ПРОЕКТ«Осень разноцветная»
проект (средняя группа)

Елена Геннадьевна Мартынова

Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_raznotsvetnaya.docx95.44 КБ

Предварительный просмотр:

      Проект

                               Для детей средней группы

                                Название: «Осень разноцветная»

                                                                                          Автор проекта:

 Мартыновой  Елена Г

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №8»

2022 – 2023 гг

   Информационная карта

Педагогический проект: «Осень золотая».

Автор проекта:Мартыновой Е.Г

Вид проекта:  исследовательско-творческий.

Участники проекта дети 4-5 лет, родители, воспитатели, узкие специалисты (муз. руководитель, физ.инструктор)

Продолжительность проекта: среднесрочный два месяца

Образовательная область: экологическое воспитание.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:

Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Осень разноцветная". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу.

Цель проекта: Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

 -обобщить лексический материал по теме “осень”; способствовать закреплению знаний у детей об окружающем мире;

-формировать умение различать и называть живую и неживую природу, основные части растений;

- подвести к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и жизнью растений;

 - познакомить с сезонным трудом людей, связанным с природой;

- закрепить знания об овощах, фруктах, грибах.

Развивающие: способствовать развитию логического и образное мышление;  совершенствовать устную речь в ходе рассказов по теме;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Для педагогов:

  • Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
  • способствовать развитию зрительной и слуховой чувственности;
  • Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами  деятельности.
  • показать детям многообразие красок осенью, раскрыть понятие «листопад»;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

Для родителей:

  • Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.

Предполагаемый результат:

  • осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме с учётом трёх направлений экологии (биологического, социального и прикладного);
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование экологической среды группы;

Форма проведения итогового мероприятия проекта: физкультурный  досуг.

Название итогового мероприятия проекта:  «Сказка осеннего леса»

                                        Продукты проекта

Для детей:

  • выставка "Осенние фантазии";

Для педагогов:

  • Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь  при  травмах случившихся в походе»
  • Создание гербария  (рисунки и краткая информация о них).
  • Подбор материала об осенних явлениях.
  •  Организация выставки совместных работ родителей и детей "Осенние фантазии".

Для родителей:

  • Сбор природного материала для поделок;
  • фотографии досугов, целевых прогулок;

                           Краткое содержание проекта   « Осень  разноцветная»

Автор проекта  Мартынова Е.Г.

Этапы проекта

Действия    

      педагогов

Действия детей

Действия членов   семьи и    

     социальных    

      партнеров

Подготовительный

  Изготовление и подбор дидактических игр и упражнений по формированию целостного отношения к миру природы по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с насекомыми. Организация предметно развивающей среды.

Приобретение различных наглядных пособий и оборудования.

Рассматривание рисунков, фотографий засушенных коллекций.

1.Рассматривание мнемотаблицы.

на тему “осень

Ожидаемые результаты:
Представление детей о многообразии и разнообразии природы.

.Помощь в изготовление дидактических игр, гербария из засушенных листьев

Ожидаемые результаты:

Повышение роли родителей в воспитание у детей правильного отношения к природному миру.

Деятельностный

1.Познание

Тема: «Осень. Признаки осени»

Рассматривание и обсуждение картин о природе.

Наблюдение за красотой осенней природы во время прогулок.

. Познавательно-исследовательская деятельность

Тема:«Переполох»

Уголок для самостоятельной ИЗО-деятельности;

Материалы для ИЗО;

Картина на осеннюю тематику;

Картинки с изображ. деревьев.

Беседы: "Об осени", "Осень в зеркале искусства".

Экскурсии в музей "Животный и растительный мир тундры осенью".

1.Коммуникативная деятельность

Тема: Пересказ рассказа «Осенняя пора»

Ситуативная беседа «Что будет, если

Участие детей в сюжетно-ролевые игры, д\и.

Раскрашивание по трафарету овощей, фруктов, грибов, листьев

Разучивание пословиц, поговорок, разгадывание загадок, потешек, прибауток. Чтение и заучивание стихотворений об осени.

Рисование Тема: «Листопад».

Заучивание и прочтение стихотворений

Рассматривание гербария;

Отгадывание мнемозагадки «Осень

Вывод: дети

 расширяют кругозор и экологическое представление.

Рассматривание муляжей овощей, фруктов, грибов.

Лепка: "Яблоки и вишни", "Свекла и морковь", "Вылепи фрукты и овощи для магазина", "За грибами в лес осенний".

Аппликация: "Дары осени".

Изготовление панно, коллажей, из бумаги и природного материала.

