  изделий  в  технике  скрапбукинга;

       *изготовление  игрушек;

       *создание  полезных  самоделок  из  подручного  материала;

   Формы  занятий:   индивидуальные,  фронтальные,  подгрупповые,  интегрированные.

       Типы  занятий:

       *на  тему,  предложенную  педагогом  (освоение  нового  материала,  повторение  пройденного);

      *на  тему,  выбранную  ребенком  (по  его  замыслу);

      *проектная  деятельность  (проектирование  изделия);

      *исследовательская  деятельность  (исследование  бумаги,  картона,  ткани, и  др.);

      *дизайн  (художественная  деятельность).

Методы  оценки  результативности  программы:

*количественный  анализ;

*посещаемость;

*фиксация  занятий  в  рабочем  журнале;

*отслеживание  результатов работы каждого ребенка;

*практические  материалы.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА  с  детьми  на  занятиях  по  ознакомлению  со  скрапбукингом  проводится  для  того,  чтобы:

*выявить  примерный  уровень  развития  изобразительной  деятельности  детей,  отношение  ребенка  к  творческой  деятельности,  учитывая  его индивидуальные  способности;

*определить  возможные  перспективы  работы  с  ребенком  (задачи,  содержание,  формы,  методы);

*спланировать  работу,  направленную  на  развитие  творческих  способностей;

*спланировать работу  по   проектной  деятельности  для  обучающихся  старшей  группы.

Индивидуальная  работа  ведется  систематически.  Анализируется  выполнение  задания,  качество  детской  работы,  отношение  к  творческой  деятельности.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

*индивидуальные  консультации;

*беседы;

*изготовление буклетов  «Сделаем  сами»  (о  способах  и  последовательности  изготовления  изделий);

*разработка  правил  работы  различными  изобразительными  материалами  и  инструментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая

Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...

Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая

Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...