Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников
рабочая программа (младшая группа)

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть
успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит
им лучше узнать ребѐнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом,
помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей,
развитии их способностей, формировании ценностных жизненных
ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx49.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №39 «Юбилейный»

Программа партнёрского взаимодействия

 с родителями воспитанников

Группы раннего возраста № 2 «Зайчики»

Воспитатель: Шарапова О.Н.

Пояснительная записка

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьѐй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учѐта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьѐй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребѐнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьѐй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Актуальность.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребѐнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Идеальным вариантом воспитательной работы, и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и педагога, основанное на позитиве. В создании союза родителей и педагога важнейшая роль принадлежит последнему, поэтому перед собой я поставила задачу найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя

содержание и формы педагогического просвещения. Для этого мною разработана программа взаимодействия с родителями воспитанников, которая предполагает создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития.

Цель работы с родителями: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей в области воспитания, привлечение родителей к активному участию в деятельности группы.

Задачи:

  1. Устанавливание партнѐрских отношений между педагогами, детьми и родителями.
  2. Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей.
  3. Практическая помощь семье в воспитании детей.
  4. Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания.
  5. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада, группы.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду.

Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно.

Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.

В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.

Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:

Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе

с семьей.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности, совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

  1. Открытость детского сада для семьи.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительные

результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

  1. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

  2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми,но и вработе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в

режимеразвития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,

быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.

Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.

1. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с еѐ членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и

семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с

каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

1. Сбор информации о семьях.

  • состав семьи;
  • определение социального статуса семьи (социальная анкета);
  • выявление семей группы «риска»;
  • материально-бытовые условия;
  • психологический микроклимат, стиль воспитания;
  • семейные традиции, увлечения членов семьи;
  • заказ на образовательные и оздоровительные услуг 2.Распространение информации о работе детского сада:
  • сайт;
  • публикации в печати;
  • проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;

-выявление стратегии взаимодействия с семьями.

-родительские собрания.

  1. Анализ информации.
  2. Сбор информациио ребенке:
  • состояние здоровья: анамнез (медицинская карта);
  • индивидуальные особенности ребѐнка (личностные, поведенческие, общения);
  • ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
  • выявление одаренных детей;
  • выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

2. Просветительская деятельность

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.

Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

  1. Просветительская деятельность:
  • вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
  • вопросы воспитания детей дошкольного возраста;

-формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

  1. Организационно-педагогическая деятельность:
  • обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
  • тренинги по обучению родителей общению. Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы.
  1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно- правовыми документами ДОУ.
  2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:
  • информационные стенды;
  • родительские уголки;
  • методическая литература.
  1. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
  • беседы;
  • консультации;
  • круглые столы;
  • родительские собрания.
  1. Социально-нравственное и познавательное развитие:
  • семья;
  • родословная;
  • семейные традиции;
  • гендерное воспитание;
  • формирование духовных ценностей.

3. Организационно-методическая деятельность.

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого

пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

  1. Организация культурно-массовых мероприятий.
  2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
  3. Вовлечение родителей в педагогический процесс:
  • участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
  • планирование и совместная работа на родительских собраниях;
  • помощь в организации досуговой деятельности;
  • совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
  • оформление групп детского сада;
  • участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.);
  • благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
  1. Вовлечение детей в творческий процесс:
  • участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки, поделки);
  • совместное участие с родителями в семейных концертах;

 4. Реализация образовательного процесса детского сада Целью этого направления является проявление у родителей

осознанного отношения к воспитанию и развитию ребѐнка (понимание

потребностей ребѐнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам. 1.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.

2.Организация работы родительских комитетов по группам. 3.Создание общего родительского комитета.

4.Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.

Формы работы при реализации программы.

Традиционные:

-Анкетирование родителей

-Памятки

-Буклеты

-Родительское собрание.

-День открытых дверей.

-Консультации (тематические и индивидуальные).

-Семейные праздники.

-Папки – передвижки.

-Выставки совместного творчества.

  • Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.

Инновационные:

-Сайт детского сада.

-Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»).

-Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.

Ожидаемые результаты программы.

  • Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребѐнка, мероприятий по педагогическому просвещению.
  • У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребѐнка (понимание потребностей ребѐнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам,

осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребѐнка).

  • Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
  • Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Структура программы

Реализация программы рассчитана для работы с семьями детей раннего возраста (дети 2-3 лет).

Рассчитана на 1 год обучения.

Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.

Перспективный план работы с родителями в младшей группе раннего возраста №2 «Зайчики»

(на 2022-2023 учебный год).

