Проект "Птицы родного края"
рабочая программа (старшая группа)

Дьячкова-Якубова Марина Алексеевна

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.  Дети, по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского характера.

 

В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю.

 

 Поэтому очень важно ввести ребёнка в мир природы, разбудить его интерес,  сформировать реалистические представления-знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада и семьи.

 

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

 

 Взаимодействие ребенка с окружающей средой самоценно, потому что обеспечивает ему личный экологический опыт, который, в свою очередь, оказывает весьма существенное влияние на формирование нравственно-экологической позиции личности и ее экологической культуры в целом. Важно, чтобы ребенок сочувствовал, сопереживал, занимался экологически ориентированной творческой деятельностью, учился сотрудничать со взрослыми в практической экологической деятельности, предвидел личный успех и достижения в этой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_rodnogo_kraya.docx50.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект на тему:

"Птицы родного края"

(старшая  группа)

                                                                      Автор:  Воспитатель 1                                                                                                                                      Дьячкова М.А.          

Баргузин, 2023.

Пояснительная записка:

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.  Дети, по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского характера.

В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю.

 Поэтому очень важно ввести ребёнка в мир природы, разбудить его интерес,  сформировать реалистические представления-знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада и семьи.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

 Взаимодействие ребенка с окружающей средой самоценно, потому что обеспечивает ему личный экологический опыт, который, в свою очередь, оказывает весьма существенное влияние на формирование нравственно-экологической позиции личности и ее экологической культуры в целом. Важно, чтобы ребенок сочувствовал, сопереживал, занимался экологически ориентированной творческой деятельностью, учился сотрудничать со взрослыми в практической экологической деятельности, предвидел личный успех и достижения в этой деятельности.

Актуальность проекта:

     В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы родного края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: формирование представлений о птицах родного края.

Задачи:

  • формировать у детей начальные представления о птицах родного края, питании, расширить кругозор детей и словарный запас;
  • развивать интерес к птицам родного края, продолжать работу над развитием творческих способностей детей;
  •  развивать познавательный интерес к наблюдению за птицами родного края;
  • воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах;
  •  вызвать у родителей желание оказания помощи птицам в поселке, принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.

Предполагаемый результат проекта:

 Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети сформируют умения относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.

Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.

Реализация проекта «Птицы родного края».

Раздел 1. Перелетные птицы.

Раздел 2. Зимующие птицы.

Раздел 3. Домашние птицы.

Перспективно – тематическое планирование занятий по проекту

 «Птицы родного края».

Название мероприятия

Сроки

1

Подвижная игра «Скворечники».

Беседа «Что я знаю о птицах?»

Наблюдение за птицами на прогулке.

1 октября

2

Чтение художественной литературы:

Сказка о перелетных птицах «На озере»

Загадки о птицах

7 октября

3

Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Просмотр презентации «Перелетные птицы»

14 октября

4

Чтение художественной литературы:

«Сказка о воробушке Чирике и перелетных птицах»

21 октября

5

Знакомство с народными приметами

Подвижная игра «Птички».

Подвижная игра «Коршун и цыплята»

28 октября

6

Наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке.

Подвижная игра «День-ночь»

4 ноября

7

Подвижная игра «Перелетные птицы».

Аппликация «Синичкин день»

11 ноября

8

Чтение художественной литературы:

стихотворения о перелетных птицах разных авторов.

18 ноября

9

Работа с родителями:

помощь в оформлении мини – музея «Пернатые друзья».

25 ноября

10

Работа с родителями:

оформление мини выставки о птицах «Удивительный мир птиц».

30 ноября

11

Беседа:

«Что ты знаешь о зимующих птицах?»

2 декабря

12

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

9 декабря

13

Беседа: «Зачем помогать птицам зимой».

16 декабря

14

Разучивание стихотворений о зимующих птицах.

23 декабря

15

Чтение художественной литературы:

В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает».

30 декабря

16

Дидактическая игра «Собери птицу».

14 января

17

Сюжетно-ролевая игра «Пригласи синичку в гости».

21 января

18

Совместная деятельность родителей и детей.

Конкурс «Птичья столовая».

28 января

19

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

4 февраля 

20

Беседа: «Меню птиц».

11 февраля

21

Сюжетно-ролевая игра «Больница птиц».

18 февраля

22

Дидактическая игра «Чья тень?».

26 февраля

23

Наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке.

Выставка работ из пластилина «Утята плавают в пруду».

