план по самообразованию
рабочая программа

Булатова Ольга Владимировна

план по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «ЦРР -  Д/С №40»  г. Сатка

Тема по самообразованию:

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей  дошкольного возраста »

Воспитатель: Булатова О.В.

2023 – 2024 учебный год

Актуальность темы: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей  дошкольного возраста»

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В ФГОС описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

     Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

     . В детском саду необходимо создавать условия для формирования  навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, а также проблемы с речевым развитием детей, я  решила взять тему по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возрастаДля достижения цели были обозначены задачи:

1. Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из  Интернет-ресурсов.

2. Систематизировать материал для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

3. Изготовить дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей, внедрить их в работу с детьми старшего дошкольного возраста.

4. Подготовить для родителей (законных представителей) консультативный материал по теме самообразования.

5. Подготовить и провести с педагогами семинар-практикум по теме самообразования.

6. Организовать выставку «Игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста».

Срок реализации:

с  15 сентября 2023 по 30 мая 2024  года

Участники:

  • Воспитатель
  • Дети подготовительной группы
  • Родители

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

- массаж кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов;

- пальчиковый театр;

- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

- нетрадиционные техники рисования;

- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера;

- различные виды аппликаций;

- рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты;

- дидактические игры;

- шнуровка;

- игры с мелкими предметами;

- пазлы, мозаика.

Ожидаемые результаты:

  • Разработан перспективный план.
  • Разработана картотека дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
  • Обогащена предметно-пространственная развивающая среда.
  • Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.

Форма отчета:

  • Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
  • Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
  • Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете.

Перспективный план работы

  по развитию мелкой моторики рук

Сроки

Форма работы

Практические выходы (доклады, консультации, папки-передвижки, буклеты, семинары и т.д.)

Сентябрь

Изучение литературы

Изготовление пособия

Подбор, изучение, анализ литературы и Интернет - материалов по теме самообразования. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по теме самообразования.

Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей. Подбор и систематизация консультационного материала для родительского уголка

Изготовление пособия «Сложи пазл»

Октябрь

Родительское собрание

Консультация

Изготовление игры

              Выступление на родительском собрании по теме самообразования «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?»

             Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у  дошкольников»

                  Консультация для родителей

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

Изготовление игры «Заплети косичку»

Ноябрь

Консультации

Изготовление игры

Консультация для родителей

«Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Подготовить буклет для родителей

«Игры и пособия для развития мелкой моторики рук»

Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки  в группе.

Изготовление дидактической игры «Собери бусы »

Декабрь

Семинар-

практикум

,Картотека

Консультация

Изготовление игры

Семинар-практикум для воспитателей

«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».

Обмен опытом работы. Беседа за круглым столом.

Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики новыми  играми.

Консультации для родителей

«Развитие графических навыков у дошкольников».  Изготовление дидактического упражнения  «Рисуем на манке»

Январь

 Консультация

Картотека

Изготовление игры

Консультации для родителей и воспитателей

«Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Создание картотеки игр с массажными мячиками; с карандашами

Изготовление дидактической игры с пуговицами

Февраль

Консультации

Изготовление игры

Консультации для родителей

«Игры с песком или песочная терапия». «Подготовка руки к письму»

Изготовление дидактической игры  с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, выложи из семян, крупы)

Март

Консультации

Изготовление игры

        Консультации для родителей

«Зачем нужны шнуровки». «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

Изготовление картотеки и схем  «Рисуем на песке»

Апрель

Папка-передвижка

Педсовет

Передвижная папка для родителей и воспитателей

«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педсовете

по теме самообразования

Май

Выставка

Презентация

Публикация

Выставка логопедических игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей

Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете  

Список литературы:

  1. Гущина Н.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста (Из опыта работы)// Дошкольное воспитание, 2015. - №10
  2. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук  с использованием нестандартного оборудования. 2012 г.
  3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
  4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  5. Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, Астрель - М., 2015. 
  6. Сыропятова Г. А. Графические диктанты. Сказочные герои. Для детей 6-10 лет; Литур-опт - М., 2012.
  7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста; Корона-Век - М., 2015.
  8. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015. 

Приложение 1

Анкета для родителей

 «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

  1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да

- Затрудняюсь ответить

- Нет

  1. В каком возрасте нужно развивать мелкую моторику?

- В младенчестве

- 3-4 лет

- 7 лет

- в течение всего периода дошкольного детства

  1. Владеете ли Вы  информацией о  развитии мелкой моторики?

-Да

-Нет

-Частично

  1. Какие игры используете для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

  1. Какой нетрадиционный материал используете для игр с детьми?

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки

  1. Нравится ли ребенку выполнять задания, игры?

-Да

-Нет

-Когда как

  1. Как ребенок воспринимает установку к игре?

- С первого раза

- Требуется многократное объяснение

- Требуется объяснение и показ действий

  1. Какая форма работы  по этому вопросу  Вам наиболее интересна и доступна для восприятия?

- Родительское собрание

- Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

- Консультации в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

  1. Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

- Да

- Не знаю

- Нет

Приложение 2

Примерные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

1.Пальчиковая гимнастика.

2. Фольклорные пальчиковые игры.

2. Самомассаж.

3.Ниткография.

4. Работа с песком.

5. Рисование на крупе.

6. Игры с пуговицами.

7. Оригами.

8. Развитие графических навыков.

9.  «Выложи фигурку» (фасоль, горох, боб, камушки, пуговицы).

10. «Игры с кубиками»

11.    Пазлы.

12.  «Покатай жёлудь» (орех, карандаш, бигуди, мячик).

13. Игры с мозаикой

14. «Собери бусы»

15. «Выложи узор»

16. «Волшебные палочки» (выкладывание по схемам).

17.  «Обведи и заштрихуй предмет» (работа с трафаретами).

18.  «Шнуровки»

19.   «Нитки»

20.  «Верёвочки»

21.  «Перекаты с шиповаными мячами»

22.  Игры с конструктором

16.        «Нарисуй рисунок по точкам»

17.     «Логопедические бусы»

18.     «Веселые прищепки»

19.     «Обведи  рисунок по точкам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...