Программа дополнительного образования детей 3-7 лет по ОПК "Добрый мир
рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа)

Алтунина Наталья Юрьевна

Программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие ребенка дошкольного возраста на основе православных ценностей и традиций русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_opk.docx99.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Радуга

                                                                                                                                                                                                    Утверждаю:

Заведующий МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»

 __________________Ивашкевич Т.С.

 1октября 2022г.

»      

Дополнительная общеобразовательная программа

«Добрый мир» для детей от 3 до 7 лет

Составила: Алтунина Наталья Юрьевна

г. Балабаново, 2023

СОДЕРЖАНИЕ:

 1. Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………………….………… 3

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………….………..3

1.2. Цели и задачи программы………………………………………………………………………………………………..………….4

1.3. Методологические приёмы, используемые в работе…………………………………………………………………..…………..4

1.4 Педагогическая целесообразность программы…………………………………………………………………………..………….5

1.5. Особенности организации образовательного процесса………………………………………………………………..…………..6

1.6 . Семья и духовно-нравственное воспитание…………………………………………………………………………….………….7

 1.7. Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………………………….. 8

2. Содержательный раздел. ………………………………………………………………………………………………..…………..10

 Календарно-тематическое планирование детьми 3-4 лет…………………………………………………………………..…………11

Календарно-тематическое планирование детьми 4-5 лет…………………………………………………………………..………….16

Календарно-тематическое планирование детьми 5-6 лет………………………………………………………………………………21

Календарно-тематическое планирование детьми 6-7 лет……………………………………………………………………………....27

3.Организационный раздел………………………………………………………………………………………………………..……37

3.1. Организация предметно-пространственной развивающей среды…………………………………………………………..….…37

3.2. Учебно-методическое обеспечение программы……………………………………………………………………………………38

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка.

Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми.

Проблема духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Освоение программы возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников, а также при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём.

         Программа дополнительного образования «Добрый мир» - авторская программа по духовно- нравственному воспитанию детей через основы православной культуры, созданная на основе   методических пособий следующих авторов: Бородиной А.В., Постниковой Н. В., Шорыгиной Т.А., Шевченко Программа предназначена для использования в детском дошкольном образовательном учреждении в работе с детьми дошкольного возраста.    Программа базируется на основных содержательных линиях, представленных в стандарте курса «Основы православной культуры», утвержденной Министерством образования России. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность. Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок.

  1. Цель программы: создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников, для духовно -нравственного и патриотического воспитания и успешной социализации на основе приобщения детей к отечественным культурно-историческим традициям.
  2. Задачи:
  1. Познакомить с основами православной культуры, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
  2. Обеспечить равные возможности   для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, социального статуса.
  3. Создать условия для охраны и укрепления душевного, духовного и физического здоровья детей.
  4. Развивать художественный вкус, творческие способности.
  5. Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободе и обязанностям человека.
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетическом идеале и ценностях.
  7. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.
  8. Повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 1.3 Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический. 

Наглядный метод используется вовремя:

  • чтения педагогом рассказов, сказок; 
  • наблюдений; 
  • рассматривания икон, иллюстраций, репродукций, предметов; 
  • проведения дидактических игр; 
  • показ мультимедийных материалов.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: 

  • чтения литературных произведений воспитателем; 
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; 
  • ответов на вопросы педагога, детей; 
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); 
  • сообщения дополнительного материала воспитателем; 
  • загадывания загадок; 
  • рассматривания наглядного материала; 
  • разбора житейских ситуаций; 
  • проведение физкультминуток.

Практический метод используется, когда необходимо: 

  • организовывать продуктивную деятельность; 
  • провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

1.4 Педагогическая целесообразность программы

состоит в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей. Одной из проблем современного образования является то, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Условия и методы реализации программы:

Программа «Добрый мир» рассчитана на детей в возрасте от 2 до 7лет,

Количество занятий в неделю – 3-5 лет-1 раз в неделю,     5-7лет- 2 раза в неделю 

Время проведения: 15- 30 минут.  

 Дни проведения: понедельник/ пятница

Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап (сентябрь )

Изучение методической литературы. Мониторинг. Составление планирования работы с детьми и родителями.

  1. Основной этап (с 1 октября   по 1мая)

Работа по реализации программы.

  1. Заключительный этап (с 1 мая    до 20 мая )

Подведение итогов. Составление презентации.    

  Участники: дети, педагог, родители, священник.

  1.5. Особенности организации образовательного процесса

При разработке программы мы учитывали следующие принципы:

1.Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.

2.Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться  

в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.

3.Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

4.Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи, взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

5.Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности, обучающихся при включении их в разные виды деятельности. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Опирается на зону ближайшего развития.

6.Принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.

Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

Средствами духовно-нравственного воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду. Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия по ознакомлению с окружающим миром, музыкой, изодеятельностью.

В духовно-нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как

восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка

1.6 . Семья и духовно-нравственное воспитание

Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Так как первые годы жизни весь мир человека – это, прежде всего его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищённости и в главной человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь ребенок учится милосердию, состраданию, правдолюбию – именно родители и первые воспитатели закладывают основу духовно-нравственного

воспитания маленького человека. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Задача воспитателя – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.

В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагаем следующее:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- лекторий для родителей с участием священника;

- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

- совместное посещение родителями, педагогами, детьми Храма во время экскурсии; крестного хода;

- организация с родителями субботников в детском саду (облагораживание территории);

- изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);

- организация угощения детей во время утренника;

- консультации;

- выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;

- обмен опытом по духовному воспитанию в семье;

- конкурсы «Хозяюшки», «Мы - семья»;

- выставки семейных работ к праздникам;

- индивидуальное собеседование.

Развлечения: «Масленица». Родители активно принимали участие в выставках «Пасхальный кулич», «Рождество Христово», участвовали вместе с детьми в муниципальном конкурсе «Душа по капле собирает свет»

Разнообразные формы работы позволяют сделать занятия интересными, увлекательными для детей данного возраста. Во время подготовки и проведения занятий мы учитываем психологические индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста  

1.7 Предполагаемый результат:

Программа духовно-нравственного воспитания «Добрый мир» ставит своей целью достичь следующих результатов:

    - Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.

- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

- Субъективное психоэмоциональное благополучие.

- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

- Деятельное отношение к труду.

- Ответственность за свои дела и поступки.

Критерии оценки предполагаемых результатов результатов:

1. с точки зрения детей – через обучение в интересной, увлекательной игровой форме, развитие

индивидуальных способностей в атмосфере заботы и любви;

2. с точки зрения родителей — эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье

детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться,

обеспечивающим возможности беспроблемного обучения в школе.

3. с точки зрения воспитателей- успешные результаты обучения и воспитания, здоровье и

индивидуальный прогресс, высокий духовно-нравственный потенциал личности их воспитанников;

положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ и родителями;

4. с точки зрения руководителя ДОУ - эффективность деятельности воспитателей и ДОУ, как

организационной структуры; высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих

органов образования.

5. с точки зрения государства – качественное выполнение стандарта дошкольного образования и реализацию приоритетных образовательных проектов.

  1. Содержательный раздел

Содержание и формы работы с детьми:

  1. Экскурсии, целевые прогулки.
  2. Просмотр слайдов.
  3. Знакомство с историей храмов, внешним убранством, внутренним убранством, посещение.
  4. Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
  5. Беседы (о правилах поведения в православных храмах).
  6. Чтение (художественной литературы по духовно – нравственной тематике).
  7. Слушание (духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен).
  8. Творческая художественная деятельность детей.
  9. Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.
  10. Эстетические беседы.
  11. Рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях.
  12. Оформление наглядно – иллюстрированного материала «Моя семья».
  13. Совместные творческие работы детей и родителей.


Перспективное планирование работы с детьми 3-4лет:

МЕСЯЦ

ТЕМА

МЕРОПРИЯТИЕ

ЦЕЛЬ:

ИСТОЧНИК

 ОКТЯБРЬ

1 неделя

-

2 неделя

3 неделя

-

4неделя

21сентября-день рождения Пресвятой Богородицы

«Красота

вокруг нас!»

Рассматривание альбома, беседа по теме.

ОД «Крест –символ христианской веры»

1. Прослушивание фонограммы музыкального произведения П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года». (1 мин).  

2. Знакомство с картинами И. Левитана «Золотая осень». «Золотая осень. Слободка».  

3.Чтение стихотворений об осени.

4. беседа воспитателя с детьми

 

Познакомить детей с образом Пресвятой Богородицы.

Пробуждать у детей интерес к наблюдениям за окружающим миром и словесному описанию его.

Пособие

Иллюстрации по теме

репродукции пейзажной живописи И. Левитана 

«Моя малая родина»

«Мы в детском саду»

Праздник

«Покров»

ОД «Где мы живём» Беседа, рассматривание иллюстраций, сбор и выставка материалов об улице, на которой мы живем. Достопримечательности ул.  Московской.

Рассказ, показ дем. материала о правилах поведения в детском саду.

Беседа по теме. Игры.

Учить детей правильно называть место своего рождения, воспитывать интерес к малой родине

Знакомить с правилами поведения в детском саду. Формировать представление о значимости слов вежливости в нашей жизни. Приучать детей помогать друг другу, заботиться друг о друге.

Альбом «Город Балабаново-моя малая родина»

Г.Шалаева, О.Журавлева, О.Сазонова: «Правила поведения для воспитанных детей»

Иллюстрации по теме.