4 марта

24

Дидактическая игра  «Чьи детки?».

Совместная деятельность родителей и детей.

Конкурс «Птица счастья».

11 марта

25

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

18 марта

26

Словесная игра «На птичьем дворе».

25 марта

27

Сюжетно-ролевая игра  «Птичий двор».

29 марта

28

Рисование «Украсим дымковскую уточку».

1 апреля

29

Лепка «Утёнок» (тестопластика).

8 апреля

30

Музыкальная копилка «Кто- то в гости к нам пришёл» (голоса домашних птиц).

15 апреля

31

Пальчиковая игра «Домашние птицы».

Наблюдение за птицами.

22 апреля

32

Игровая ситуация «Доброе утро петушок».

29 апреля

33

Слушание песен Е. Тиличеевой «Вышла курочка гулять», «Жили у бабуси». «Голоса домашних птиц».

6 мая

34

Аппликация «Петушок из геометрических фигур».

13 мая

35

Словесная игра «У кого кто?».

20 мая

36

Чтение и заучивание стихотворения «Вышла курочка гулять…».

27 мая

                                                                 Раздел 1.

Перелетные птицы.

Продолжительность: 2 месяца (сентябрь, октябрь).

Актуальность темы: 

Каждую осень, наши пернатые друзья покидают родные края и спешат куда-то вдаль. Летят рядами, шеренгами, беспорядочными кучами и поодиночке. Что же заставляет перелётных птиц ежегодно осенью и весной совершать такие дальние путешествия?

    Дети не могут понять и объяснить причину  их отлета в теплые края. У них недостаточно развиты знания о птицах, затрудняются ответить, чем они питаются.  Работа над проектом позволит углубить и расширить знания детей о птицах, закрепить в памяти детей название перелетных птиц. Позволит понять причины такого явления как осенний перелет птиц. Совместная работа с родителями поможет повысить экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к пернатым друзьям, тем самым пробуждая его чувства. Послужит воспитанию у детей заботливого и бережного отношения к природе.

Задачи:

Развивать познавательную активность, желание узнать новое, делиться своими знаниями с окружающими;

Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания;

Закрепить представление о внешнем виде, частях тела;

Развивать связную речь, активизировать словарь по теме;

Формировать желание подкармливать птиц зимой;

Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Ожидаемые результаты:

Расширятся и закрепятся знания о птицах (их названии, внешнем виде, питании и поведении).

Сформируются   правильные   представления о таком явлении, как перелет птиц на юг осенью.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Необходимое оборудование:

Литература – загадки о птицах, книги русских писателей, поэтов, сказки.

Музыка – аудиозаписи голосов птиц.

Иллюстрации – перелетные птицы.

Реализация данного раздела проекта осуществляется в три этапа:

I этап – подготовительный

1. Подбор методической литературы по теме.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Перспективное планирование проекта.

4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

 II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о перелетных птицах.

III этап – Работа с детьми.

Задача: Сформировать и закрепить знания детей о перелетных птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Подвижные игры: 

«Скворечники».

Ход игры: На площадке чертятся круги: это — скворечники. Все дети — скворцы. Они свободно бегают — летают по площадке. На сигнал «по домам!» все бегут к скворечникам. Игра повторяется несколько раз.

Подвижная игра «Птички».

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга.

Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.

Маленькие птички, раз, два, три.

(хлопают в ладоши)

Прыгают и скачут скок, скок, скок!

(Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс).

Маленькие птички, Раз, два, три.

(хлопают в ладоши)

Крылышками машут!

(Выполняют взмахи руками)

Маленькие птички, лапки свои греют.

(Топают ногами, руки на пояс)

Маленькие птички, быстро полетели.

 (Разбегаются врассыпную)

Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.

Подвижная игра  «Птички в гнездышках».

На игровой площадке обозначаются 3—4 круга (диаметр кругов 1—1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки.

Воспитатель: Солнышко встало, утро настало.

                        Где  же вы, птички — скворцы да синички?

                        Из гнезд скорее вылетайте,

                        Свои крылья расправляйте!

(Дети перешагивают через линии очерченных кругов — вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке.)

Педагог «кормит»  птиц то на одной, то на другой стороне площадки:  дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям «клюют зерна». Затем вновь бегают, прыгают по площадке.

Воспитатель: Милые птички, скворцы да синички!

                        В гнездышки свои летите,

                        Свои крылья опустите!

