План самообразования
материал (средняя группа)

Юлия Олеговна Ковторова

План самообразования в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobraz_na_god_.23-24.odt31.45 КБ

Предварительный просмотр:

                  Московская область Ленинский муниципальный район

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                 УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ГОРОД ДЕТСТВА»

     План работы по самообразованию воспитателя                          

        средней группы на 2023- 2024 учебный год.

       Тема:  «Развитие мелкой моторики рук и      

       творческих   способностей детей  4-5 лет

                 с помощью аппликации»

                                                                               Воспитатель: Ковторова Ю.О.

                                                                               Заместитель заведующего:

                                                                               Антонова О. В.

                                     

                                                 Дрожжино 2023-2024

                                  ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель:

Углубление знаний в области методов аппликации для развития мелкой моторики рук и творческой личности. Развитие у детей интереса к аппликации посредством педагогической мастерской в дошкольном возрасте.

Задачи:

1.Повысить уровень своей профессиональной компетенции в организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.

2.Изучить содержание и специфику художественного творчества детей дошкольного возраста в технике аппликации.

 3.Повысить свой теоретический, научно-методический уровень путем внедрения технологии педагогической мастерской в образовательном процессе.

 4.Разработать и применить комплекс занятий занимательного характера по аппликации с детьми дошкольного возраста с использованием технологии педагогической мастерской.

- Разработать перспективные планы работы с детьми средней группы;

- Организовать систематическую работу с детьми;

- Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей и педагогов

- Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

- Развить творческую активность, фантазию, самостоятельность.

Предполагаемый результат:

  Используя нетрадиционные виды аппликаций, развивать и выполнять последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин.

  Научить детей правильно держать ножницы и работать ими; научить резать по прямой, составлять из полос изображения разных предметов; вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника. Составлять изображения предметов из частей. Составлять узоры из заготовленных геометрических элементов. Дорисовывать поделку для создания выразительного образа.

  Расширить знания детей о разнообразии видов аппликации. Научить их использовать разные предметы (пуговицы, ленточки, ватные диски, бусинки, засушенные листики, салфетки, крупу, ткань и др.)

  Познакомить детей с техникой изготовления фрески, оригами, объемного конструирования.

  Помочь педагогам в выборе аппликационных техник, для своих занятий.

Форма самообразования: индивидуальная.

Основные этапы работы:

Диагностический.

 Сбор необходимой литературы: 

- Изучение истории бумажных техник, их виды.

- Методы и способы, способствующие развитию мелкой моторики рук, свойства применяемых материалов по техникам бумажного творчества.

- Влияние различных технологий на развитие ребенка.

Прогностический.

    Обозначить значимость различных бумажных технологий на развитии ребенка, ознакомление его с окружающим миром, окружающим нас, подготовка ребенка к самостоятельной жизни и труду. Познакомить педагогов с содержанием некоторых бумажных технологий, влияющих на формирование положительных качеств, к трудовой деятельности.

Практический.

  Подборка материала. Использование различных бумажных технологий на практике.

Обобщающий. 

   Подготовка альбома с подборкой способов аппликации для детей средней группы, возрастом 4-5 лет.

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук и творческих   способностей детей   4-5 лет с помощью аппликации»

                                           

                                               

                                             Актуальность

      Раскрытие творческих способностей – это черта человека, которая присуща ему с древности. Чтобы развитие ребенка было гармоничным, взрослые, должны развивать не только его умственные и физические способности, но и творческие.

      Бумага один из основных материалов, используемых в творчестве дошкольников. Поделки из бумаги интересны, разнообразны, оригинальны и всегда привлекательны для детей. Из бумаги дети с удовольствием делают игрушки –сувениры, подарки, открытки к праздникам для своих близких.

     Детское творчество - сложный , но вместе с тем интересный процесс. В     процессе творческой деятельности ребёнок учится работать с бумагой, овладевает определёнными навыками и умениями, развиваются пространственные представления, точная координация и развитие мелкой моторики рук. В процессе обработки бумаги дети знакомятся с элементами графической грамоты, учатся аккуратно и тщательно проводить разметку и измерение, поскольку от этого зависит качество работы.

   При работе с бумагой мы выбираем техники наиболее интересные для детей.

   Аппликация, рисование, коллажи, квиллинг, объёмная аппликация, оригами, модульное оригами - все эти техники используются мной в работе с детьми. В процессе работы мы учимся общаться, запоминать цвета, составлять узоры из геометрических элементов, умение правильно пользоваться ножницами, карандашом, клеем, дополнительным материалом для творчества.