Работа с родителями

  1. Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей»
  2. Участие в выставке «Золотая осень.»

Консультация

НОЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

«Моя семья»

«У нас в гостях бабушка»

Праздник

 « Осенины»

«Моя Родина – Россия»

Рассказ вос-ля, рассматривание семейного альбома

Х/Т «Портрет моей бабушки»

Заучивание стихотворений и песен к празднику. Беседа о труде людей осенью.

Рисование рисунков на тему «Осень золотая»

Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций

«Путешествие в старину»

Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, воспитание уважительного и заботливого отношения к родным. Учить ценить семью, родителей, их здоровье, хорошее настроение, их время. Приучать детей к пониманию того, что слова «матерь», «отче» - особенные, имеют огромное значение для всех людей.

Приобщение детей к народным праздникам и традициям

Знакомство с достопримечательностями, символикой.

Расширить знания детей о жизни народа в старину, рассмотреть предметы быта.

Чтение стихотворений А.В. Бородиной «В день рожденья своей маме», «С мамой», «Папа»., «Бабушка»

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал

Атрибуты к празднику

Иллюстрации по теме. Стихотворения о Родине

Атрибуты из музея народной культуры

3 неделя

-

4неделя

«Икона в доме»

«Москва-столица нашей Родины»

Рассказ вос-ля, рассматривание иконы «Рождество Христово», знакомство с понятиями «Христос», «Богородица», «Божья Матерь»

ОД «Москва –столица нашей Родины»

Знакомить детей с иконой, обогащать словарный запас новыми словами «икона», «Христос», «Богородица», «Божья Матерь».

Познакомить детей с достопримечательностями Москвы.

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал

Чтение стихотворений А.В. Бородиной Божья матерь, помоги!» 

Репродукция иконы «Рождество Христово».

Иллюстрации по теме. Альбом «Москва-столица России»

Работа с родителями

Создание альбома «Моя семья»

фотоальбом

 

ДЕКАБРЬ

1 неделя

-

2 неделя

3-4 неделя

 

«Рождество Христово»

«Храм»

«Добродетели. Послушание»

Создание условий к празднику для радостного воспоминание о нем в душах детей. Рассказ вос-ля, рассматривание иконы «Рождество Христово», слушание колокольного звона «Рождественский», продолжать знакомить с понятиями колокол, колокольный звон, «Христос», «Богородица», «Божья Матерь»

 Коллективная аппликация «Рождественская ёлочка»

Беседа по теме. Чтение сказки « Волк и семеро козлят» Театрализация

Продолжать формировать представление детей о всеобщих ценностях для всех людей, например, праздник – Рождество Христово. Продолжать раскрывать детям содержание иконы Рождества Христова. Обогащать словарный запас новыми словами «Рождество», «Рождественская Ёлка»

Формировать у детей желание быть послушными, слушать взрослых.

Бородина А.В  «Основы православной культуры»: демонстрационный материал

Чтение: Бородина А.В «Рождество Христово» (фрагмент); Бородина А.В «Дорога к храму», «Рождественская Ёлка» (заучивание наизусть), «Без пяти девять».

Репродукция иконы «Рождество Христово».

Фонограммы: В.А. Моцарт «Колокольчики звенят», «Рождественский»

Сказка, иллюстрации по теме

Работа с родителями

Буклет «Семейные традиции»

Буклет

 ЯНВАРЬ

3 неделя

-

4неделя

«Рождественский сундучок»

Чтение потешек, песенок, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Заучивание колядок.

Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством (потешки, пестушки, загадки, песенки); воспитывать любовь к родной природе.

Конспект

«Знакомство детей с русским народным творчеством»   Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

Работа с родителями

  1. Участие в выставке поделок и рисунков на темы «Зима и Рождество»
  2. Рекомендации на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»

Выставка

Рекомендации

 ФЕВРАРЬ

1 неделя

-

2 неделя

«Что такое доброта?»

«Мир вокруг нас»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Чтение сказок «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»

«Экскурсия по детскому саду»

Знакомить детей с системой нравственных норм. Формировать представления о доброте, помощи, дружбе; приучать детей с радостью выполнять поручения взрослых. Объяснить детям, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение

Конспект

3 неделя

4неделя

«Вежливость, внимание»

«Таинство крещения. Ангел.»

Театральное представление сказки «Заюшкина избушка». Чтение стихотворения «Добрые дела».

Рассматривание иллюстраций. Беседа по теме.

Формировать представления о доброте, помощи, дружбе;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведение. Знакомство с православными традициями

Маски к театрализованной дея-ти

Иллюстрации по теме.

Работа с родителями

Стенгазета «Мой папа- защитник Родины»

Стенгазета

  МАРТ

1 неделя

-

2 неделя

 «Мамочка любимая»

Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций женщины с ребенком.

