«Развитие мелкой моторики рук для детей»
статья (подготовительная группа)

Филиппова Эльвира Борисовна

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx290.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук для детей»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити– ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами

и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и

костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого

возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся

более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые

требуют согласованных движений обеих рук.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные

центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам

пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем

импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка

и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним

из показателей нормального физического и нервнопсихического развития

ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить,

мелкой моторики.

Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие

мышцы. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются

развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было

известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что

игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и

разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями

головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между

моторики руки и развитием речи.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику

воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим

количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную

систему человека.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает

функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца

положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник,

безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с

грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее

воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного

карандаша.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими

шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и

тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами

улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его

эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и

пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость

рук, поддерживают жизненный тонус.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития

рук с развитием мозга.

Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Исследование М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. 

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию

движения пальцев.

1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего

мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;

2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в

стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки»;

3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками,

маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и

другими предметами;

4. Ира с мозаикой;

5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;

6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и

наклеивание бумаги, оригами;

7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую,

разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;

8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;

9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;

10. Действия с мелкими игрушками;

11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;

12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;

13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и

нетрадиционными способами;

14. Показ пальчикового театра;

15. Конструирование из лего.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой

гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно

приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому

усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,

стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон,

развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать

смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его

распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими

стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной,

яркой.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать. Ведь в

пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и

последовательность движений, да и просто стихи.

6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут

силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит

овладение навыком письма.

7. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно

«рассказывать» целые истории!

8. Пальчиковые игры помогают в игре формировать элементарные

математические представления

9. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает ра-ботоспособность

коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

10. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость,

умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают

хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Инструкция по выполнению упражнения по развитию моторики руки.

• Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы

ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или

пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.

• При необходимости нужно помочь ребёнку или научить его помогать себе

второй рукой.

• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено

участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.

• Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа

надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнения.

Постепенно надобность в объяснениях отпадает.

• Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки.

Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая

правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И

наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого

полушария.

• Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у

которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый

мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем

лучше будут развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.

Виды игр и упражнений по развитию моторики руки:

Физические упражнения

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это

разнообразные висы и лазания (по лесенке, на спортивном комплексе). Такие

упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы.

Упражнения с грецкими орехами

Широко можно использовать упражнения для ладоней и пальцев с грецкими

орехами.

Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша

Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает

перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Игры с мячиком

В коррекционной практике можно использовать мяч - что является

прекрасным инструментом. Их выбор достаточно широк: в продаже имеются

мячи различного цвета, размера, качества, на любой вкус. Игры с мячом

развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве,

отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению,

регулируют силу и точность движения. Помогают нормализовать

эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых

детей. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов

легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Занятия с бумагой

Занятия аппликацией, оригами, конструированием являются развивают

мелкую моторику пальцев рук.

Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки.

Именно поэтому складывание – это полезное занятие, способствующее

активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку

в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память,

воображение, сообразительность. Все эти психические особенности

неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария

головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с

воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое

полушарие связано с логическим мышлением, речью, счётом, научными

способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование

одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для

развития обеих половин мозга.

Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое

состояние ребёнка и приводят его в равновесие. У детей, занимающихся этим

искусством, снижается тревожность, что позволяет им адаптироваться к

различным сложным ситуациям.

Занятия с бумагой развивают у ребёнка навыки работы с разными материала,

инструментами; воспитывают усидчивость, аккуратность, внимательность,

творческие способности, воображение, фантазию, пространственное

мышление, расширяют кругозор, познавательные способности.

Занятия с пластилином, глиной, солёным тестом.

Занятия по лепки развивают у детей моторику руки. Учащиеся осваивают

разные приёмы и способы лепки из глины, солёного теста, пластилина

дымковской игрушки, посуды, животных, птиц.