(Дети убегают в «гнезда» перешагивая через линии. Все «птички» должны занять свои гнезда).

 Примечание:

1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик или кеглю красного, желтого, синего или зеленого цвета).

2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию.

Подвижная игра «Перелетные птицы»

Все дети встают в круг, в центре которого — водящий - воспитатель. По команде воспитателя дети бегают по площадке, подражая крикам перелетных птиц указанных воспитателем (Например:  гуси- га-га-га;  утки- кря-кря; кукушки —ку-ку).

Чтение художественной литературы:

Встали птицы на крыло

Встали птицы на крыло

В небе хмуром загалдели

В край далёкий, где тепло

Стаей длинной полетели.

-Наступают холода,-

Криком птицы сообщают.

-Мы летим не навсегда.

-Мы вернёмся, обещаем.

-До свиданья, край родной:

-Улетаем! Улетаем!

За небесной пеленой

В небе сером птицы тают.

Улетают к югу птицы

Улетают к югу птицы:

И грачи, и журавли,

Но останутся синицы,

Воробьи и снегири.

И сороки остаются

Не летят с родной земли.

А весной опять вернутся

И грачи, и журавли.  

                          А. Порошин

Осень...осень...осень

Стало холодней.

Зонтики мы носим,

Прячась от дождей.

Ветер дует сильно,

Листики дрожат...

Падают, кружатся,

По ветру летят.

А в лесу зверятам -

Некогда играть,

Нужно им запасов

На зиму собрать.

Птицы улетают

В теплые края.

Говорит нам осень:

"Вот такая я!"      

                          Р. Раска

На зимовку.

Шуршащей вереницей

За солнышком вдогонку

Летят над нами птицы

В далёкую сторонку.

Летят они к зимовке.

А во дворе, на холоде,

Прищепки на верёвке

Как ласточки на проводе.  

                                 В. Орлов

Журавлики-журавли

Оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавлики-журавли.      

                                    М. Шпак

Скворец! Смотрите, вон он!

Ему пора на юг,

А он перед отлетом

Домой вернулся вдруг.

К нам прилетела птица

Проститься.                    А. Барто

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет —

Улетает, улетел!      

                                Е. Благинина

Птицы улетают

Птиц провожают в дорогу леса:

Долгое эхо летит в небеса.

Птиц провожают в дорогу луга:

Выросли травы в большие стога.

Даже вослед им, как будто крылом,

Пугало машет пустым рукавом.                                  

                               В.Степанов  

Материалы для заучивания:

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет —

Улетает, улетел!    

                      Е. Благинина

«На озере» сказка о перелетных птицах.

На дальнем озере, среди зеленых камышей жили-были разные птицы. Дикие гуси, утки-кряквы, белые лебеди, все лето они плавали по озеру, ловили своими широкими клювами пролетающих мимо стрекоз, бабочек, ныряли под воду за маленькими рыбешками, выходили погулять на бережок, пощипать сочную  зеленую травку. Длинноногие цапли ходили по краю воды и ловили своими длинными клювами зеленых лягушек.

Хорошо они жили, дружно! Вили гнездышки, откладывали яйца, высиживали птенцов, потом учили их плавать и летать, чистить клювом перышки, ловить мошек.

Хорошо им жилось возле озера, никуда далеко они не улетали.

Но как-то подул сильны ветер, и посыпались на озеро красивые бабочки. Молодые уточки и гуси закричали: «Ой, смотрите, как много бабочек! Ловите их!»

 Они стали хватать бабочек клювами, но те оказались совсем не вкусными.

«га-га-га!- загоготала старая гусыня – это не бабочки, это желтые листочки падают с деревьев. Осень наступила.

С каждым днем становилось все холоднее и холоднее. Насекомые исчезли, рыбка уплыла глубоко на дно, лягушки попрятались под коряги, травка пожелтела и засохла. Заволновались молодые птицы. – что же это такое! Нам совсем нечего есть! Наши лапки мерзнут в холодной воде, мы скоро погибнем от холода и от голода!

Га- га- га! – снова загоготала старая и мудрая гусыня. Скоро зима. Вода  на озере замерзнет и превратиться в лед. Нам всем пора собираться в дальний путь!

Куда? Почему? – закричали молодые птицы. Мы не хотим улетать.

Мы полетим в теплые края – сказала старая гусыня ведь мы перелетные птицы. Всю зиму мы проведем там, а весной вернемся обратно на  свое озеро..

