Использование игровых приёмов для адаптации детей раннего возраста в образовательной организации
план-конспект занятия (младшая группа)

Микрюкова Анна Юрьевна

Поступление малыша в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое и психическое развитие.

Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки цикла занятий и адаптационных мероприятий для детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов для адаптации детей раннего возраста в образовательной организации

Поступление малыша в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как протекает процесс привыкания ребенка к этим изменениям, зависит его дальнейшее физическое и психическое развитие.

Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки цикла занятий и адаптационных мероприятий для детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Разработанные игровые занятия нацелены на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад, помогают предотвратить или снизить заболеваемость, создают положительный эмоциональный настрой в группе, способствуют налаживанию контакта между детьми и взрослыми, развивают общий кругозор малышей, формируют сенсорные и нравственные эталоны, а также способствует дальнейшему благополучному развитию ребенка в детском саду и семьях.

Цель занятий: создание условий для успешной адаптации и развития детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Задачи занятий:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие психических процессов, игровых навыков, начальных форм произвольного поведения, координации движений, крупной и мелкой моторики;
  • педагогическое просвещение родителей и педагогов по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, обучения, воспитания и развития детей раннего возраста.

Ожидаемые результаты для детей:

  • положительная адаптация к условиям детского сада;
  • сформированные навыки взаимодействия детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками;
  • созданы благополучные условия для психического здоровья ребенка;
  • сформированы начальные формы произвольного поведения;
  • развитые игровые навыки.

Ожидаемые результаты для родителей:

  • положительное эмоционально-личностное отношение к детскому саду;
  • стремление к сотрудничеству с педагогами и администрацией ДОО;
  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам детского развития, воспитания, обучения;
  • осознанное отношение родителей к полноценному личностному развитию детей раннего возраста.

Структура занятий

  1. Ритуал приветствия:

  • приветствие педагога с детьми с помощью различных музыкальных инструментов (бубенцы, колокольчики, бубны, шейкеры);
  • приветствие новых героев сказки.

Цель: социализация, снятие напряжения, налаживание контакта.

  1. Основная часть:

  • слушание сказки (театрализация);
  • потешки – двигательно-речевые игры - развитие координации движений, ориентации в пространстве и речевой компонент;
  • продуктивная деятельность (конструирование, лепка, аппликация, рисование).
  1. Ритуал прощания:

  • прощание с героями (попрощаться ручками, песенкой, ножками и т.п.);
  • прощание с педагогом – коллективное прощание (чувство единства) с использованием музыкальных инструментов (чувство ритма).

Цель: социализация, развитие коммуникативных навыков, формирование нравственных понятий (вежливость).

Занятие 1

«Муха-Горюха и теремок»

Задачи:

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • развитие координации движений, ориентации на собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
  • развитие внимания, речи и воображения.

Оборудование: ширма «Теремок», игрушка, либо картинка – Муха-Горюха; три корзинки: зеленая, желтая, красная; листья клёна: зеленые, желтые, красные; колокольчик.

Процедура проведения

  1. Приветствие

Здравствуйте ребята! Сегодня я пришла к вам в гости, но не одна, а со сказкой. Все вы любите сказочки? Но, прежде чем сказка войдет в нашу дверь, давайте мы с вами познакомимся. Знакомиться мы будем необычно: у меня есть веселый звонкий колокольчик, мы будем брать его по очереди, называть свое имя, а потом громко звенеть в колокольчик (дети по очереди звенят в колокольчик и называют свое имя). Хорошо, ребята, вот мы с вами и познакомились. Теперь давайте знакомиться со сказкой? (психолог идет к двери и вносит Муху-Горюху в группу, начав рассказывать сказку и обыгрывая сюжет).

Сказка:

Однажды летела Муха-Горюха через лес. Долго летела муха и устала. Только подумала: «Вот бы где-нибудь отдохнуть, чаю выпить», как смотрит и видит – стоит на опушке теремок: весь деревянный, ставни расписные да в несколько этажей. Подлетела Муха-Горюха к теремку, постучала в дверь и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается.

Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру, я буду читать стихотворение и показывать вам движения, вы будете повторять за мной слова и делать движения, слушайте внимательно:

Потешка «Муха»

Муха возле нас летала (дети часто взмахивают ручками)

И тихонечко жужжала,

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» (детки жужжат)

Я на щечке посижу (на носике, на лобике и т.п. – дети берутся за названную часть тела).

Игра «Теремок в порядок…»

Вошла Муха-Горюха в теремок, смотрит – никто в нем не живет уже очень давно: пыль кругом, паутина, и листьев осенних навалило много-много. Надо убраться, подумала муха.

Да вот только маленькая она, а работы много. Ребята, давайте поможем мухе прибрать в теремочке?

  • Сначала мы полетаем и соберем крылышками паутину и пыль

смахнем (детки изображают полет по группе, делая вид, что смахивают пыль с различных поверхностей)

- А теперь давайте поможем мухе листья осенние собрать: желтые, зеленые и красные (психолог разбрасывает листья по полу, а детки подбирают их и раскладывают в корзинки соответствующих цветов).

- Ой, ребята, посмотрите – какие мы молодцы убрали мы в теремочке, теперь здесь чисто и уютно. Муха-Горюха нам очень благодарна (психолог подносит игрушку, либо картинку мухи к деткам и благодарит каждого ребенка за помощь, потом муха улетает).

Вошла Муха–Горюха в самую маленькую комнатку в теремочке и стала там жить.

  1. Прощание

Позже к мухе присоединяться много новых и веселых соседей, но продолжение этой истории мы послушаем позже. А сегодня нам пора прощаться. Давайте я буду звонить в колокольчик, и мы дружно пропоем.

«До-сви-да-ни-я!» (педагог машет деткам рукой и уходит за дверь).

Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. А адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены. Резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Список используемых источников

  1. Бадина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание– № 5, 2007. – С.100 - 102
  2. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
  3. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание –№ 10, 2006. - С. 45-46
  4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. –СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
  5. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.
  6. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада //Дошкольное воспитание

- №7, 2004. – С. 66-68

  1. Григорьева, Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.
  2. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание. – 2006. –№1.
  3. Лагздынь, Г. Потешки малышам / Гайда Лагздынь. – Тверь: Высшая школа, 2016. – 66 с.
  4. Мочалова, О.Л. Адаптация детей к ДОУ. //Ребенок в детском саду. – 2006

– №4.

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
  2. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
  3. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2003. – 72 с.

#1058;еплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации. //Дошкольное воспитание № 3, 2006 г., С. 29 – 35

#1060;едеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М.: Омега – Л., 2014. – 134 с.

#1061;омякова, К. Потешки/ К. Хомякова, А. Козырь. – М.: «С-Трейд», 2015. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Использование игровых приемов в обучении детей раннего возраста изобразительной деятельности

Общепризнанно, что первые годы жизни ребёнка самые ценные для его будущего развития. Особенно значимым является ранний возраст. Это возраст бурного развития ребенка, период быстрого формирования всех ...

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста.

Конспект развлечения «Веснянка» в первой младшей группеВоспитатель: Каштанова С.В.Программное содержание:Цель:  Использовать русский фольклор: потешки, песенки, сказки в адаптации дет...

"Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "Кроха" Статья на тему:«Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста"Подготови...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ.

Поступление малыша в дошкольную образовательную организацию сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адап...

Использование сенсорно-дидактиеской юбки для организации игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста Мамаева О. В.

Признание ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии не отменяет того факта, что на каждом возрастном этапе воспитание должно учитывать достигнутый уровень развития ...

Авторская разработка "Использование ЛЕПБУКа в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО"

Сегодня я хочу рассказать вам о применении ЛЕПБУКа в период,адаптации.На примере ЛЕПБУКа-трансформера "Домашние - животные" Итак, уважаемые коллеги, обратите внимание:ЛЭПБУК&ndash...