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени

Семейные походы в тундру. Физкультминутки "Листики", "Утка с утятами", "Зайка серенький". ОРУ "Палочка-превращалочка

Попросить родителей принести книги на осеннюю тематику и картинки для изготовление коллажа.

Провести беседу о здоровом образе жизни, бережном отношении к здоровью детей; о профилактике простудных заболеваний в осенний период времени.

Предложить родителям попросить детей рассказать стих об осени.

Системная паутинка по проекту : « Осень  разноцветная»      

Автор проекта:  Мартынова Е.Г

    Познавательное  

        развитие

 Художественно – эстетическое развитие

Речевое развитие

Тема: «Осень. Признаки осени»

Рассматривание и обсуждение картин о природе осенью.

Беседы: "Об осени", "Осень в зеркале искусства".

Разучивание стихотворений

Е. Трутнева «Ходит осень в нашем парке»,

 И. Токмаковой  «Опустел скворечник»

Чтение загадок об овощах, фруктах, грибах, ягодах.

Пословицы, поговорки, загадки, потешки, прибаутки. Чтение и заучивание стихотворений об осени. Чтение стихотворения Ю. Тувима "Овощи"; сказки "Колосок"; Г. Снегирёв "Как птицы и звери к зиме готовятся

Музыкальный досуг:  

«Праздник осени».

Подготовка танцев и песен к детскому празднику в детском саду;

Рисование: «Листопад»

Лепка: пластилинография «Листочек»

Изготовление атрибутов для праздника;

Коллективные работы и совместные творческие

работы с родителями по проекту.

Оформление коллажа «Золотая осень»;

Загадывание загадок  Разучивание пословиц, примет.

1.Коммуникативная деятельность

Тема: Пересказ рассказа «Осенняя пора»

Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о природе осенью с детскими рисунками

       Социально-коммуникативное    

         развитие

Физическое

         развитие

Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами

Сюжетно-ролевые игры: "Овощной магазин". Игры - драматизации по произведениям: "Репка". П/игры "У медведя во бору", "Сова".

Д/и "Чудесный мешочек", "Что растёт на грядке?", "Собери урожай".

Игровые упражнения с солнечным зайчиком "Прощание с солнышком".

Ручной труд поделки из природного материала.

Изготовлении панно из засушенного материала

Консультация с родителями и беседа с детьми  «Первая помощь  при  травмах случившихся в походе»

Д.и. «Что можно, что нельзя»;

С.и «Что будет, если…»

Беседа с детьми «Я в лесок пойду, я грибок найду!» (съедобные и несъедобные грибы).

 Разучивание пальчиковой гимнастики. Физкультурное развлечение «На  полянке».  Семейные походы в тундру. Физкультминутки "Листики", "Утка с утятами", "Зайка серенький". ОРУ "Палочка-превращалочка

Беседа «Охрана здоровья осенью»;

Картотека дыхательных упр.;

Картотека упр.на испр. осанки

 Консультации для родителей: «Как привить любовь к природе»,  
Сбор материала,  приобретение книг и сбор природного материала для поделок; фотографий досугов, целевых прогулок;

   Режимные моменты

Напоминание детям, через загадки, игры, развлечения о многообразии природного мира, об осенних прикрасах.

 .

        

        

Презентация выставки "Осенние фантазии"

Организаторы - дети средней группы  гости - дети средней группы.

Цель: помочь ребёнку раскрыть свои и родительские умения перед детьми разных групп.

Задачи:

  • помочь детям осваивать социальные роли (экскурсовод, посетитель, автор работы);
  • способствовать совместному участию детей и родителей в выполнении работ;
  • обучать детей налаживанию отношений со сверстниками.

Предварительная работа:

  • изготовление поделок из природного материала совместно с родителями;
  • обдумывание мини-презентации своей поделки (название, стишок, загадка и т. д.) совместно с родителями;
  • размещение экспонатов в группе;
  • заучивание стихов;
  • изготовление приглашения для детей другой группы.

Под весёлую песню "Антошка" гости заходят в группу, где их встречают дети - хозяева.

Ира:

Дорогие гости, проходите,
Выставку нашу посмотрите.
Мы поделки свои покажем.
И о них всё вам расскажем.

Воспитатель:

Закружились в воздухе жёлтые листочки, 
В тундре появились разные грибочки.
Очень захотелось нам красоту такую
Поместить на выставку светлую, большую.

Конкурс объявили творческих работ.
Тема "Осенние фантазии" - налетел народ.
Выполнили условие - творить должны
Мамочки и папочки, а также малыши!