Сказано- сделано. Стали птицы собираться в дальний путь. Первыми собрались цапли. Они покружились над озером, помахали своими большими крыльями  и скрылись вдали за лесом.

За цаплями полетели утки и гуси. Впереди главная птица – вожак, а за нею клином остальные птицы. Покричали свою прощальную песню  и скрылись в дали.

Последними  улетели белые лебеди. Тихо стало на озере, холодно и печально.

Но не будем грустить! Пройдет снежная зима и перелетные птицы снова вернуться на родину, на свое любимое озеро.

Какие птицы жили на озере? Любили они свое озеро или нет?

Почему птицы улетели со своего озера?

Как называют птиц которые улетают в теплые края?

Почему птицы возвращаются обратно?

Каких еще перелетных птиц  вы знаете?

               

«Сказка о воробушке Чирике и перелетных птицах»

(составитель Катькова Л.А.)

     На краю села под крышей старенького домика жила семья воробьев. Папа воробей, мама воробьиха и маленький воробушек Чирик. Вокруг дома был большой сад, где каждый день Чирик  встречался  с разными птичками.  Под крылечком дома свила гнездо семья ласточек, по соседству на старой яблоне в скворечнике  жила семья скворцов. Часто в саду  Чирик  встречал тетушку Кукушку, дядюшку  Дятла и еще много разных птиц.

Все лето,  птицы  жили не тужили.  Строили гнезда, выводили птенцов, учили их летать, ловить комаров да мошек. Порхали с ветки на ветку, весело щебетали и распевали свои чудесные песни.

Но вот наступила осень, Стали опадать листья на деревьях, с каждым днем становилось все холоднее и холоднее.

Вот  сидит Чирик на веточке распушил свои перышки, а сам  по сторонам смотрит и видит – скворцы в стаю собрались, что-то обсуждают,  улетать  собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно  друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»!

Подлетел к ним Чирик и спрашивает: вы, куда это собрались?

А самый старый скворец ему отвечает:

- Мы в теплые края собираемся.

А зачем Вы на зиму улетаете?

— Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! А как весна придет, обратно вернемся.  

- А как же мы воробьи?  Мы тоже полетим?

- А ты, у мамы и папы спроси – ответил старый скворец.

Полетел воробушек к маме и папе, чтобы узнать, нужно ли им в дорогу собираться.

По дороге встретил тетушку Кукушку.

— Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка, а  ты тоже улетаешь на зиму в теплые края?

- Конечно, лечу, здесь зимой нет корма для меня, да и уж больно холодно.

- Погоди тетушка не улетай, может, и мы  полетим с тобой вместе, веселее будет.

—  Мы  кукушки никогда вместе  не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой.  Вспорхнула кукушка с ветки и улетела.

Вот какая Тетушка Кукушка даже не попрощалась, подумал воробышек и полетел дальше.

А тут как раз дядюшка Дятел прилетел, сел на ветку и давай своим носиком стучать. Чирик к нему подлетел: дядюшка Дятел, а ты тоже в теплые края полетишь?

- Некогда мне по чужим краям летать, у меня и дома работы много не мешай мне. И принялся еще громче по дереву стучать.

А Чирик полетел дальше, видит  ласточки, стайкой собрались.

— Здравствуйте, ласточки погодите, расскажите, куда путь держите?

— В теплые края летим, некогда нам долго с тобой разговаривать.

— Я тоже хочу в теплые края. Это очень далеко?

— Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до них.

— А что такое море? А мы воробьи сможем его перелететь?

- А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а вы воробьи  птички зимующие. Вам здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. Не все из нас вернутся сюда весной. Были бы здесь зимой мухи, жучки или другие насекомые для еды – мы бы остались дома, не полетели бы в дальние,  чужие края. А тут деваться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем. Взвились ласточки высоко в небо и улетели.

   А Чирик сидит на ветке и думает:   «Эх, и почему мы воробьи не  летаем в теплые края, я бы опасностей не испугался. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться дома. Полечу- ка я и  у мамы с папой  расспрошу,  как же мы зимой будем жить, где греться и чем кормиться будем».

И полетел. Прилетел и спрашивает:

— Мама, папа,  все птицы в теплые края летят, а как же мы — воробьи зимой жить  будем?

