Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (отчет по самообразованию 22-23)
материал (старшая группа)

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста
отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 150

             

Отчёт по самообразованию

Тема: Формирование  у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

воспитателя группы:

компенсирующей направленности                      

 Фаркова Е.Ю.

Иркутск,2023г.

Цель: Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде. В статье раскрывается проблема связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Вывод: с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Задачи:                                                                                                                                1. Повысить собственный уровень профессионального мастерства и компетентности.                                                
2. Разработать перспективный план работы с детьми.                                                         3.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года                                                 4. Помочь усвоить дошкольникам первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице.
5. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей
дорожной среды.
6. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
7. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и
безопасности детей.
8. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и
слуховое восприятие, творческую активность.                                                 9. Сплотить детский коллектив.

Актуальность:

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста
отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и
особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских
учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.                                                      

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы по самообразованию.

Формы работы с детьми:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

3. Развлечения и досуги.

4. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

Ожидаемый результат:
1.Сформированные у детей соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность, негативное отношение к нарушениям ПДД.
2. Способность дошкольников к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения.
3. Сформированные у детей навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
4. Устойчивый интерес у родителей к безопасности детей как участников дорожного движения, участие взрослых в совместной деятельности с детьми.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут  увеличиваться в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей ,которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при большей интенсивности автомобильного движения .Причиной дорожно-транспортных  происшествий чаще всего являются сами дети. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением, они не в  состоянии правильно определить  расстояние до приближающейся машины и её скорость .

Одной из важных проблем в обеспечении безопасного движения  является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Главная цель воспитательной работы по обучению детей ПДД  заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице и дорогах. Для достижения цели поставила перед собой  следующие задачи:

 1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

2.Взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.

3.Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения на дороге.

Самым эффективным способом доведения элементарных правил поведения на дороге   является игра, где дети являются участниками.

В группе создан «уголок ПДД», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. 

Во время игры с машинами дети замечают, что машины бывают легковые и грузовые, усваивают правила поведения в транспорте, при переходе дороги, на тротуаре, знакомятся с сигналами светофора, учатся правильно переходить проезжую часть дороги, узнают, что на дорогах имеются знаки, которые предупреждают водителей и пешеходов о том, что их ожидает впереди. В уголке ПДД дети видят перекресток, знакомятся с разметкой "зебра", "разделительная линия".В процессе игры они усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик.

С детьми принимали участие в акции «Внимание - дети!»

Цель данного мероприятия - привлечение внимания водителей и пешеходов, взрослых и детей к важной проблеме - соблюдение правил дорожного движения, культуры поведения на дороге, от которых зависят  жизнь и здоровье, а так же формирование отношения к своей жизни и жизни окружающих, как к ценности. Дети у пешеходного перехода вручали водителям буклеты «Внимание - дети!» и белые шары в знак мира и дружбы.

 

При обучении детей   использовала различные методические материалы: 

Дидактические игры широко используются в воспитании и обучении детей. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.Успешную работу с детьми невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями.   Для привлечения внимания со стороны родителей к  формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения, провела  родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода»,Анкетирование родителей  «Осторожно дорога!» Заседание родительского клуба на тему: "Правила дорожные выполнять не сложно нам!". 

Команды  дружно выполняли задания, проявляли смекалку, показали умение работать сообща. Ребята и родители  остались довольны данным досугом. Команды были награждены  яркими раскрасками  и  сладкими призами.Мастер класс с педагогами ДОУ  «Знаю ПДД сам - расскажу другому» Подготовила  консультации  по ПДД: «Дорожная азбука»,  «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» «Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми»

Оформила  папки - передвижки:   «Внимание дорога!» Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, повышается уровень пространственной ориентировки, дети четко знают и практически используют имеющиеся знания правила дорожного движения на улице. Так, в игровой, интересной и доступной форме ребята получают необходимые, очень важные знания, которые безусловно пригодятся им в жизни.  

Изучение методической литературы

1.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

2.Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Безопасность на улицах и дорогах.  Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.

3. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста.

4. Шорыгина А.Б.. Правила пожарной безопасности детей дошкольного возраста.

5. Поддубная . Правила дорожного движения  детей дошкольного возраста.

6. Кирьянов В.Н. Профилактика детского дорожного транспортного травматизма.

7. Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку.

Работы с детьми

Целевая прогулка. Наблюдение за движением пешеходов.

Целевая прогулка покажи и назови известный дорожный знак.

Беседа с детьми виды светофоров и их назначение.

Беседа о том, где можно и где нельзя играть.

Беседа о том, как безопасно перейти дорогу.

Беседа о правилах поведения детей на дорогах и улицах.

Постройки из конструктора, улица с перекрестком.

Постройка из строительного материала «Железнодорожный вокзал».

Рассматривание рисунков со знаками дорожного движения.

Отгадывание и загадывание загадок по ПДД.

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа «Машины на нашей улице» М. Ильин.

Чтение стихотворения «Для чего нам светофор» О. Тарутина.

Чтение «Про правила движения» С.Волков.

Чтение рассказа «Автомобиль» Н. Носов.

Дидактические игры

«Законы улиц и дорог».

«Азбука безопасности».

«Правила дорожного движения».

Работа с родителями

Консультация «Для чего нужны правила дорожного движения».

Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».

Консультация «Совместная прогулка детей и родителей».

Консультация « Безопасность на дорогах».

Консультация «Пример родителей- один из факторов успешного воспитания у детей, навыкам безопасного поведения на улице».

Консультация «Безопасность детей на дорогах».

 

Участие в методических объединениях

  1. Выступила на метод объединении воспитателей старшего дошкольного возраста по теме: «Организация самостоятельной деятельности детей».
  2. Выступила на метод объединении воспитателей групп старшего дошкольного возраста по теме: «Организация совместной деятельности детей и педагогов».
  3. Выступила на метод объединении воспитателей работающих с детьми ОВЗ по направлению методической деятельности по теме: «Организация совместной деятельности педагогов с детьми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде. В статье раскрывается проблема связана с тем, что...

САМООБРАЗОВАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

самоообразование«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»...

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения, через ознакомление с правилами дорожного движения!»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:  «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения, через ознакомление  с правилами дорожного движения!...

Тема самообразования "«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»...

ПАПКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Работа содержит:  актуальность, цель, задачи. формы работы, тематическое планирование деятельности по самообразованию и работу с детьми....