Проект в средней группе "В чём секрет русской матрёшки"
проект (средняя группа)

Бердникова Надежда Валерьевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sredney_gruppe_v_chem_sekret_russkoy_matreshki.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ВЕРХНЕКАРАЧАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

ГРИБАНОВСКИЙ РАЙОН

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

               

                                        ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«В чём секрет русской матрёшки»

                                                      СРЕДНЯЯ  ГРУППА

                                                                         Исполнитель проекта:

  воспитатель I КК

Бердникова Надежда Валерьевна

                                              с. Верхний Карачан,2022год

Тема: В чём секрет русской матрешки?

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: с 01.10. 2022-15.10.2022

Вид проекта: творческий, информационный, практико – игровой.

Тип проекта: групповой, краткосрочный

Проблема:

Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки практически ни у кого нет. Дети порой не знают, как в них играть. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Актуальность: Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Цель проекта: Познакомить детей с русским народным творчеством на примере матрешки; дать представление о том, как можно играть с матрешкой. Воспитать интерес к истории русской народной игрушки - матрёшки, приобщить детей к прекрасному. Формировать у детей чувство патриотизма.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать и расширять знания детей о русском народном творчестве¸ через народную игрушку -  матрешку.

Развивающие:

- развивать мышление, внимание, мелкую моторику в играх с матрешкой.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ожидаемый результат:

1. Заинтересованность детей и родителей темой русская народная игрушка;

2. Проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики;

3. Активизация словарного запаса детей по данной теме.
Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

Составление перспективного плана, конспектов НОД.

Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. Подбор литературы, иллюстраций.

Сбор информации из разных источников (энциклопедии, художественная литература, интернет источники);

Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.

Основной этап

Содержание работы:

  1. Организация дидактических игр: «Весёлые Матрёшки», «Разрезные картинки», «Поставь Матрёшек в ряд», «Подари цветок Матрёшке»
  2. Знакомство с матрешкой через видеопрезентацию и игровую деятельность.
  3. Конспект НОД: социализация «Знакомимся с Матрёшкой», конспект НОД по речевому развитию «У Матрёшки день рождения», конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мы весёлые Матрёшки»
  4. Консультация для родителей «Роль матрёшки в развитии ребёнка».
  5. Выставка детского творчества «Красивая матрешка».

Совместная деятельность:

- Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек, беседы с детьми по содержанию картин.

-Разучивание пальчиковой гимнастики «Матрёшки», «Мы весёлые Матрёшки»

- Игры со строительным материалом «У Матрёшки новоселье».  

-Чтение стихов и загадок о Матрёшке.

-Рассматривание альбома «Красавица Матрёшка».

Заключительный этап

Подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта.

Оформление результатов проектной деятельности (презентация).

Заключение:

В результате работы над проектом выявлено проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики, активизация словарного запаса по данной теме. Дети и родители были заинтересованы темой «В чём секрет русской матрёшки?». Совместная работа над проектом сблизила детей и родителей.  Взаимодействие педагогов с родителями при работе над реализацией проекта, активизировало позиции родителей, как участников педагогического процесса воспитания детей в детском саду.

 Список используемой литературы:

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.- 144С., 16Л. вкл.

Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.сост. В.Н. Косарева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель – 159с.

Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/beseda-srednja-grupa-istorija-ruskoi-matreshki.html

Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-risovanie-v-srednei-grupe-tema-vesyolye-matryoshki.html

Интернет ресурс: https://infourok.ru/kartoteka-igr-s-russkoy-matryoshkoy-1775520.html

 

 

Методический материал по теме проекта (в приложениях)

Приложение №1

Конспект НОД

Тема «Знакомимся с Матрёшкой»

Цель: Познакомить детей с матрёшкой, способствовать возникновению радостных эмоций от встречи, активизировать речь и образное мышление детей, формировать интерес и любовь к народному творчеству, знакомить с малыми фольклорными формами.

Ход НОД:

1.Организационная часть.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла игрушка, но она спряталась. Если вы отгадаете про нее загадку, то она появится.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..( матрешка).

