Педагогическая технология "Клубный час"
консультация

Кузнецова Екатерина Павловна

Технологии в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час

Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети самостоятельно в течение одного часа перемещаются по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основные цели «Клубного часа»:

— воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

учить детей ориентироваться в пространстве;

— воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

— формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

— формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

— формировать умение вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

— развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

— формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

— поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями; — помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют, каким образом это повлияет на детей и как будет обеспечена их безопасность.

Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п. Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют следующие моменты.

  1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.

Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:

— свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;

тематический.

В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца. Например, в ситуации месяца «Космос» могут быть организованы конкурс рисунка на асфальте, постройка космического корабля, викторина «Космонавт»;

— деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном — спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой — шьют платья куклам и т. д.;

 — творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей.

2. Периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят один раз в неделю в начале программы и два-три раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» — его длительность, а именно не менее одного часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт.

3. Правила поведения во время «Клубного часа» (разрабатываются детьми совместно со взрослыми):

— «Говори „здравствуйте“, когда входишь в другую группу, и „до свидания“, когда уходишь»;

— «Кто первый взял игрушку, тот в неё и играет»;

 — «Если взял игрушку поиграть — положи её на место, когда уходишь»;

— «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время „Клубного часа“»;

 — «Говори спокойно»;

— «Ходи спокойно»;

— «Возвращайся в группу по сигналу колокольчика»;

— «Если не хочешь ходить в другие группы, то можешь остаться в своей группе или вернуться в неё, если устал»;

— «Если у тебя отобрали два красных кружка, то ты пропускаешь следующий „Клубный час“»;

4. Организационные моменты «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени его проведения. Мероприятие проходит так: закрываются входные двери в детский сад; в ожидании гостей сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, по возможности общаясь с гостями (рассказывают о своей работе, просят помочь). Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит по всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;

 5. Порядок начала программы «Клубного часа». Коллектив дошкольной образовательной организации определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу». С детьми старшей и подготовительной к школе группы также проводится предварительная работа:

1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;

2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (в каком крыле) они находятся;

3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит; 4) выдаётся план (карта), что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется — тематический, деятельностный или творческий;

5) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил. Ребёнку выдаются три красных кружка. Они помещаются в специальную сумочку, сделанную самими детьми. Если у ребёнка отобрали один кружок — это предупреждение; если два — ребёнок идёт в группу и пропускает следующий «Клубный час»; если три — пропускает два «Клубных часа». Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила, им выдаётся план-карта, где каждый ребёнок отмечает, куда он хочет пойти.

Даётся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения.

И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу»;

6) после завершения «Клубного часа» все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем садятся в круг на ковре. З

ажигается свеча, включается медитативная музыка, начинается обсуждение — рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.

Обсуждаются такие вопросы: — Где ты был? — Что тебе запомнилось? — Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему? — Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему? — Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему? — Чем бы ты хотел заниматься в следующий «Клубный час»?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа», и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности; 7) после проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями о том:

— что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

— как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);

— соблюдали ли дети правила и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

— какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».

В целом регулярное проведение «Клубного часа» один раз в неделю даже в течение полугода позволяет зафиксировать следующие изменения:

— дошкольники узнают большинство детей сада и относятся к ним более дружелюбно;

дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада;

— у многих детей снижается уровень агрессивности, особенно во время проведения «Клубного часа»;

— воспитатели практически перестают делить детей на своих и чужих, проявляют больше самостоятельности;

— родители постепенно меняют своё скептическое отношение к детскому саду («Неужели такое возможно в обычном детском саду!») и стремятся к сотрудничеству с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...