Виталя: Здесь какие-то игрушки, есть картины и зверюшки,

Есть осенние букеты и природные макеты.
Диво-дивное у нас, мы расскажем вам сейчас.

Воспитатель: Ребята, пусть каждый из вас расскажет про свою поделку, как её изготавливали, с кем и какое стихотворение про неё сочинили.

Воспитатель поочерёдно обращает внимание на каждую поделку на выставке, и тот ребёнок, чья работа выделена, рассказывает о ней.

"На озере" (ветка, перья, кора)

Воспитатель: Вижу, вот птица сидит, да по сторонам глядит.

Никита: Наша птица хороша, сделана из ветки. Клюв - сучок. Я эту ветку нашёл, когда мы ходили в тундру.

"Милая осень" (трава, цветы)

Воспитатель:

Осень золотая в гости к нам пришла, 
И букет осенний в подарок принесла.

Гриша:

Я травинки собрал. Всем вам покажу.
Чтоб они не потерялись, в букет их свяжу.

"Подарки осени" (листья, трава, кедровые орехи)

Воспитатель: Что за осенние причуды здесь?

Саша:

Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?

А принесла она орешки и разноцветные листочки, из которых мы с мамой и сделали этот букет.

"Прощание с летом" (листья, камни, фольга)

Воспитатель: В горшочке средь камней выросли цветочки. Что за чудо в них на тоненьких ножках?

Владик:

Мы с мамой придумали загадку:
Тонко кружево плету - 
Не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть,
В ней останется висеть. (паучок)

"За грибами" (крупа, трава)

Воспитатель: Вот я вижу картину с ароматной корзиной.

Маша:

По дороге весело мои ноги шли, 
К ароматным грибочкам в гости привели.
Их в корзинку соберу и домой я принесу.

"Домик в деревне" (камни, ветки, листья, вата, шкурка апельсина)

Воспитатель: А на этой картине много разного природного материала.

Тима:

Вот построили мы дом - дом, в котором мы живём.
Облака над ним как ком. Стены каменные в нём.
За плетнём растут цветы, удивительной красы.

Лесовичок (шишки, желуди, ветки, листья)

Воспитатель: Видно лесовик есть в лесу?

Аня:

По лесочку он идёт, песенки весёлые поёт.
Лес от зла оберегает, иногда людей пугает.

"На лесной опушке" (картон, листья, ветки, трава)

Воспитатель: Чья-то здесь стоит избушка?

Миша:

На полянке средь опушки 
Стоит красивая избушка
Для любой лесной зверюшки, 
Картон стены заменяет, листья крышу покрывают.

"Яркие друзья" (камни)

Воспитатель: Вроде с виду жуки, но какие-то твёрдые.

Лёва:

Наши насекомые хороши, сделаны из камешков.
Мы покрасили их с мамой и покрыли лаком.

"Золотая осень" (семечки подсолнуха, ветки, крупа)

Воспитатель: Вижу, рощу золотую и тропинку в ней.

Соня: Мимо пней и мимо кочек, бежит дорожка к заветному порожку. Дорожка сделана из семечек, а деревья золотые посыпаны крупой.

"Собачка Джек" (ракушки, кокосовая стружка)

Воспитатель: Много я собак видала, но такую не встречала.

Снежана:

Были мы на Чёрном море, и ракушек привезли. 
С папой вместе мы решили, их в собачку превратили.

"В осеннем парке" (листья, ветки)

Воспитатель: Что за чудо из чудес на поделке этой?

Азиза:

Здесь чудесный городок с парком и грибами.
Жители малюсенькие
Убедитесь сами!

"Мишка косолапый" (шишки, арбузные семечки, ветки, листья)

Воспитатель: А вот и мишка косолапый.

Артём:

Мишка косолапый по лесу идёт, 
Шишки собирает, в корзинку их кладёт.

После того как все рассказы о поделках прозвучали, пригласить гостей посмотреть внимательно выставку и познакомиться с другими работами детей группы.

Дети импровизируют под музыку П. Чайковского "Осень" из цикла "Времена года.

Дети средней группы (у каждого в руках - по два осенних листочка) входят в зал и встают полукругом. 
За детьми входит Осень.

1-й РЕБЁНОК: По лесным тропинкам 
Ходит, бродит Осень. 
Сколько свежих листьев 
У зелёных сосен!

2-й РЕБЁНОК: И листок берёзы 
Золотистой пчёлкой 
Вьётся и летает 
Над зелёной ёлкой.

Песня "Осень".

ОСЕНЬ: Здравствуйте, ребята!

ДЕТИ (хором): Здравствуй, Осень!