Изготовление подарков, открыток для мам и бабушек

Совместный праздник     «Мама-главное  слово».

Воспитывать чувство любви и уважения к маме, бабушке; вызвать желание помогать маме.

Развивать творческие способности детей, вызвать желание изготовить подарок мамам, бабушкам.

Конспект

3 неделя

-

4неделя

«Музыкальный ларец»

«Проводы Зимы»

Рассказ вос-ля о шумовых народных музыкальных инструментах (погремушке, колокольчике, бубенцах). Рассматривание народных музыкальных инструментов, знакомство с их историей.

Познакомить детей с традициями праздника

Продолжить знакомство с шумовыми народными музыкальными инструментами погремушкой, колокольчиком, бебенцами-бубном.

Приобщение детей к народным традициям

Конспект

«Знакомство детей с русским народным творчеством»   Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

"Воспитание ребенка в русских традициях" Л.В.Соколова

А.Ф.Некрылова.

Атрибуты к празднику. Иллюстрации.

Работа с родителями

Выставка работ на тему «Золотые руки моей мамы»

Выставка

АПРЕЛЬ

1 неделя-

2 неделя

«Пасха-православный праздник»

«Благовещенье."

Просмотр презентации, беседа. Игры.

Х/Т «Роспись яйца»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Познакомить детей с историей и традициями праздника. Развитие творческих способностей.

Презентация. Игры. Атрибуты.

 Иллюстрации по теме

3 неделя

-

4неделя

История Руси

Русский быт

Рассказ вос-ля о духовых народных музыкальных инструментах (свистульке, дудочке)

Просмотр презентации «Как жили наши предки»

Знакомить с духовыми народными музыкальными инструментами (свистулькой, дудочкой)

Иллюстрации, музыкальные инструменты

Работа с родителями

  1. Выставка рисунков и поделок на тему «Пасха красная»
  1. Консультация на тему « Как встретить Пасху Христову?»

Выставка. Консультация

 МАЙ

1 неделя

-

2 неделя

«Народная игрушка»

«9мая- день Победы»

Рассказ вос-ля. Рассматривание народных игрушек, иллюстраций (матрешки, Богородская игрушка), описание внешнего вида, особенностей.

Участие в мини-параде. Акция

 «Подарок ветерану»

Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества.

Формировать патриотические качества, уважение к старшим.

Конспект

«Знакомство детей с русским народным творчеством»  Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

"Воспитание ребенка в русских традициях" Л.В.Соколова

А.Ф.Некрылова.

3 неделя

-

4неделя

«Народные промыслы»

Рассказ вос-ля. Рассматривание народных игрушек, иллюстраций (филимоновская игрушка, дымковская игрушка), описание внешнего вида, особенностей.

Х/творчество «Роспись игрушек»

Знакомить детей с народным творчеством на примере народных игрушек; развивать умение называть свойства игрушек, их качества.

Конспект

«Знакомство детей с русским народным творчеством»  Т.А.Бударина, О.А.Маркеева.

"Воспитание ребенка в русских традициях" Л.В.Соколова

А.Ф.Некрылова.

Работа с родителями

Фотоотчет о проделанной работе!

Фотоотчет

9

Перспективное планирование работы по реализации программы с детьми 4-5 лет

Месяц

Раздел

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Малая родина

ОД «Моя родина-город Балабаново»

 Беседа, рассматривание иллюстраций, сбор и выставка материалов о малой родине.

Консультация на тему: «Роль семьи в духовно – нравственное воспитание ребенка»

ОД «Образ родины моей»

Рисование своего дома, улицы

Создание альбома «Моя малая родина»

«Малая родина, что мы знаем о ней»

Рассматривание достопримечательностей. Конструктивная деятельность «Улица моя»

Анкетирование

Россия –наша Родина

«Великая и прекрасная Россия»

Рассматривание иллюстраций с народами России, их обычаями.

«Невидимый мир»

Ангелы-наши неведомые защитники

Рассматривание иллюстраций по теме

Труд, творчество

«Книга -наш друг и помощник» Библия.

Рассматривание книг, ремонт по необходимости.  Что такое детская библия?

Консультация на тему: «Методы воспитания – какой путь выбрать?» 

Москва-столица России

ОД «Достопримечательности столицы нашей Родины»

Рассматривание иллюстраций по теме, достопримечательностей.

Чтение «Москва-красавица» А.В. Бородиной.

«Праздники круглый год»

«Рождество Пресвятой Богородицы»

Чтение «Рождество П.Б. А.В. Бородиной, рассматривание иллюстраций.

Рисование «Храм»

Октябрь

Ноябрь

Моя Родина большая и малая

ОД «Прекрасная наша Москва» Путешествие по г. Боровску.