 

                                    ВИДЫ АППЛИКАЦИЙ:

Сюжетно-тематическая аппликация. 

 Это умение ребенка вырезать и наклеивать различные взаимосвязанные предметы в соответствии с сюжетом или темой («воробей клюет зернышки», «ежик заготавливает на зиму грибы»).

В предметной аппликации. 

Дети учатся вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые показывают условный образ окружающих предметов или их отображений в картинках, игрушках, образцах народного искусства.

Декоративная аппликация. 

Это вид орнаментальной деятельности. Дети, используя яркие цветовые сравнения учатся умению вырезать и объединять различные элементы украшения (растительные, геометрические формы, фигуры животных, птиц, человека) по законам симметрии и ритма. Здесь ребенок учится наделять образцы новыми качествами, декоративно преобразовать реальные предметы, стилизовать, обобщать их строение.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Это будет сделать проще, если сначала на обратной стороне цветной бумаги нарисовать контур рисунка.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Этот образ хорош для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений. «Заготовку» (квадрат или прямоугольник подходящего размера) складываем пополам, держим за сгиб и вырезаем лишь половину изображения.

Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

   Тема актуальна тем, что используется как средство умственного, нравственного, художественно-эстетического, речевого развития. В начальной школе многие учащиеся сталкиваются с трудностями письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики. Нарушения мелкой моторики, в свою очередь, влияют на развитие речи.

   «Ум ребёнка находится в кончиках пальцев» - этот известный афоризм. Работа с бумагой готовит руку ребёнка к письму. Воспитываются такие важные качества как терпеливость, аккуратность, эстетический вкус, зрительная память, мышление.

   Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность, развивается самостоятельность.

   Помимо этого, у дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы с бумагой и способов осуществления новых целей.

Сроки и действия личностного плана самообразования. 

Сентябрь 2023

- Изучение методической литературы и материалов по возрастной группе (средняя группа).

- Изучение материала ФГОС

- Разработать перспективный план работы с детьми

- Продолжить изучение методической литературы по нетрадиционной работе с бумагой.

 Октябрь 2023

- Подбор материала для изготовления альбома по аппликации.

- Подготовка печатного материала для педагогов на тему «Методы и приемы обучения аппликации в средней группе».

- Предоставление консультации «Аппликация с мамой».

Ноябрь 2023

- Изготовление брошюр для родителей «Салфеточная аппликация как средство развития мелкой моторики».

- Изучение пособий и методической литературы на тему «Нетрадиционная работа с бумагой для детей средней группы».

 Декабрь 2023 

- Проведение мастер-класса для родителей на тему: «Занимательная аппликация» (изготовление открыток к новому году).

- Пополнение демонстрационного материала по теме.

Январь 2024 

- Изучение и ознакомление с литературой по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

- Изучение передового опыта коллег.

- Оформление папки –передвижки на тему «Аппликация из крупы».

Февраль 2024

- Анализ личного педагогического опыта.

- Изготовление альбома с образцами аппликаций для возрастной группы 4- 5лет.

-Оформление выставки детских работ к 23 февраля (поделки детей изготовленные с помощью взрослых).

Март 2024

- Подбор информационного материала в родительский уголок по соответствующим темам.

- Привлечение родителей к пополнению среды для развития творчества детей.

Апрель 2024 

- Изучение литературы по нетрадиционной технике работы с бумагой.

- Подборка информации и создание альбома на тему «Копилка идей для творчества»

- Проведение консультации родителям на тему: «Как аппликация помогает развиваться ребенку в дошкольном возрасте».

Май 2024

- Изучение литературы «Влияние аппликации на развитие мелкой моторики рук детей».

- Анализ своего педагогического опыта и подведение итогов за 2023-2024г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

       Месяц

   Тема занятий

      Задачи

     Материал

Сентябрь 2023  

   

  Мероприятие -  

 выставка работ

 «Грибное лукошко»

Знакомство с видами бумаги

«Мы в лесок пойдем, мы грибы найдем»

Познакомить детей с разными видами бумаги, определить их св-ва, фактуру

Учить делать грибы из мятой бумаги, закреплять прием «обрывания бумаги»

Бумага разной фактуры (цветная, гофрированная, картон, салфетка и др.) 

Цветная бумага, клей, шаблон гриба.

Октябрь 2023

 Мероприятие -развлечение «Экскурсия в осенний лес»

«Листочки разноцветные»

 «Золотое деревце»(обрыв ная аппликация)

Учить создавать композиции из разных осенних

 листочков разной величины и форм. Закреплять навыки намазывания клеем листьев и приклеивания.