3-й РЕБЁНОК: Какая красивая Осень, 
Какой золотистый убор. 
И в гости сегодня, ребята, 
К нам праздник осенний пришёл.

ДЕТИ (хором): Кружит, кружит в воздухе 
Пёстрый хоровод. 
Красные и жёлтые 
Ветер листья рвёт.

Ветер (ребёнок) бежит по залу круг и дует. Останавливается.

ВЕТЕР: Я - осенний ветер, 
Зимы несу приветик. 
Дуну - застужу 
Листья закружу.

ОСЕНЬ: Ветер листьями играет 
Листья с веток обрывает, 
Листья жёлтые летят 
Прямо на руки ребят.

Дети исполняют танец с листочками. Садятся. Листья убирают под стулья. 
Мишка сидит с краю у кулис на стульчике.

1-й РЕБЁНОК: Жёлтый листик на ладошке, 
Приложу его к щеке. 
Это солнечное лето 
Я держу в своей руке. 
Жёлтый лист, не улетай! 
Про меня не забывай!

2-й РЕБЁНОК: Как притих осенний сад, 
С веток листики летят. 
Тихо шепчут, шелестят, 
Убаюкать вас хотят.

Мишка встает и идёт в берлогу.

3-й РЕБЁНОК: Медвежонок лёг в кроватку 
И уснул в ней сладко-сладко. 
Осень ставенки закрыла, 
Тихо лампу погасила. 
Ветер песню напевал, 
Чтобы он всю зиму спал.

В зале гаснет свет. Мишка в домике включает свет.

Танец звёздочек.

После окончания танца Мишка гасит свет в своем домике. 
Появляется Гном, в руках у него фонарь.

ГНОМ: Где Медведь? Неужто спит? 
Надо Мишеньку будить.

Игра "У медведя во бору".

МЕДВЕДЬ: Ладно, подожду немного, 
А потом опять в берлогу!

ГНОМ: Встал я утром, вышел в лес - 
Весь лесной народ исчез! 
Не играют, не поют, 
В гости гнома не зовут! 
Что случилось? Почему? 
Ничего я не пойму. 
Почему в своём лесу 
Никого я не найду?

ОСЕНЬ: Это в гости я пришла, 
Всех с собою увела 
На поля, на огороды - 
Нынче много там работы: 
Норки нужно утеплять 
И продукты запасать.

Игра "Собери осенние подарки". 
Из корзины с муляжами команды отбирают 1 - овощи, 2 - фрукты, собирают их в машины. Хороводная.

ОСЕНЬ: А теперь зверей мы спросим, 
Как они встречают осень!

ЗАЯЦ: Пора мне, зайчику, линять, 
Пора мне шубку поменять, 
Зимой быть серым не могу, 
Меня заметят на снегу.

МЕДВЕДЬ: В берлогу скоро лягу спать, 
За осенью - зима опять, 
Пусть мне во сне приснится мёд. 
Проснусь, когда весна придёт!

ЁЖ: Я тоже буду спать, как Мишка, 
Я поохотился за лето, 
Грибы искал, мышей ловил, 
Мне надо отдохнуть за это, 
Устал я, выбился из сил.

ГНОМ: Надо Белочку позвать. 
У неё хочу узнать 
Про запасы, как живёт. 
Пусть к нам Белочка придёт.

Песня-зарисовка "Белочка". 

Девочка собирает у ребят шишки в лукошко на 2-ой куплет встаёт в 1-й ряд к детям.

БЕЛОЧКА: А я спешу, спешу, спешу, 
На ветках я грибы сушу, 
Орешков делаю запас.

ГНОМ: Ну что ж, старайся, в добрый час. 
Я вижу: всё у вас толково, 
К холодным дням вполне готовы.

ОСЕНЬ: Теперь хочу проверить, как вы умеете отгадывать загадки.

1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? 
2. Растёт в земле на грядке, красная, длинная, сладкая. 
3. Как надела сто рубах, захрустела на зубах. 
4. Сарафан на сарафан, платьице на платьице, 
А как станешь раздевать, досыта наплачешься.

ОСЕНЬ: Ай да детки, молодцы, 
И танцоры, и певцы! 
На прощанье буду рада 
Вам, друзья, вручить награду. 
За доброе к природе отношение, 
К Осени внимание и уважение. 
Есть для общего стола 
Угощенье у меня!

Осень выносит корзину с фруктами.

ГНОМ: Нету их вкусней на свете, 
Ешьте витамины, дети! 
Жалко с вами расставаться, 
Но пришла пора прощаться.

Под музыку дети покидают зал вслед за Гномом.