Заучивание «В центре столицы» А.В. Бородина

Рисование «Москва в разное время года»

Повторение изученных стихотворений

Труд, творчество

 Священник-кто это?

Знакомство с работой священника-как особым видом труда.

Символы

«Символы в нашей жизни»

ОД «Крест и его значение»

Беседа, рассматривание разных форм креста. Раскрашивание креста

«Праздник круглый год»

ОД «Покров Пресвятой Богородицы»

Чтение А.В. Бородина «Покров ПБ» Заучивание наизусть Н.В. Гоголь «К Тебе о Матерь Пресвятая».

Консультация на тему «Патриотические качества у детей дошкольного возраста»

Государственные символы»

Рассказ о символах России.

Рисование флага России.

.

Православные праздники, иконы, храмы.

Экскурсия в храм Ксении Петербургской.

Рассматривание. внешнего и внутреннего убранства храма. Чтение «Я пойду сегодня в храм. А.В Бородина

Слушание фрагмента пьесы П.И.Чайковского «В церкви»

Совместное посещение храма

«Невидимый мир»

Рисуем храмы

Рисуем храмы Заучивание стихотворения «Дорога в храм» А.В. Бородина

«Крестные. День Ангела»

Рассматривание иллюстраций по теме. Заучивание стихотворения «Ангел мой» Рисование ангела.

Создание альбома «Что в именем моём»

ОД «О монастырях»

Уточняющая беседа о монастырях. Их назначении, о роли монахов. Рассматривание иллюстраций по теме.

Праздник- общая радость

«Храмы и монастыри- главное украшение городов России»

Рассматривание презентации «Великие храмы России», их значение для людей.

Праздник- общая радость

«Осень в гости к нам пришла»

Заучивание стихотворений и песен к празднику. Беседа о труде людей осенью.

Рисование рисунков на тему «Осень золотая»

Помощь в подготовке к празднику

«Государственные и церковные праздники»

Беседа о значении праздников в жизни людей.

Рассматривание икон.

«Работа с православной азбукой»

Заучивание стихотворений. Рассматривание буквы Рисование и закрашивание букв.

Личное и общественное, правила поведения

ОД «Икона в России»

«Красный угол- святое место в избе»

Семья- как ценность

«Слушаем, рассуждаем, учимся поступать правильно»

Чтение рассказов и стихотворений о семье

Повторить стихотворение

«У нас в гостях бабушка»

Чтение стихотворений о бабушке. Рисование портрета бабушки

Участие в празднике ко дню пожилого человека

Декабрь

Праздники круглый год

«Традиции в семье»

Беседа о семейных традициях Чтение художественной литературы.

Пополнение альбома «Моя семья»

Труд, творчество

ОД «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Чтение А.В. Бородина «Введение во храм ПБ», рассматривание иллюстраций, иконы.

«Вежливость»

«Добро спасет мир»

Беседа о добре , милосердии. Чтение художественной литературы

«Святыни»

«Иконы»

Беседа о значении икон в жизни людей. «Великие святые»

Праздник каждый день

«Новый год»

Заучивание стихотворений, песен, танцев. Рисование на тему «Зима»

Участие в выставке рисунков и поделок. Помощь в проведении праздника.

Январь

ОД «Рождество Христово» «Святки»

Чтение А. В. Бородиной «Рождество Христово», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворений, колядок.

Участие в выставке рисунков и поделок.

Труд и творчество

«Подарок для близких»

«Готовимся к Рождеству»

Изготовление подарков к празднику.

Заучивание стихотворений.

Личное и общественное

ОД «Крещение»

Чтение А. В. Бородиной «Крещение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций.

Рассказ о том, как состоялось таинство Крещения.

Семья – как ценность

«Учимся оценивать поступки»

Чтение рассказа В. Осеевой «Добрая хозяюшка» и др.

Беседа о правилах поведения.

Рекомендации для родителей на тему: « Кто такие крестные родители?»

«Праздники каждый год»

«Моя родословная»

Создание альбома «Древо моего рода»

Создание страниц для альбома «Древо моего рода»

Февраль

Личное и общественное

ОД «Сретение Господне»

Чтение А. В. Бородиной «Сретение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций виды Иерусалима и иконы «Сретение Господне».

«Православные ценности»

«Ложь и правда»

Чтение рассказа Осеевой «Косточка». Беседа по прочитанному.

«Семья –как ценность»

«О чем поют колокола?»

Рассматривание Царь-колокола. Беседа о значении колоколов. Прослушивание записи «Перезвон»

«Защитники Отечества»

Рассматривание картины «Богатыри» Беседа по теме. Рисование по теме «Мой папа»

«Праздник каждый день»

«23-февраля»

Подготовка к празднику. Заучивание стихотворений и песен.

