" Сказотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа)

Абазян Татьяна Николаевна

  Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Нужно знать, как работать с художественными сказками, как самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и грамотно изменять поведение. Сказку можно использовать в работе в таких ситуациях, в которых, на первый взгляд, психолог бессилен… А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Сказкотерапия – это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazoterapiya_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области

«Детский сад комбинированного вида №28»

   346537 г. Шахты, Ростовской обл.,  ул. Ландау, 5                                           т. 26-00-31                                    e-mail dou28@shakhty-edy.ru

 Согласовано:

Заместитель заведующего по ВМР

__________________  О.А. Ершова

«____» октября 2023 г.

Доклад

на тему: ” Сказотерапия в работе с детьми дошкольного возраста”.

  Составил: педагог-психолог

Абазян Т.Н

   Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Нужно знать, как работать с художественными сказками, как самостоятельно создавать истории, помогающие детям учиться и грамотно изменять поведение. Сказку можно использовать в работе в таких ситуациях, в которых, на первый взгляд, психолог бессилен… А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Сказкотерапия – это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия – процесс экологического воспитания детей.

Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций.

Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны...

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста обладает силой внушения. Чаще всего рассказываем сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

   Сказкотерапия для детей помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.

  Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже, выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, мы можете узнать о детях много нового и неизвестного. Сказки, способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает тревоги и воспитывает уверенность в себе." Лучше всего, не читать сказку, а рассказывать ее. Это дает возможность наблюдать, как реагирует на сказку ребенок. Кроме того, ребенок, как бы совершают путешествие в мир сказок, это лучше, чем когда ребенок отправляется туда один.

"Как правильно читать ребенку сказку? "

  В первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше все делать с удовольствием, это, с точки зрения психологов, - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей.

Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу.

В чем сила сказки?

  Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Через сказки малыш получает больше информации, чем при обычном разговоре

Каждому – свое.

   Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-дереза».) Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится колобок», «тянут потянут, вытянуть не могут»).

Как проводиться сказкотерапия детей дошкольников и младших школьников?

Чтобы сказкотерапия была эффективной и реально оказала помощь ребенку дошкольнику или младшему школьнику, да, впрочем и взрослому, нужно придерживаться некоторых правил:

 - Сказка должна отражать проблему человека, взрослого или ребенка.

 - В сказочной истории должен предлагаться замещающий опыт, используя который, дошкольник, школьник или взрослый сможет сделать новый выбор решая свою проблем.

 - Сюжет сказки нужно разворачивать в определенной последовательности

а именно:

Начало сказки, знакомство с героями…

 - Детям трех-четырех лет, лучше делать главными героями животных, маленьких человечков, игрушки…

 - С пяти лет, можно использовать фей, колдунов и волшебников, принцев и принцесс..

Какие книги выбрать для сказкотерапии?

  Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.

После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.

Помимо возраста, книги можно разделить по назначению:

Если вы хотите научить ребенка смелости, читайте ему сказку «О трусливом зайце», сказки про Ивана Царевича.

Если цель - воспитать в ребенке щедрость и борьбу с жадностью - «Сказку о рыбаке и рыбке», «Золотую антилопу», «Морозко».

Сказки о приучении к чистоте - «Мойдодыр», «Федорино горе».

Если у ребенка проблемы с самооценкой, читайте ему «Гадкого утенка».

  Лучше всего сказкотерапия детям помогает в том случае, если прочитанные истории не просто обсуждаются, а, например, инсценируются. Можно рисовать героев или эмоции, полученные во время ее чтения. Хорошо, когда малыш подбирает музыку, передающую настроение повествования.

 У дошколят это развивает фантазию. Помогает усваивать опыт, развивать воображение, анализировать. Есть несколько популярных методов сказкотерапии, которые подбираются для каждого конкретного малыша.

Направления сказкотерапии.

•Рассказывание или сочинение.

Помогает наблюдать за реакцией слушателя, спонтанным проявлением его эмоций, выявить его возможные заболевания.

Если сочинитель утрирует драки и другие негативные события своего вымысла, это может говорить о его склонности к агрессивности. Прерванная история, придумывание ее неожиданного или нелогичного конца, признаки волнения могут заставить психолога заподозрить проявления невротического состояния, наличие страха перед кем-то или чем-то. Неспособность дослушать или сочинить до конца могут говорить о гиперактивности слушателя.

•Рисование сказки после слушания или чтения.

Во-первых, работа в детской сказкотерапии с пластилином, карандашами, цветной бумагой сама по себе несколько медитативна и способствует успокоению и расслаблению.

Во-вторых, содержательная сторона помогает выявить чувства человека. Важно не качество изображения, а содержание. Темные или слишком кричащие краски, появление чудовищ, рисунки огня, катастроф свидетельствуют о нервном напряжении человека, избытке негативных эмоций.

Обилие плавных закругленных линий, неопределенных цветов и невнятных оттенков могут свидетельствовать о повышенной инфантильности. Любой рисунок — отражение внутреннего состояния человека, даже очень маленького.

Для рисунков конкретных предметов больше подходят карандаши или гуашь. Эмоции проще передать акварелью. Вообще, рисование сказок, способствует их лучшему запоминаю, а соответственно и развитию памяти ребенка.

•Изготовление кукол.

Один из ведущих методов психотерапии и сказкотерапии. Он многофункционален. Прежде всего, в работе развивается моторика, усидчивость, воображение ребенка.

  Детская сказкотерапия похожа на жизнь: она так же разнообразна, эмоциональна, многогранна.

  А еще сказкотерапия поможет развить воображение, фантазию, артистические способности и другие пристрастия человечка. Они же помогут не бояться трудностей, творчески подходить к жизни.

Сказкотерапия поможет каждому ребенку прочувствовать многие положения, с которыми он может встретиться в жизни. И очень сильно раздвинуть границы его мировоззрения, восприятия и способы общения с реальностью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...