Учить детей создавать красивый образ осеннего дерева. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать творческое воображение, чувство цвета.

Настоящие листочки разного размера, формы и цвета, клей.

Заготовка бумаги с изображением ствола, цветная бумага, клей.

Ноябрь 2023

Мероприятие -выставка коллективной работы»Мой друг»

«Мы улыбаемся друг другу»

«Украсим чашку с блюдцем»

Создать лицо человека, правильно соблюсти пропорции частей лица, передать положительные эмоции.

Учить составлять узор на основе круглой формы (тарелочка), располагать узор по краю и в середине из форм разного размера и цвета.

Контуры лиц мальчиков и девочек, цветная бумага, клей, карандаши цветные.

 Шаблон тарелки, цветная бумага, клей, картон, заготовки мелкой формы.

Декабрь 2023

 Мероприятие -изготовление поздравительных открыток к Новому году.

«Забавный снеговик»

 

«Украсим елочку гирляндой»

Создать композицию снеговика на тонированной бумаге, используя нетрадиционные. материал (ватные диски, ткань, пуговицы).

Научить создавать красивые открытки, продолжать развивать чувство формы и эстетического вкуса.

Ватные диски, пуговицы, ленточки, клей, цветные карандаши, тонированная бумага.

Шаблон елочки, бумага разной фактуры, клей, пуговицы.

Январь 2024

Мероприятие – сюжетная игра»Мой щенок» 

«Башмачки для гномика»

 

«Щенок Гав»

Учить создавать образ по шаблону, развивать приемы сминания (салфетки)

Учить сочетать разные изобразительные техники (аппликация и рисование) развивать чувство пропорции

Цветная бумага, клей, салфетки разного цвета.

 Цветная бумага, фломастеры, тонированная бумага, клей.

Февраль 2024

 Мероприятие – изготовление плаката «Наша группа»

«Добрые эмоции»

 «Корзинка с печеньем»

Закрепление знаний о эмоциях человека. передавать в аппликации мимику лица.

Научить работать с гофрированной бумагой аккуратно ее приклеивать. 

Белая и цветная бумага, клей, цв. карандаши.

Гофрированная бумага, цветная пряжа, пуговицы, клей., цветной картон.

Март 2024

Мероприятиевручение поздравительных работ мамам.

«Цветок в подарок для мамы»

«Узор на круге»  

Учить составлять изображение по частям воспитывать стремление сделать красивую вещь для подарка.

Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине, составлять узор в определенной последовательности.

Цветная бумага, цветные трубочки, клей, бусинки.

 Клей, карандаш, белый картон, вырезанные геометрические Фигуры.

Апрель 2024

Мероприятие – сюжетная игра «Весенняя галерея»

«Тайны космоса»

«Ландыш»

Учить создавать выдуманный образ пришельца из частей, в каком порядке приклеивать части друг к другу.

Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать от ваты небольшие кусочки, скатывать их между пальцами в комочки и наклеивать их на основу.

Цветная бумага, клей, пластилин, кисточки для клея.

Картинки с изображением ландыша, вата, цветная бумага, клей.

Май 2024

Мероприятие- выставка аппликаций «Самолеты летят высоко» 

«Самолеты летят в облаках»

«Бабочка красавица»

Учить передавать образ предмета. Продолжать совершенствовать умение изготавливать праздничные открытки, воспитывать патриотизм.

Продолжать учить работать с ножницами, составлять рисунок из готовых форм, закреплять умение наклеивать формы бабочек на зеленый листочек

Цветная и белая бумага, салфетки, клей.

Цветная бумага, зеленый картон, клей, игрушка бабочка для наглядности.

                                              Литература

1. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. М: Сфера, 2010.

2.Петрова И.М. Аппликация для дошкольников. С-Пб.: Детство-пресс, 2010.

3. Д.Н. Колдина. Лепка и аппликация с детьми 4-5лет .М.: Мозаика синтез, 2011.

4. Д,Н, Колдина. «Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. От рождения до школы 2-е изд., М.: Мозаика-Синтез, 20211г.-64с.

5. О.В. Павлова. Изобразительная деятельность. Художественный труд старшая группа. Волгоград, Учитель, 2014. 5. Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. М: Просвещение, 2014.

6. Малик О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками. М : Сфера,2010.

7. Н.С. Голицына. Конспектыкомплексно-тематических занятий (средняя группа) интегрированный подход. М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2020 год.

8. Комарова Т.С . Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. М.: Мозаика Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...