Формирование у детей ответственного отношения к природе

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.

В дошкольном возрасте ребёнок всё воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать.

Необходимо научить ребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.

А это длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки.

И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и

созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей, научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных. Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Поэтому когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал), за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Для этого мне пришлось переоборудовать уголок природы в групповой комнате: пополнить его разнообразными комнатными растениями (декоративными и цветущими), поместить аквариум с рыбками и с сухопутной черепахой.

Подбирая комнатные растения для уголка природы, в первую очередь ориентируйтесь на красиво и обильно цветущие растения, например бальзамин и фиалку, а так же растения с пёстрой и яркой окраской листьев, с ярко выраженными частями (стебель, лист, цветок) и растения с плотными широкими листьями, которые легко вытирать, например небольшой фикус. Ухаживая за комнатными растениями, дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность: полить их под присмотром воспитателя, вытереть пыль с листьев. В процессе наблюдений за растениями, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируется представление о растениях как живых существах, их потребностях, росте, изменениях в зависимости от сезона.

Для длительных наблюдений за живыми объектами хорошо подходит аквариум с рыбками. Именно с цикла наблюдений за аквариумными рыбками начинается знакомство детей с обитателями уголка природы. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подбирать рыбок крупных, ярко окрашенных, ведущих в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающих корм, быстро плавающих. Поэтому следует  остановить свой выбор на золотых рыбках. Они имеют форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.

Вторым обитателем уголка природы может быть черепаха. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для её содержания, мирный нрав и почти полная безопасность делают её желанным обитателем уголка природы. На её примере дети учатся правильному обращению с животными, знакомятся со способами ухода за живыми существами в соответствии с их потребностями, учатся создавать условия, обеспечивающие ей нормальную жизнедеятельность. В процессе этих действий у детей воспитываются добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве.

Выращивание комнатных цветов – процесс долгий, трудоёмкий, не всегда доступный пониманию малыша. Другое дело “огород” на окне, “возделанный” руками малышей. Стараясь заинтересовать детей изменениями, происходящими с растениями в огороде, можно организовать его по принципу настоящего деревенского огорода: сделать домик с заборчиком, колодец с ведёрком для полива, огородное пугало, для острастки ворон и будку с собачкой, охраняющей хозяйство. Малыши с удовольствием наблюдают и отмечают все изменения, происходящие там, так как они быстрые, яркие, наглядные.

Для занятий исследовательской деятельностью организован в группе центр песка и воды, где сосредоточен разнообразный природный материал для проведения опытов. Это помогает активизировать познавательный интерес детей.

Одной из форм работы с детьми по данной теме являются занятия. Занятия проводятся два раза в месяц с учётом сезонных изменений в природе, строятся в игровой форме с использованием наглядности и художественного слова. На занятиях дети знакомятся с дикими и домашними животными и птицами (особенностями их внешнего вида, повадками, детёнышами), с растительным миром, с сезонными изменениями природы.

Еще одним важным с точки зрения экологического образования качеством маленького ребёнка является анимизм, когда неодушевленные предметы и объекты природы наделяются им сознанием и жизнью, психикой и душой, они неравнодушны к людям, подчиняются нашим желаниям Отсюда – особые условия для восприятия природы как живых организмов, сопереживания, сочувствия, перевоплощения. Такое восприятие ребёнком животных “на равных” активно используется на занятиях, когда к детям приходят персонажи широко известных русских народных сказок. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают “сказочно-игрушечные” представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот–задача сказочных героев вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен чётко различать, где сказка, а где “правда”, и правильно отражать это в речи – не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идёт о природе.

Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Преобладает наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира. Ребенок мыслит, прежде всего, образами. Но от отдельных образов постепенно переходит к некоторым общим понятиям. Ощущение и восприятие окружающего у детей развиваются одновременно с мышлением. С этих позиций особое значение приобретает регулярный контакт ребенка с природой, который осуществляется на прогулке. Целевые прогулки, экскурсии и циклы наблюдений за растениями, животными и природными явлениями крайне важны для формирования экологических знаний у детей и также являются одними из основных форм работы. В их ходе у детей развивается наблюдательность, стойкий интерес к природе, мышление и речь. В зависимости от объекта, наблюдения на прогулке могут быть как эпизодическими (за веточкой ели, за кошечкой), так и длительными (за цветами на клумбе).