Очень ценно, что занятия по лепке способствуют воспитанию у учащихся

младших классов быстроту реакции, ловкость рук, внимательность,

воображение, трудолюбие, аккуратность, усидчивость. В результате

изготовления игрушек кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую

подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком

письма и навыков ручного труда в школе.

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с

их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры

являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук. Игры

эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно

полезны для их общего развития.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения,

которые сопровождают движениями пальцев, например, известная всем

«Сорока – Ворона...». Талантом нашей народной педагогики созданы игры

«Ладушки», «Коза рогатая». Рекомендуется стимулировать речевого

развития детей путем тренировки движения пальцев рук, используя народные

игры – потешки для детей дошкольного возраста, а детей для младшего

школьного возраста пальчиковые игры со стихами:

Задачи занятий

• Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и

пальцами рук.

• Развитие тактильной чувствительности рук.

• Формирование способности координированной работы рук со

зрительным восприятием.

• Развитие речи, улучшение произношения звуков.

• Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве,

памяти, внимания.

• Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.

• Подготовка руки к письму.

• Развитие умения создавать поделки из различных видов материала

(пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).

• Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый

новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать

на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только

помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего

мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать

характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие

личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое,

чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал

успешным человеком.

Что значит развивать мелкую моторику?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и

пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого

почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными

инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию

мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет способствует рисование, игра на

музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором.

Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных

занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности

и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы

станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких

заданий:

• упражнения с мелкими предметами;

• графические задания;

• пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять

выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать,

проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы

они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за

обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли

движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно

сидели за столом.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно,

занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и

однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных

упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого предлагается воспользоваться картотекой упражнений для

развития мелкой моторики рук у детей.

Узорная штриховка

Дорисуй рисунок

Соедини точки

Развивай глазомер

• Рисуй с нажимом

• заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;

• заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с

соком (намного темнее);

• заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Графические диктанты

Игры с предметами

Игры с песком и сыпучими веществами

Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной

соли.

Игры с крупами и семенами

Игры с пуговицами

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с

веревочками и шнурками.

Игры с бумагой

Упражнения с мячом

• театр теней с показом фигурок героев руками;

• пальчиковый театр;

• игры с мозаикой;

• игры с мелким конструктором;

• собирание паззлов;

• закручивание крышечек;

• игры со скрепками;

• выкладывание дорожек или узоров из камушков;

• задания с резиночками.

Прекрасно тренируют мелкую моторику разнообразные игры, в которых

требуется перемещать мелкие предметы:

▪ домино, лото, мемо и прочие настольные игры с карточками и

фишками;

▪ мозаика;

▪ пазлы;

▪ конструкторы;

▪ игры со скрепками;

▪ игры с прищепками.

Какие действия особенно полезны для

тренировки пальчиков и ручек?

1. Чистить руками апельсины и мандарины, сваренные вкрутую яйца и

приготовленный в мундире картофель.

2. Разбирать расколотые орехи, отделяя ядра от скорлупы.

3. Перебирать крупу для каши.

4. Участвовать в лепке пельменей, вареников, пирожков.

5. Собирать рассыпанные по полу мелкие предметы (оброненные нитки,

бусины, пуговицы, соринки).

6. Открывать дверные замки ключом.

7. Самостоятельно застёгивать/расстёгивать пуговицы,

завязывать/развязывать шнурки.

8. Развешивать постиранное бельё на сушилку, не забыв использовать

прищепки по их прямому назначению.

9. Искать край скотча, изоленты или лейкопластыря в рулоне. Наклеивать

и отклеивать наклейки и этикетки.

10.Затачивать карандаши, используя точилку.

Список литературы

1. Т.А. Датешидзе «Система коррекционной работы с детьми с

задержкой речевого развития»- СПб.: Речь,2004.

2. О.Н. Громова Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой

моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д»,

Москва 2001

3. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и

педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000

4.Е.Сафарова «Пальчиковые игры»

5. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». Изд.: «Карапуз», 1998г го


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей как средство развития речи»

Цель консультации: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи ...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...