Путешествие по России
презентация к уроку (подготовительная группа)

Мамаева Нелли Васильевна

Увлекательное путешествие по России поможет детям лучше узнать Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_rossii_-_igra-puteshestvie.docx24.77 КБ
Файл puteshestvie_po_rossii.pptx897.1 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

Образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие».

Тема: «Путешествие по  России».

Программные задачи:

- систематизировать знания о животном мире, о способах приспособления животных к условиям обитания в природной зоне;

- учить детей ориентироваться на карте страны;

- развивать познавательный интерес, активизировать словарный запас.

Оборудование и материалы: Карлсон (игрушка),  карта природных зон России,  презентация “Природные зоны”, карточки-иллюстрации животных, конверт с разрезными картинками (животные), «шапочки» обитателей тундры, мнемотаблицы, полоски разных цветов, макет «Природные зоны», карточки-силуэты животных, предметные картинки животных тундры.

Предварительная работа.

Чтение познавательной и художественной литературы, настольно-печатная игра «Кто,  где живет?»,  заучивание стихотворений детьми, составление рассказов о животных тундры по мнемотаблице.

Ход игры-путешествия.

1.Мотивационно-ориентировочный этап

- Сегодня я встретила нашего давнишнего сказочного друга. Отгадайте кто это:

Он большой шалун и комик, 
У него на крыше домик
. (Карлсон)

-Он очень огорчён, он раскаивается. Карлсон, к сожалению,  нечаянно испортил  работу Малыша. Это был макет «Природные зоны», где были расставлены животные в соответствии с местом их обитания. Над этим макетом Малыш долго трудился. Как правильно расставить животных Карлсон не знает, да и одному ему не справиться, ведь он не знает, где живут разные животные. Он просит помощи у вас.

- Вы хотите помочь другу, Карлсону?

- Сможете?

Учебные задачи:  познакомить Карлсона с животными каждой природной зоны; помочь Карлсону собрать макет «Природные зоны»

2.Поисковый этап

2.1.Беседа:

- Как мы можем помочь Карлсону?

- Ребята вы любите путешествовать?

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

- Я предлагаю отправиться вместе с Карлсоном в виртуальное путешествие по нашей стране. Хотите?

2.2. Чтение стихотворения ребёнком:

Если долго-долго-долго...

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго...

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы...

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна...

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая – 

Необъятная страна!

2.3.Рассматривание карты «Природные зоны России» (2 слайд)

- Велика страна, в которой мы живем. Далеко протянулась она с севера на юг.

- Вспомните, что обозначено на карте разными цветами? (Природные зоны)

На  территории России имеются разные природные зоны.

- Сколько природных зон?

- По ним и предлагаю отправиться в путешествие вместе с Карлсоном, внимательно понаблюдать и познакомить нашего друга с обитателями природных зон. Чтобы не сбиться в пути предлагаю составить маршрутный лист аналогичный карте.

2.4. Игра «Поставь по порядку» (дети составляют маршрутный лист при помощи карты: полоски разного цвета наклеивают на лист, каждый цвет соответствует природной зоне)

3. Практический этап

3.1. Путешествие начинается.

а) - А отчего зависит многообразие природных зон? (Пояснения от воспитателя:

чем ближе природная зона к экватору – тем больше там солнца, чем ближе к полюсам, тем меньше там солнца.)

- Какую природную зону называют царством льда и снега? Почему она получила такое название? (Пояснения от воспитателя: вечная мерзлота, сильные морозы, бывает полярное сияние, 6 месяцев – ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).

(Слайд 3)

б) Игра «Найди по описанию»

(-Детеныш появляется на свет очень маленьким, слепым, глухим и совершенно беззащитным. Поэтому он в течение двух лет живет с матерью. Шкура этого зверя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, благодаря чему он с легкостью находит убежище среди белизны окружающих его льдов. Он замечательно плавает - этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап. Самый крупный хищник в мире.

-Это млекопитающее с длинными клыками обитает в арктических морях. У него массивное морщинистое тело, покрытое редкой щетиной. Длинные клыки не заменимы в его жизни: он пользуется ими, защищаясь от врагов и буравя морское дно; с помощью клыков вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или земле. Под кожей у него  толстый слой жира, который служит ему одновременно и защитой от холода, и резервным запасом на случай голода.