Большую помощь в ежедневных наблюдениях за погодными явлениями и сезонными изменениями природы оказывает календарь природы. Вернувшись с прогулки, дети отыскивают те картинки, на которых изображены погодные явления, наблюдаемые  на прогулке, и помещают их в соответствующие окошки календаря. Ежедневно фиксируя изменения погоды в календаре природы, дети учатся внимательно наблюдать за окружающим их миром.

Игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши знакомятся с окружающим миром. В своих играх с детьми  старалась используются натуральные предметы (овощи, фрукты, цветы), фотографии, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и различные игрушки. Игры использовались в ходе проведения прогулок, занятий и свободное время. Например: “Кто что ест?”, “Чья это мама?”, “Узнай и назови” и др. Кроме дидактических игр проводились и несложные сюжетные и подвижные игры с имитацией движений животных и со звукоподражаниями.

В игровых обучающих ситуациях используются кукольные персонажи: Незнайка, Айболит. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Чтобы провести с детьми занятия по обследованию комнатных растений, можно использовать такую игровую обучающую ситуацию как “Медосмотр комнатных растений доктором Айболитом”. Айболит“ выписывает рецепты” по уходу за растениями, малыши выполняют все рекомендации доктора.

Так же значительно способствуют расширению знаний детей о различных объектах живой природы и помогают развивать у детей чувство красоты тематические беседы и использование художественного слова.

Работа с родителями.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Экологическое просвещение родителей– одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Поэтому работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатель предлагает родителям, лично значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах, не вызывает особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий эту информацию, вызывает ее отторжение.

Вот несколько тем наиболее интересных для родителей. Консультация для родителей “Домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка” . Можно провести анкетирование, цель которого выяснить отношение родителей к наличию домашних животных в доме, а также отношение детей к домашним питомцам.

Для родительского уголка  следующие письменные консультации:

«Сказка осеннего леса» - физкультурное

развлечение для средней группы

Обогатить детей впечатлениями от проведения осенних каникул, повторить пройденные подвижные игры и закрепить танцевально-ритмические композиции.

Инвентарь и оборудование:

Гимнастические скамейки, кубы, наклонные доски, обручи, дуги для подлезания, театральная ширма, корзина, магнитофон.

Костюмы:

Зайцы 2 шт., медведь, осень, ворона, кукла «Кикимора».

Ход занятия:

В группу к детям приходит осень.

Осень:

Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! (Дети). Ребятки, а вы знаете, кто я? (Дети). Молодцы! Какие вы догадливые! Пришла я вам рассказать сказку про лес осенний. А помогут мне зверюшки лесные. Но где же они, мои помощники – зайцы, мишка косолапый? Ребята, вы их не видели? (Дети). Они, наверное, отстали и в лесу заблудились. Нужно их найти. Вы мне поможете? (Дети). Ну, пойдемте.

Возле спортзала стоят дуги для подлезания, лежат обручи для прыжков из обруча в обруч, наклонная доска на кубе. Дети преодолевают все препятствия, входят в зал – там зайцы. Они сидят, прижавшись друг к другу, плачут.

1 заяц:

Ой, как же мы теперь найдем дорогу?

2 заяц:

Как страшно, это все ты виноват: «Давай спрячемся, давай спрячемся». Вот и спрятались – сами заблудились. (Плачет).

1 заяц:

Почему это я виноват? А кто сказал: «Давай от Мишки убежим?».

2 заяц:

Да, теперь и Мишка потерялся. (Плачет).

Осень: Ах вы, зайчишки – шалунишки! Даже наши ребята знают, что от взрослых убегать нельзя, а то потеряешься. Правда, ребята? (Дети). Ну ладно, не грустите. Чтобы вас развеселить, ребята станцуют веселый танец «Чунга-чанга» и вы можете потанцевать с нами. Музыкально-ритмическая композиция «Чунга-чанга».

Осень:

Понравилось? (Зайцы: «Да!»). А теперь, плутишки, поиграйте с нами. А потом, вы все-таки пойдете искать Мишку.

Игра «Зайка серый»

1 заяц:

«Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Зайка вымыл рот и уши:
Он хороший, он послушный».

2 заяц:

«Он помоет также лапки, 
Оботрет их чистой тряпкой,
Одевается, скок-скок –
В гости мчится со всех ног».

Дети играют. По залу «пролетает» ворона.

Осень:

Ой, посмотрите, а что это за птица, кто знает? (Дети). Правильно! А интересно, какие ещё в лесу птицы остались? 

Ворона:

Какие-какие? Никакие! Все улетели в жаркие страны греться, холодно им, видите - ли! Одна я осталась.