Участие пап в празднике. Участие в выставке рисунков и поделок

Март

«Вежливость, внимание»

ОД «Самые близкие и любимые»

Выразительное чтение «Мама», «Утро», «Папа»

Рисование «В нашем доме»

Участие в празднике «8марта- женский день». Выставка рисунков

Нерукотворный мир

ОД «Мы-вежливые»

Беседа о ценности для общего благополучия вежливости, о значении русских слов вежливости.

Консультация на тему:

«Материнство»

«Праздник каждый день»

«Масленица» -проект

Чтение произведений А. В. Бородиной, беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

Помощь в проведении праздника

«Личное и общественное»

«Экскурсия по детскому саду»

Беседа о важном значении выбора профессии. Беседа о правилах общения со взрослыми.

«Вежливость, внимание.

«Знакомство с буквами»

Работа с пособием А.В. Бородиной «Азбука в стихах»

«Храмы и монастыри»

«10 заповедей»

Рассматривание Библии Беседа о заповедях.

Личное и общественное

Экскурсия в храм

Рассматривание внешнего и внутреннего убранства храма.

«Праздники каждый год»

Вход Господень в Иерусалим» Вербное воскресенье

Чтение А. В. Бородиной «Вход Господень в Иерусалим», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

Труд, трудолюбие.

«Благовещение Пресвятой Богородицы»

Чтение А. В. Бородиной «Благовещение Пресвятой Богородицы», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

«Великий пост»

«Птицы –наши друзья»

Рисование на тему «Птицы» Изготовление скворечников. (аппликация)

Изготовление скворечников.

«Праздники каждый год»

«Стоит мост на семь верст»

Беседа о Великом посте. Чтение стихотворений.

Консультация «Питание в Великий пост»

ОД «Православный праздник Пасха» -проект

Чтение А. В. Бородиной «Светлый праздник Пасха», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

Общественное значение храма

«Светлый праздник «Пасха»

Художественная деятельность

1«Приготовим яйца к «Пасхе» Лепка.

2 «Раскрасим яйца» Раскрашивание и создание «Дерево добра»

3. Заучивание стихотворений к празднику.

 прослушивание записи «Благовест»

4Выставка рисунков и поделок к празднику.

С/Р Игра «Семья»

Выставка рисунков и поделок.

«Праздники каждый год»

«Георгий Победоносец»

«День Победы»

Чтение из сборника А. В. Бородиной, беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

Художественное творчество «Открытка ветеранам» Досуг «День Победы» Возложение цветов к обелиску. Участие в параде.

Участие в празднике Фотоотчет

«Вознесение Господне»

Чтение А. В. Бородиной «Вознесение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций, иконы «Вознесение Господня»

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете.

Перспективное планирование работы по реализации программы с детьми 5-6 лет

Месяц

Раздел

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Малая родина

ОД «Красота Боровского района»

Беседа, рассматривание иллюстраций, сбор и выставка материалов о малой родине.

Анкетирование по теме : «Что я знаю о Боровске?»

ОД «Образ родины моей»

Рисование своего дома, улицы

Создание альбома «Моя малая родина»

«Малая родина, что мы знаем о ней»

Рассматривание достопримечательностей. Конструктивная деятельность «Улица моя»

Россия –наша Родина

«Великая и прекрасная Россия»

Рассматривание иллюстраций с видами городов России, достопримечательностей.

«Невидимый мир»

Как создавался мир

Рассматривание иллюстраций по теме

Труд, творчество

Готовимся к школе

Знакомимся с буквами

Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах»

Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы»

Консультация на тему: «Любовь и внимание родителей как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Москва-столица России

ОД «Москва –столица нашей Родины» Виртуальная экскурсия по Москве

Рассматривание иллюстраций по теме, достопримечательностей.

Чтение «Москва-красавица» А.В. Бородиной.

Просмотр видеоролика

«Праздники круглый год»

«Рождество Пресвятой Богородицы»

Чтение «Рождество П.Б. А.В. Бородиной, рассматривание иллюстраций.

Рисование «Храм»

Октябрь

Ноябрь

Моя Родина

ОД «Прекрасная наша Москва»

Заучивание «В центре столицы» А.В. Бородина

Рисование «Москва в разное время года»

Повторение изученных стихотворений

Труд, творчество

Готовимся к школе

Знакомимся с буквами

Чтение А.В.Бородина» Азбука в стихах»

Выполнение задания в альбоме «Интересные буквы»

Символы

«Символы в нашей жизни»

ОД «Крест и его значение»

Беседа, рассматривание разных форм креста. Раскрашивание креста

«Праздник круглый год»

ОД «Покров Пресвятой Богородицы»

Чтение А.В. Бородина «Покров ПБ» Заучивание наизусть Н.В. Гоголь «К Тебе о Матерь Пресвятая».