Правильно, это матрешка.

2. Беседа педагога. Введение в тему.

Воспитатель (показывает матрешку). Эта игрушка называется матрешка. Ее создали русские мастера. Назвали игрушку матрешкой, потому что раньше на Руси именем Матрена называли многих девочек. А ласково называли Матреша, Матрешечка. Так появилось имя у этой славной игрушки. Давайте рассмотрим нашу гостью, матрешку. “Здравствуйте, дети! Я Матрёшка! Я пришла к вам в гости. Посмотрите, какой красивый у меня сарафан! Разноцветный, цветочный! Посмотрите, какие у матрёшки глазки, щечки, красные губки! А какой красивый платочек!»

Чудная матрёшка,
Попляши немножко!
Танцевать с тобой мы рады!
Покажи свои наряды!
Сарафанчик-раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек –
Всё красиво очень!

Понравилась вам песенка, которую мы спели? Про кого мы спели песенку? Какой наряд у матрешки? (сарафан (и фартук, если он есть на кукле) А, что у неё на голове?  (платочек, по-другому можно назвать “косынка”). Одета матрешка в яркий сарафан с передничком, на голове повязан яркий платочек. И на сарафане, и на платочке у нашей куколки красивые цветочки нарисованы. А какие красивые у нее глазки, румяные щечки. Ходит матрешечка не одна, она всегда своих сестер берет с собой. А где же они? Дайте ещё раз матрёшку в руки ребёнку. (Игрушка тяжелая, почему?) Поставьте вторую матрёшку рядом с первой и сравните их (матрёшки разные, чем они отличаются?) Обратите внимание на размеры матрёшек. Расположите матрёшек в ряд и сравните вместе с ребёнком: «Большая, поменьше, ещё меньше». Повторяйте эти действия до последней матрёшки, которая не раскрывается. Поставьте кукол в ряд по росту и ещё раз сравните. Как вы думаете, почему последняя матрёшка не раскрывается?

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Ребята, кто хочет рассказать о матрешке? ( 2-3 ребенка рассказывают о матрешке).

Итог (рефлексия): А сейчас, ребята, скажите с кем вы сегодня познакомились?   Мы с вами узнали, почему у нее такое имя, составили рассказ о ней. Матрешкам очень понравилось у нас в гостях.

Приложение №2

Конспект НОД по речевому развитию

Тема «Описание игрушки - матрёшки»

Цель: развивать и активизировать речь детей, воспитывать интерес к художественному слову. Обучать детей составлять описательный рассказ.

Ход НОД:

Воспитатель: показывает петушка

Петушок: Кукареку, здравствуйте дети!

Дети: Здравствуй, петушок!

Петушок: Хотите со мной поиграть?

Дети: Да, хотим!

Дети за петушком проходят в группу. Петушок обращает внимание на гостей. На столе стоят игрушки. «Здравствуйте гости дорогие. Посмотрите ребята кто вместе со мной пришёл?»

Дети: Игрушки!

Петушок: Возьмите каждый себе понравившуюся игрушку. Что у тебя в руках? Машина, а как мы ласково её назовём машинка.

Кукла, а ласково куколка.

Паровоз – паровозик, мяч – мячик, собака – собачка, лиса – лисонька, корабль - кораблик, лошадь- лошадка.

Дидактическая игра «Кто как кричит, стучит».

(би-би-би, а-а-а, чу-чу-чу, тук-тук-тук, гав-гав-гав, и-го-го)

Петушок хвалит детей.

Воспитатель: Петушок посиди, отдохни, да на ребят с высока посмотри.  Ребята посмотрите, что у меня есть (показывает коробку ). Вам интересно, что лежит внутри? Тогда отгадайте загадку.

Алый шёлковый платочек,

 яркий сарафан в цветочек,

упирается рука в деревянные бока.

 А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская (матрёшка)

Воспитатель открывает коробку и вынимает матрёшку (показывает детям ).

Расскажите мне, пожалуйста какая матрёшка? А я ваши слова положу в коробочку. (красивая, нарядная, разноцветная, большая, тяжёлая, гладкая, деревянная, расписная ).