Осень:

Да, ладно тебе, Ворона, не ворчи. На то они и перелетные птицы, чтобы каждый год возвращаться в родные места. А чтобы тебе не скучно было, давай поиграй с нами. А пока мы заек отправим Мишку искать.

Игра «Перелетные птицы»

Пока дети играют, открывается дверь и на ширме появляется «Кикимора лесная».

Кикимора:

Эй, «чаво» расшумелись, а? Развеселились, понимаешь – ли! А ну кыш, из леса, спать не даете. Ишь ты, буря, солнце… Я вот на вас сейчас настоящую бурю с холодом напущу.

Дует ветер. Дети прижимаются друг к другу.

Осень:

Ой, и вправду холодно! Ребятки, и что нужно сделать, чтобы не замерзнуть? (Дети). Ножками потопаем, ручками похлопаем, попрыгаем.

Кикимора:

А тогда я вас.… Вот идите поближе, ещё ближе (достает брызгалку и брызгает на детей. Дети разбегаются). Вот как я вас.

Осень:

А ты кто?

Кикимора:

Кто-кто? Любопытная какая. Я кикимора лесная. Лес на зиму убаюкиваю. Слежу за порядком, чтобы спал он спокойно до весны. А весной бужу, помогаю принарядиться.

Осень:

А ведь и верно, я нарядила лес в яркие одежды, ветерок лес раздел, дождик осенний песню спел, а зима придет, укроет лес теплым, снежным одеялом…. И правду нельзя в лесу сильно шуметь. Не сердись на нас Кикимора, мы постараемся потише себя вести. Кикимора: Ну, хорошо, договорились, пойду дальше спать. (Дверь закрывается).

Осень:

Ребятки, а где же все – таки Мишка? Может, он уже уснул? Давайте позовем, но не громко.

Дети:

Мишка – медведь!.

Зайцы вводят в зал медведя, в руках у него лукошко с грибочками. Мишка потирает глаза. 

Медведь:

Я так пригрелся на полянке, что уже начал уже засыпать, спасибо, вы ребята разбудили, да зайцы привели. Пора мне уже в берлогу спать ложиться. Осень: Мишенька, поиграй немного с нашими ребятками, а потом спать пойдешь. Медведь: Ну ладно уж!

Игра «Мишка на горе»

Дети:

Много нашей детворы
Ходит к Мишкиной горе,
Мы к медведю подбежим, 
Зарычит – мы убежим».

В конце игры Мишка раздает детям грибочки на память.

Осень:

Ну, вот, ребята, наша сказка в осеннем лесу закончилась. Лесу нужно отдохнуть, к зиме подготовиться. А за нами приехал волшебный поезд. (Музыкальная ритмичная композиция «Голубой вагон»). До свидания! До встречи в следующем году

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью, эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

 

Структура рассказа-образца:

  • название картины
  • кто написал
  • о чём произведение
  • какими красками написано
  • какое в нём передано настроение
  • что особенно понравилось
  • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

Стихи для дошкольников

Стихи для дошкольников

Стихи детям

Дождик
Р. Сеф Дождик,
Дождик моросит
Осенний.
Сеет дождик через сито
Дым серый.
Дождь - художник:
Он рисует
Лужи,
И на трубах он играет
Не хуже.
Вот и серый снег пошел,
Лег густо.
До чего же хорошо

И грустно.

***

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
В. Нирович
Листоход
В. Шульжик
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт...
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться.
Озорники
Л. Разводова
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
Осеннее
И. Мельничук
Улетает птичья стая,
Тучи носятся, рыдая.
Будто тонкая былинка
На ветру дрожит осинка.
Говорю ей:
- Успокойся,
Белой зимушки не бойся.
Осень
М. Геллер
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
Осень
М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Осень
Е. Интулов
Кричит ворона в небе: - Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нем поселилась осень!
Осень
В. Шварц
Нудный дождь на землю льется,
И поник простор.
Осень вывинтила солнце,
Словно лампочку монтер.
Осень
Т. Белозеров
Осень,
осень...
Солнце
В тучах отсырело -
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле,
на тропинку,
Выдуло зайчонка -
Первую
Снежинку.
Осень
И. Винокуров
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
Осень
И. Мазнин
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро над землей
Почти в обед.
Осенью
А. Ефимцев
В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
"Осень. Снова осень!"
Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
"Осень. Скоро осень!"
На кустарник иней
Белый плач набросил.
Шепчет дуб рябине:
"Осень. Скоро осень!"
Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
"Скоро заметелит
И завьюжит скоро!"