- Не волнуйся сынок, ответила мама, мы себе корм найдем. Да и не одни мы зимовать дома остаемся. Синички, голуби и дядя Дятел тоже не улетают в теплые края. Полетим мы ближе к людям, в детский сад к деткам, там крошками и прокормимся. Детки в детском саду хорошие, добрые растут для всех  зимующих птиц,  столовые открывают. Кормушки мастерят. Вкусные зернышки и хлебные крошки не забывают подсыпать.  А от ветра сильного и ледяного  прятаться будем у себя в гнездышке, да и перышки у нас теплые как шубки у ребят не дадут нам замерзнуть в трескучие морозы. Так тяжелую, холодную зиму и переживем.

Обрадовался Чирик, что зимой не умрет от голода и холода, и, устроившись поудобнее на краю своего домика, подумал, завтра полечу и всем  другим птичкам расскажу о том, что узнал.

Рассматривание и наблюдение:

Рассматривание перелетных птиц на иллюстрациях.

Наблюдение птиц в природе.

Художественно-продуктивная деятельность:

Разукрашивание - «Птичка».

Аппликация - «Птички летят».

Лепка «Птички в стайки собираются» (коллективная работа).

Пополнение развивающей среды по теме проекта:

Оформление уголка книги.

Выставка «Перелетные птицы».

Оформление картотек игр, загадок, стихов о перелетных птицах.

Оформление альбома «Перелетные птицы».

Лепбук «Птицы».

Изготовление мнемотаблиц.

Выпуск экологической газеты «Берегите птиц».

Работа с родителями:

Помощь в оформлении мини – музея «Пернатые друзья».

Оформление мини выставки о птицах «Удивительный мир птиц».

Консультация «Перелетные птицы нашего края».

Подбор книг для групповой библиотеки.

Рекомендации по домашнему чтению.

Раздел 2.

Зимующие птицы.

Продолжительность: 4 месяца (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Актуальность темы:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.


Проблемы: 
Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.


Задачи:
Обучающие:
• Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями
• Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• Укреплять детско-родительские отношения.


Ожидаемые результаты:
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 

Этапы:
1.Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.

2.Основной этап.
Представляет собой внедрение в воспитательно -образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Работа проводится в двух направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- совместная деятельность родителей и детей.

Работа с детьми по решению поставленных задач:

1.Работа воспитателей с детьми
Беседы:
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях 
в книгах и журналах.

Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.


Разучивание стихов.
Цель: Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.


Разучивание пальчиковых игр.
Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)
Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.
В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», “Где обедал воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка”.


Дидактические игры.
«Собери птицу», «Что за птица? », «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.


Сюжетно-ролевые игры
«Пригласи синичку в гости », «Больница птиц»
Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.
Экскурсия по территории детского сада
Открытие «Птичьей столовой»
Цель: Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.

Совместная деятельность родителей и детей.

Конкурс «Птичья столовая».
Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.


Сбор корма для птиц.
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.

Итог

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта -это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.

Раздел 3.

Домашние животные.

Продолжительность: 3 месяца (март, апрель, май).

Проблема. Слабые знания детей о домашних птицах.

Цель: Закрепить знания детей о домашних птицах.

Задачи:

•        Познавательное развитие: учить узнавать и называть домашних птиц по внешнему виду. Дать представление чем питаются. Формировать умение различать домашних птиц  и их детёнышей. Воспитывать у детей любовь к животным, заботливое отношение к ним.

•        Речевое развитие: формировать навыки составления короткого рассказа о животных. Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог. Развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас.

•        Социально-коммуникативное развитие: развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. Во время игр развивать интерес к окружающему миру. Закрепить правила безопасного поведения при общении с домашними птицами.

•        Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности. Совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации. Учить запоминать и исполнять небольшие песенки, передавать в них художественный образ, эмоциональное настроение.

•        Физическое развитие: учить передавать в движениях и жестах повадки домашних птиц, развивать все виды моторики. Формировать умение координировать речь с движениями. Формировать предпосылки к ЗОЖ – мыть руки после общения с птицами.

Ожидаемый результат.

Дети будут иметь элементарные представления о домашних птицах, их отличительных особенностях. Расширится и активизируется речевой запас детей на основе звукоподражанию их голосам, отгадыванию животных и птиц по их словесному описанию, также в процессе знакомства со сказками, потешками, загадками.

Через общение с родителями дети научаться находить признаки сходства и различия. Познакомятся с детенышами домашних птиц, о способах ухода за животными, о пользе, которую приносят.

Разовьется умение отражать полученные знания и умения в продуктивно-игровой деятельности. В совместной деятельности с воспитателем будут способны отгадывать птиц по голосу, знать повадки домашних птиц, где живут и кто ухаживают за ними.