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки, дружные матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу вперёд на пятку)

Топают матрёшки (топают ногами)

Влево, вправо наклонились (наклоны телом влево - вправо)

Всем знакомым поклонились (наклон вперёд)

Девчонки озорные, матрёшки расписные.

Воспитатель: ребята садитесь на стульчики. Я хочу вам рассказать о матрёшке, а вы мне поможете.  Воспитатель привлекает детей к описанию матрёшки.

Ой ты, барыня - матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки, покажи мне тех девчат, что внутри тебя сидят!

Ой ты барыня- матрёшка,

Разноцветная одёжка, 

Знает весь огромный мир

Это русский сувенир!

Петушок: Молодцы ребятки! Я пришёл к вам не с пустыми руками, а принёс раскраски с матрёшками, раскрашивайте и меня вспоминайте. До свиданья детки!

Приложение №3

Конспект НОД

 по художественно-эстетическому развитию

Тема «Мы весёлые Матрёшки»

Цель: обогащать знания детей о русской народной игрушке – Матрешке, развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, способствовать проявлению положительных эмоций от результата собственного творчества.

Ход НОД:

Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла очень интересная игрушка. Чтобы узнать, кто же это, нужно отгадать загадку.

Яркий сарафанчик,
Расписной платочек,
Прячутся внутри неё
маленькие дочки!»

После ответов из корзинки достает деревянную матрёшку.

Воспитатель: «Ребята, кто это?

Дети: «Матрёшка».

Воспитатель: «Правильно Матрёшка. (Рассматривание матрёшки)

 Посмотрите, какая она нарядная, красивая. А во что она одета?»

Дети: «Сарафан и косынка».

Воспитатель: «А что нарисовано на сарафане?»

Дети: «Цветы».

Воспитатель: «Вы знаете, из чего сделана матрешка?»

Дети: «Из дерева».

Воспитатель: «Правильно, для изготовления матрёшек используют берёзовые или липовые поленья. Сначала их хорошо высушивают, а потом уже вырезают куклу. Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть?»

«Я игрушка не простая, у меня есть свой секрет.

У меня семья большая, вся со мною. Видишь? Нет?

Куклы спрятались внутри, если хочешь, посмотри!»

Воспитатель: «Ну-ка, давайте посмотрим, как же они все прячутся?» (воспитатель выставляет матрешек на стол).

Дети: «Они прячутся друг в дружке», «в большой матрешке».

Воспитатель: «Ребята, а скажите-ка мне какая игрушка самая большая?» (приглашаю детей по очереди к столу, они показывают, побуждаю к проговариванию по образцу)

Ребенок: «Эта матрешка самая большая»

Воспитатель: «А какая поменьше?»

Ребенок: «Эта матрешка поменьше»  

Воспитатель: «Еще меньше?»

Ребенок: «Вот эта матрешка, еще меньше».

Воспитатель: «Какая самая маленькая?»

Ребенок: «Вот самая маленькая».

Воспитатель: «Молодцы!» (предлагаю собрать матрёшку)

Воспитатель: «Ребята, а в корзинке еще что-то лежит, давайте-ка посмотрим» (достаю шаблоны матрешек) А что это такое?»

Дети: «Матрешки»

Воспитатель: «Посмотрите-ка, художник забыл раскрасить сарафаны матрешек. Давайте их украсим, сделаем яркими, цветными» (приглашаю детей пройти за столы)

Воспитатель: «Сначала нужно подготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с нашими пальчиками, а Матрешки поглядят».

Пальчиковая гимнастика «Мы веселые матрешки».
«Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами
идут по столу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют подушечки пальцев)
Мы похожи словно сестры »(руки соединены в замок)

Воспитатель: «Посмотрите на мольберт. Художники оставили примеры, как можно украсить сарафан».

Воспитатель: «Какими элементами узора украшен сарафан? »

Дети: «Кружочками желтого и красного цвета и листочками зеленого цвета».

 Воспитатель: «Посмотрите на столы, карандаши какого цвета нам будут помогать сегодня рисовать?»