***

Прошла лиса под кустом
И обожгла листву
Хвостом.
Огонь по веточкам полез
И запылал
Осенний лес.
Н. Красильников
Собрались и полетели
Е. Головин
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.
Улетали лебеди
В. Приходько
Улетали лебеди
С севера на юг.
Растеряли лебеди
Белый-белый пух.
То ли пух лебяжий
В воздухе блестит,
То ли в окна наши
Первый снег
Летит.
Праздник урожая
Татьяна Бокова

Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
Октябрь
Берестов В.Д.

Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Унылая пора! Очей очарованье!
Александр Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Осень
Алексей Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Цветная осень
С.Маршак

Цветная осень - вечер года -
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.

Весь этот мир - как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.
Есть в осени первоначальной...
Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Нивы сжаты, рощи голы...
Сергей Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...
Перед дождем
Николай Некрасов

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...
Осень
Константин Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Листопад
Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
Осенью
Афанасий Фет

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
Золотая осень
Борис Пастернак

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Осень
Иван Демьянов

На кусте-кусточке -
Жёлтые листочки,
Виснет тучка в просини, -
Значит, дело к осени!

В красных листьях бережок.
Каждый листик - как флажок.
Стал наш парк осенний строже.
Бронзой весь покроется!

Осень, кажется мне, тоже
К октябрю готовится...
В красных листьях бережок.
Каждый листик - как флажок!
Летят дождинки
Иван Демьянов

Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!
Осень
Новицкая Г.М.

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
утонуло лето. Я ему бросаю круг
свой венок последний.
Только лето не спасти,
если день - осенний.
Осень
Токмакова И.П.

Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Осень в лесу
Из А.Гонтаря (перевёл В. Берестов)

Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину -
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
"Стыну..." -
И дрожит от холода.
А берёза рада
Жёлтому наряду:
"Ну и платье!
Что за прелесть!"
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И берёзка шепчет:
"Зябну!..."
Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно
И шумит он:
"Мёрзну! Мёрзну!"
Обмануло золото -
Не спасло от холода.
Листопад
Ю. Коринец

Вьётся в воздухе листва,
В жёлтых листьях вся Москва.
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья: - Улетим! -
и ныряют в лужу.
Осенний клад
И.Пивоварова

Падают с ветки жёлтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Осенние листья
И.Токмакова

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится
Целый день сегодня всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
Осень
Л.Татьяничева

Помеди, осень, не спеши
Разматывать свои дожди,
Свои тумана расстилать
на зыбкую речную гладь.

Помедли, осень, покажи
Мне желтых листьев виражи,
Дай убедиться, не спеша,
Как тишина твоя свежа

И как бездонна неба синь
Над жарким пламенем осин...

А.С.Пушкин

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Людмила Кузнецова
Осыпаются сливы в саду,
Угощение знатное осам…
Жёлтый лист искупался в пруду
И приветствует раннюю осень.

Он представил себя кораблём,
Ветром странствий его раскачало.
Вот и мы вслед за ним поплывём
К неизведанным в жизни причалам.

И ведь знаем уже наизусть:
Через год будет новое лето.
Отчего же вселенская грусть
В каждой строчке в стихах у поэтов?

Оттого ль что следы на росе
Смоют ливни и выстудят зимы?
Оттого ль что мгновения все
Мимолётны и неповторимы?

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Славная осень
Н.А. Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Ласточки пропали...
А.А. Фет

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
"Бабье лето"

Д.Б. Кедрин
Наступило бабье лето —
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы

 

Ходит осень в нашем парке...

Анастасия Арвада

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Для Алёны - листик клёна,
Для Романа - плод каштана,
Дарит Любе листик дуба,
А для Нины - гроздь рябины.
Листок липы - для Филиппа,
Для Ильюши - листик груши.
Осень - добрая соседка,
Есть запас подарков деткам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Осень разноцветная" (средняя группа)

Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на в...

Проект « Осень разноцветная»

Ознакомление с природой имеет существенное значение для гармоничного полноценного развития дошкольника.Сформировать представление о явлениях природы о чувствах любви и бережного отношения к ней,умение...

Проект "Осень. Разноцветные листья".

Здесь вы можете найти работу логопеда и дефектолога группы комбинированной направленности, подготовительного к школе возраста. Занятия были составлены с учетом индивидуальных особенностей детей. Здесь...

Тематический проект "Осень разноцветная" средняя группа

Проект в средней группе по теме "Осень"...

Проект "Осень разноцветная"

Проект "Осень разноцветная"....

Информационная карта проекта " Осень разноцветная"

Информационная карта проекта " Осень разноцветная". Подготовительная к школе группа....

Проект «Осень разноцветная» Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель

Актуальность:Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, и применения приобретённых з...