Родители примут активное участие в  изготовлении рисунков, книжек –малышек с загадками и потешками, (избранно).  

Занятия.

Составление альбома рисунков на тему: «Домашние птицы» родителей и детей;

Макет «Птичий двор».

Выставка работ из пластилина «Утята плавают в пруду»»

Выставка рисунков «Цып-цып-цып мои цыплятки».

Этапы реализации:

1.Подготовительный

2.Основной

3.Заключительный

1. Подготовительный этап:

Подбор детской художественной литературы, наглядного материала;  

сообщение родителям о предстоящем проекте, подготовка информационных листов для родителей, папка- передвижка «Все о курочке Рябе», «Волшебные ручки» (изготовление птиц для макета),

составление паспорта проекта.

2.Основной этап:

Дети получат информацию о домашних птицах, через рассказы воспитателя, чтение художественной литературы, просмотры презентации «Домашние птицы» , рассматривание картинного материала.

Будут принимать активное участие в изодеятельности, в совместной деятельности.

Воспитанники будут активны в самостоятельной деятельности: петь знакомые песенки, рассказывать потешки, сказки. С помощью масок изображать и звукоподражать домашних птиц.

Будут проявлять инициативу в общении со взрослым: стремиться рассказать о своей работе по изодеятельности.

Примут активное участие в создании  выставки «Утята(лепка), .

Родители будут знакомиться с материалами папок-передвижек, информационных листов; совместно с детьми выполнять познавательно -творческие задания.

3. Заключительный этап:

Проведении Игры – путешествие «Птичий дворик».

Составление альбома рисунков на тему: «Домашние птицы» родителей и детей

Макет «Птичий двор».

Работа с детьми по образовательным областям:

Познавательное развитие.

Игровая беседы: «Домашние птицы», «Птичий дворик».

Игры:  «Чьи детки?»

«Кто где живёт

«Кто и как живёт на птичьем дворе»

«Выложи фигуры домашних птиц»

Игровые упражнения: «Мама, папа, я»

Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»

Рассматривание сюжетной картины «На птичьем дворе».

Речевое развитие:

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

 К. Чуковский «Цыпленок»

Чтение и заучивание стихотворения « Вышла курочка гулять…»

Рассматривание сюжетной картины «На птичьем дворе».

Загадывание загадок о домашних птицах

Чтение потешек про домашних птиц.

Словесная игра «На птичьем дворе»

Словесная игра «У кого кто?».

Игра «Домашние птицы» по мотивам потешки «Наши уточки с утра».

Ролевая игра  «Птичий двор»

Собрать макет «Птичий дворик»

Художественно – эстетическое развитие

Рисование «Украсим дымковскую уточку» (гуашь)

«Цып,-цып-цып мои цыплятки».(гуашь)

Лепка  «Утёнок» (пластилин)

Аппликация   «Петушок из геометрических фигур».

Аппликация/лепка «Утенок» (гуашь-пластилин-горох)

Слушание русской народной мелодии «Курочки и петушок». Обр. Г. Фрида - Слушание песен Е. Тиличеевой «Вышла курочка гулять», «Жили у бабуси». «Голоса домашних птиц»

Театральная игра: «Курочка-рябушечка».

Кукольный театр по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок».

Муз\игра: «Птички клюют зернышки»

Музыкальная копилка «Кто- то в гости к нам пришёл» (голоса домашних птиц)

Физическое развитие

Пальчиковые игры: «Домашние птицы», «Курочка-хохлатка», «Найди цыплёнка», «Угадай, кто кричит»,  «Наседка и цыплята», «Вышла курочка гулять»

Игровая ситуация «Доброе утро петушок»

Взаимодействие с родителями

Участие в изготовлении птиц самоделок для макета «Птичий дворик».  

Участие в подборе книг, иллюстраций о домашних птицах.

Результативность.

У детей пополнятся, систематизируются знания о домашних птицах, характерных особенностях внешнего вида, их голосах. На основе углубления и обобщения представлений о домашних птицах, в процессе чтения потешек, сказок, рассказов ,  загадками  данной тематики, у детей расширится и активизируется речевой запас. У детей появится желание звукоподражать голосам птиц, манипулировать куклами-птицами, проговаривать знакомые потешки.

Дети научатся использовать общение с родителями как источник информации для получений знаний о домашних птицах.

Все участники получат позитивные эмоции, радость от своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....