 Дети: «Красные, желтые, зеленые». 

Воспитатель: «А сейчас вы сами попробуете расписать сарафаны»

Дети приступают к рисованию.

Воспитатель: «Какие красивые сарафаны получились у наших матрешек.  Из  ваших рисунков мы сделаем выставку, а сейчас давайте повяжем на голову платочки и вместе с матрешкой станцуем и споём».

Танец «Мы веселые матрешки»

Заключительная часть.

Работы детей рассматриваются, оцениваются положительно.

Воспитатель: «Ребята, давайте встанем в круг и вспомним, кто был у нас сегодня в гостях?».

Дети: «Матрёшки».

Воспитатель: «Что вы сегодня украшали?»

Дети: «Украшали сарафан Матрешек, отгадывали загадку, рисовали карандашами, играли с пальчиками».

Воспитатель: «Вы все сегодня молодцы, все справились с заданиями и помогли художнику раскрасить сарафаны Матрешек».

Приложение №4

Пальчиковые гимнастики

 «Мы веселые матрешки»

 «Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами
идут по столу)

В сарафанах наших пёстрых (соединяют подушечки пальцев)
Мы похожи словно сестры »(руки соединены в замок)

«Матрешки»

Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)

«Веселые матрешки»

Мы – красавицы матрешки,

Разноцветные одежки (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять. (Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки два раза)

«Матрешка»

Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)

Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)

Физкультминутки

Хлопают в ладошки, дружные матрёшки (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки (руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу вперёд на пятку)

Топают матрёшки (топают ногами)

Влево, вправо наклонились (наклоны телом влево - вправо)

Всем знакомым поклонились (наклон вперёд)

Девчонки озорные, матрёшки расписные.

Я- матрешка!

Я – кругляшка!

Улыбаюсь я всегда,

И ребята мне – друзья!

Деревянной родилась

И на славу удалась!

Щечки пухленькие,

Сама кругленькая,

А на голове платок,

Словно солнечный цветок!

К. Липатова

Ах, матрешечка – матрешка,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек!

Мы тебя украсили,

Мы тебя раскрасили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

К. Липатова

Лагздынь Г.
Деревянная матрешка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрешка,
То матрешек целых пять!

Громова Л.
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри — ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном — двойняшки просто!

Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.

В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —
И вырастет сразу матрешка большая.

Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки,
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!

Кулешова А.
Кукла славная — матрешка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки,
И на сарафане.
Вот матрешка- мама,
Вот матрешки - дочки,
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется в покой,
Прячутся одна в другой!

Олифирова Л.
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Чистые ладошки

Мы матрешки,
Вот такие крошки,
Как у нас, как у нас
Новые сапожки

Мы матрешки,
Вот такие крошки
Поплясать, поплясать
Мы хотим немножко.

Загадки о Матрёшке

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички,
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …(Матрешки)

Рядом разные подружки,

 Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка… (Матрёшка)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко.

Это русская…(Матрёшка)

Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)


В деревянной Машеньке,
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там — крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке,
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)


Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась. (Матрёшка)

Приложение №5

Консультация для родителей

«Роль матрёшки в развитии ребёнка»

Ах, матрешечка – матрешка,
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки,
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики
!

Матрёшка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрёшка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрёшка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети могут только раскладывать и складывать матрёшку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрёшку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрёшку ребёнок учится таким понятиям, как большая - маленькая матрёшка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрёшка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрёшки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрёшек является возможность развития сюжетной линии. На форме матрёшки может быть изображены персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрёшки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрёшку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему "Русская матрёшка"

Конспект НОД по познавательному развитию Русская матрёшка" (средняя группа)...

Проект в средней группе "Русская матрёшка"

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект в средней группе "Русская матрёшка"

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста....

Информационно - творческий проект в средней группе №1 «Жар-птица» «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)

Информационно - творческий проект  в средней группе №1 «Жар-птица»  «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Русская матрёшка».

Цель: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно - прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой.Образовательные: продолжать знакомить...