Консультация на тему «Патриотические качества у детей дошкольного возраста»

Символы

Государственные символы»

Рассказ о символах России.

Рисование флага России.

«Моя Россия»

ОД «Архитектурные символы России»

Рассказ об архитектурных символах столицы. Рисование арх. Символа.

Православные праздники, иконы, храмы.

ОД «О храме»

Рассматривание. внешнего и внутреннего убранства храма. Чтение «Я пойду сегодня в храм. А.В Бородина

Слушание фрагмента пьесы П.И.Чайковского «В церкви»

Совместное посещение храма

Рисуем храмы

Рисуем храмы Заучивание стихотворения «Дорога в храм» А.В. Бородина

Организация выставки «Храмы нашего края»

«Невидимый мир»

«Крестные. День Ангела»

Рассматривание иллюстраций по теме. Заучивание стихотворения «Ангел мой» Рисование ангела.

Создание альбома «Что в именем моём»

ОД «О монастырях»

Уточняющая беседа о монастырях. Их назначении, о роли монахов. Рассматривание иллюстраций по теме.

«Храмы и монастыри- главное украшение городов России»

Рассматривание презентации «Великие храмы России», их значение для людей.

Праздник- общая радость

«Золотая палитра Осени»»

Заучивание стихотворений и песен к празднику. Беседа о труде людей осенью.

Рисование рисунков на тему «Осень золотая»

Праздник.

Помощь в подготовке к празднику

«Государственные и церковные праздники»

Беседа о значении праздников в жизни людей.

Рассматривание икон.

«Готовимся к школе»

«Работа с православной азбукой»

Заучивание стихотворений. Рассматривание буквы Рисование и закрашивание букв.

ОД «Икона в России»

Рассматривание икон «Господь Вседержитель» «Казанская икона Божьей матери»

Личное и общественное, правила поведения

«Слушаем, рассуждаем, учимся поступать правильно»

Чтение. беседа. заучивание наизусть «Душа человека бессмертна»

Повторить стихотворение

Семья- как ценность

«У нас в гостях бабушка»

Чтение стихотворений о бабушке. ФОТОВЫСТАВКА «Моя бабушка»

Участие в празднике ко дню пожилого человека

Декабрь

Семья- как ценность

«Традиции в семье»(продолжение)

Беседа о семейных традициях Создание альбома «Моя семья». Чтение художественной литературы.

Пополнение альбома  «Моя семья»

Праздники круглый год

ОД «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Чтение А.В. Бородина «Введение во храм ПБ», рассматривание иллюстраций, иконы.

Труд, творчество

«Кто создает культуру»

Рассматривание книг, беседа о труде священника, писателей, поэтов, художников, архитекторов.

Рассматривание картин великих художников, икон.

«Святыни на Руси»

«Иконы»

Беседа о значении икон в жизни людей. «Красный угол» и его значение.

Подготовка к школе

«Православная азбука»

Работа с азбукой, раскрашивание и вырезание букв

Подготовка к празднику

«Новый год»

Заучивание стихотворений, песен, танцев. Рисование на тему «Зима»

Участие в выставке рисунков и поделок. Помощь в проведении праздника.

Январь

ОД «Рождество Христово»

Чтение А. В. Бородиной «Рождество Христово», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворений.

Участие в выставке рисунков и поделок.

Труд

«Подарок для близких»

Изготовление подарков к празднику.

Праздник каждый день

«Готовимся к Рождеству»

Заучивание стихотворений.

«Святки»

Чтение стихотворения «Явление Ангелов пастырям» А.А. Фет. Заучивание колядок.

ОД «Крещение»

Чтение А. В. Бородиной «Крещение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций.

Семья – как ценность

Помогаем маме

ЧХЛ о маме и бабушке

Фотоотчет

Февраль

«Праздники каждый год»

ОД «Сретение Господне»

Чтение А. В. Бородиной «Сретение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций виды Иерусалима и иконы «Сретение Господне».

Личное и общественное

Правила поведения в общественных местах

С/Р Игра «Больница» Беседа о правилах поведения.

Рассматривание иллюстраций по теме.

«Православные ценности»

«О чем поют колокола?»

Рассматривание Царь-колокола. Беседа о значении колоколов. Прослушивание записи «Перезвон»

«Семья –как ценность»

«Защитники Отечества»

Рассматривание картины «Богатыри» Беседа по теме. Рисование по теме «Мой папа»

«23-февраля»

Подготовка к празднику. Заучивание стихотворений и песен.

Участие пап в празднике. Участие в выставке рисунков и поделок

«Готовимся к школе»

«Православная азбука»

Работа в альбоме «Интересный мир» Заучивание стихотворений о буквах. Лепка букв.