-Иногда их называют полярными лисицами. По размерам они немного меньше настоящих лисиц. Закругленные короткие уши почти скрываются в шерсти, что также предохраняет их от охлаждения во время сильных морозов. Летом  питаются в основном леммингами и полевками, а также поедают яйца, птенцов и даже взрослых птиц.

- Самый крупный вид ластоногих в мире: масса самца может достигать 3500 килограммов. Его легко отличить от самки по вздутию на голове, похожему на короткий хобот, из-за которого он и получил свое название.(морской слон)

в) Карлсон  за детьми повторяет название животных.

3.2.Путешествие продолжается.

- А куда мы с вами дальше отправимся, вы узнаете из следующих стихотворных строк:

Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает.
Дикий камень везде черной массой встает.
Да поток по ущелью стекает.
А по скалам кругом все-то птицы во мгле,
Все-то серые гаги рядами.
Взглянешь сверху на них, будто марь на скале,
Словно туча лежит над волнами.

- Как называется эта природная зона? Что указывает на то, что это – тундра?

(Слайд 4)

Игра «Расскажу вам о себе» (ребёнок одевает «шапочку», «превращаясь»  в него животного и по мнемотаблице рассказывает о себе, дети могут задать вопросы)

3.3. Путешествие продолжается.

а) -Догадайтесь куда отправимся дальше.

Есть у меня зеленый друг, 
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.(лес)

 (Слайд 5, 6)

 - Какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?

б) Д/и «Отгадай животное по очертанию» (по контуру)

-Мы идём в волшебный лес,

Он полон сказок и чудес!

А вот и полянка лесная,

Необычная какая!

Никто нас на полянке не встречает.

Кто же нам загадки загадает?

Где загадки эти взять?

Наверное, их надо поискать!

-На нашей полянке спрятались лесные жители. Вам надо их найти.

(На доске перевёрнутые картинки с животными леса. Дети называют животных по их очертанию и переворачивают картинки.)

- Ребята! А вы знаете, где живут эти животные?

в) Игра с мячом «Кто, где живёт»

(— Медведь живёт в берлоге.

— Волк живёт в логове.

— Белка живёт в дупле.

— Ёж живёт в норе.

— Лиса живёт в норе.

— Барсук живёт в норе.

— Заяц живёт под кустом.

— Лось живёт в лесу.)

г) Карлсон  за детьми повторяет название животных.

3.4.Физминутка

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят. (Дети имитируют повадки диких животных)

3.5. Путешествие продолжается.

а) - О какой природной зоне пойдет речь в стихотворных строчках?

… (Она) широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море,
Зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.
 (степь) 

(Слайд 7)

б) Игра «Кто лишний?» (по предметным картинкам, изображающим животных, проводится работа в парах: у каждого ребёнка своё задание, после выполнения задания следует взаимопроверка)

в) Карлсон  за детьми повторяет название животных, обитателей зоны.

3.6. Путешествие продолжается.

а) -Куда же мы отправимся на этот раз?

Солнечный, жаркий
Желтый песок
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом и
плотном, как мед.
Желтая птица
Неслышно плывет.(пустыня)

(Слайд 8)

б) Игра «Соберите картинку» (работа в парах, каждой паре предоставляется возможность выбрать конверт с разрезными картинками)

в) Карлсон  за детьми повторяет название животных, обитателей зоны.

4. Рефлексивно-оценочный этап

а) Беседа:

- В каких природных зонах нам удалось побывать?

- Познакомили ли Карлсона с животными разных природных зон?

- Какими способами это делали?

б) Игра «Каждому своё место»

(Карлсон расставляет  животных на макете, дети проверяют)

Карлсон благодарит детей, угощая конфетами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по России»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

=Развлечение в старшей группе на тему: "Путешествие по России", посвященное Дню России - 12 июня.

Вот уже несколько лет в нашем детском саду мы проводим развлечение , посвященное Дню России, которое проходит к 12 июню....

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Моя Родина - Россия»

Конспекткомплексной непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»по теме: «М...

Конспект занятия на тему: «Путешествие по России» (Как результат работы над проектом: «Наша Родина –Россия»)

Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. для знакомства детей с нашей Родиной....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации проекта «Россия – Родина моя»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно патриотическому  воспитанию «Путешествие по России» для детей 4-5 лет в рамках реализации прое...

"Педагогическая находка" на конкурс Воспитатель года России" (2025 год). Конспект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по России"

Целью данного занятия является развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - обобщить и систематизировать знания детей о России;- формировать уважительное отношен...