Сентябрь

  1. Оформление наглядной агитации: режим дня; сетка занятий; «Это интересно», «Уголок здоровья».
  2. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей, заключение родительских договоров.
  3. Выставка: «Дары осени».
  4. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей» 5. Консультация: «Возрастные особенности детей раннего возраста».
  1. Газета по П. Д. Д.: «Родителям водителям».
  2. Анкетирование родителей с целью выявления запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в детском саду.

Октябрь

1. Папка-передвижка: «Самообслуживание в жизни ребёнка» 2. Консультация: «Откуда берутся болезни?»

  1. Фотовыставка «Я с бабушкой своею дружу давным-давно» (к дню пожилого человека)
  2. Консультация: «Бабушкины рецепты»
  3. Памятка по ПДД: «Особенности осенней дороги»
  4. Развлечение «В гостях у золотой осени».

Ноябрь

  1. Родительское собрание: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
  2. Консультация: «Развитие речи детей в процессе наблюдения за природой» 3. Фотовыставка: «Вместе с мамой».
  1. Стенгазета: «С Днём Матери»
  2. Досуг: «Мамы разные нужны…» (к дню матери)

Декабрь

1. Изготовление и выставка кормушек: «Покормите птиц зимой» 2. Памятка по ПДД: «Особенности зимней дороги»

3. Привлечение родителей к постройкам из снега на участке. 4. Газета: «А у нас Новый год»

  1. Мастер-класс: «Новогодняя игрушка»; Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику, изготовлению костюмов, новогодних подарков.
  2. Праздничный новогодний карнавал.

Январь

  1. Развлечение «Рождественские колядки»
  2. Папка-передвижка: «Пожарная безопасность» 3. Консультация: «Чтобы зубы не болели»

4. Консультация: «Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»

Февраль

1. Папка-передвижка: «Отец как воспитатель» 2. Фотовыставка: «Мой папа самый лучший»

3. Физкультурное развлечение «Папа, дедушка и я – спортивная семья». 4. Анкетирование: «Игра и ребёнок»

5. Семинар-практикум: «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи» Март

  1. Выставка рисунков: «Рисуем вместе с мамой (бабушкой, сестрой)»
  2. Развлечение «Бабушек и маму очень любим мы». 2. Консультация: «Как надо любить ребёнка»
  3. Памятка: «Особенности весенней дороги»
  4. Папка-передвижка: «Роль развивающих игр для детей 2-3 лет».

Апрель

  1. Развлечение «День смеха».
  2. Консультация: «Книга или телевизор?»
  3. Газета: «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге» 4. Консультация: «Одежда и здоровье детей»

5. Консультация: «Детские страхи»

Май

  1. Консультация: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка».
  2. Привлечение родителей к озеленению и благоустройству участков. 3. Анкетирование: «Детский сад: плюсы и минусы»

4. Итоговое родительское собрание в форме устного журнала: «Дом, в котором мы живём»

Июнь-Август

  1. Папка – передвижка: «Наблюдения в природе летом»
  2. Консультации: «Как организовать летний отдых детей».

«Укусы ос пчёл, шмелей»

«Отравление ядовитыми грибами»

«Отравление ядовитыми растениями»

  1. Субботники: Благоустройство участка группы.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально- педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально- педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как

носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).

И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,

подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Список литературы

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М. А. Васильевой, - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 208с.
  2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России. 2007. – 96с.
  3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: «Центр педагогического образования». 2007. – 80с.
  4. Чиркова С. В. Родительские собрания: Младшая группа. – М.: ВАКО, 2011. 240 с.
  5. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. 187с.

Используемая литература.

  1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. 1994, -235 с.

2 . Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. №2. С. 44-49.

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой .
  2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России. 2007. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партнёрское взаимодействие с родителями воспитанников

Партнёрское взаимодействие с родителями воспитанников 1 младшей группы...

Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы «Почемучки"

Детский сад – это большой дом,Где жизнь и творчество кругом.Главная цель – это наши дети,Их здоровье, развитие – вот что важно на свете. Каждая семья – целый мир, мир свое...

Программа партнёрского взаимодействия с родителями

Срок реализации программы партнёрского взаимодействия с родителями 1 год...

Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы «Фантазёры»

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия....

Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников

Программа партнёрского взаимодействия с родителями (старший дошкольный возраст)...

Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста группы № 8 «Капельки»

АктуальностьСовременные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия....

Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников в подготовительной к школе группе

Программа партнёрского взаимодействия с родителями воспитанниковв подготовительной к школе группе...