Март

«Семья как ценность»

ОД «Самые близкие и любимые»

Рисование «В нашем доме» ЧХЛ «Семья»

Участие в празднике «8марта- женский день». Выставка рисунков

«Вежливость, внимание»

ОД «Мы-вежливые»

Беседа о ценности для общего благополучия вежливости, о значении русских слов вежливости.

Консультация на тему:

«Материнство»

Нерукотворный мир

«Святые люди- кто они?»

Рассматривание иллюстраций о Святых людях. Церковь. Священнослужители.

«Праздники каждый год»

«Проводы русской Зимы» -проект

Чтение произведений А. В. Бородиной, беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций. Участие в празднике. Художественное творчество по теме.

Помощь в проведении праздника

Личное и общественное

«Экскурсия по улице «Московской»

Беседа о важном значении выбора профессии. Беседа о правилах общения со взрослыми.

«Готовимся к школе»

«Знакомство с буквами»

Работа с пособием А.В. Бородиной «Азбука в стихах»

«Вежливость, внимание.

«10 заповедей» (повторение)

Рассматривание Библии Беседа о заповедях.(повторение)

«Храмы и монастыри»

Экскурсия в храм

Рассматривание внешнего и внутреннего убранства храма.

Апрель

Личное и общественное

ОД «Сколько общего у нас»

Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о семье. Рисование семьи.

Праздники каждый год»

Вход Господень в Иерусалим» Вербное воскресенье

Чтение А. В. Бородиной «Вход Господень в Иерусалим», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

«Праздники каждый год»

«Благовещение Пресвятой Богородицы»

Чтение А. В. Бородиной «Благовещение Пресвятой Богородицы», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

Труд, трудолюбие.

«Птицы –наши друзья»

Рисование на тему «Птицы» Изготовление скворечников. (аппликация)

Изготовление скворечников.

«Великий пост»

«Стоит мост на семь верст»

Беседа о Великом посте. Чтение стихотворений.

Консультация «Питание в Великий пост»

«Праздники каждый год»

ОД «Православный праздник Пасха» -проект

Чтение А. В. Бородиной «Светлый праздник Пасха», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

«Светлый праздник «Пасха»

Художественная деятельность

1«Приготовим яйца к «Пасхе» Лепка.

2 «Раскрасим яйца» Раскрашивание и создание «Дерево добра»

3. Заучивание стихотворений к празднику.

 прослушивание записи «Благовест»

4Выставка рисунков и поделок к празднику.

С/Р Игра «Семья»

Выставка рисунков и поделок.

Май

Общественное значение храма

ОД «Храм- общий дом»

Беседа по теме Чтение и заучивание стихотворений.

Участие в акции «Бессмертный полк»

«Праздники каждый год»

«Георгий Победоносец»

«День Победы»

Чтение из сборника А. В. Бородиной, беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций

Художественное творчество «Открытка ветеранам» Досуг «День Победы» Возложение цветов к обелиску. Участие в параде.

Участие в празднике Фотоотчет

«Праздники каждый год»

«Вознесение Господне»

Чтение А. В. Бородиной «Вознесение Господне», беседа по прочитанному. Рассматривание иллюстраций, иконы «Вознесение Господня»

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете.

Календарно- тематическое планирование работы кружка «Добрый мир» с    детьми 6-7 лет.

 Октябрь  

Раздел

I раздел: Устроение мира.

Тема и цель

1. «Наш красивый добрый мир».

Цель: ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога.

21 сентября –«Рождество пресвятой Богородицы»

Бог – Творец красивого мира.

2. «Свет. День. Ночь».

Цель: познакомить детей с «Первым днём творения», пробудить интерес детей к окружающему миру.

3. «Небо».

Цель: познакомить детей со «Вторым днём творения», учить видеть и слышать красивое, развивать эстетическое восприятие.

4 «Земля. Вода. Растения».

Цель: познакомить с «Третьим днём творения»; с разнообразием цвета, звучаний в природе, с разнообразием форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения.

5 «Солнце. Луна. Звёзды».

Цель: дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Познакомить детей с «Четвёртым днём творения».

6 «Птицы. Рыбы. Насекомые».

Цель: познакомить детей с «Пятым днём творения, закрепить знания детям о птицах, рыбах, насекомых.

7-8 «Животные». «Человек».

Цель: познакомить детей с «Шестым днём творения». Закрепить знания о животных. Дать представление о человеке – как самом лучшем, красивом творении Бога.

Сотворение человека. Адам – любимое чадо Божие.

Работа с родителями: консультация «Духовно-нравственное воспитание детей»

Работа с детьми

Беседа – игра «Мы отправляемся в путешествие».

Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной

деятельности; наблюдение в соответствии со временем года.

Игровая деятельность: п/ игры «Коршун», «Облако и коршун»; п/игры

«День и ночь», «Море волнуется».

Работа с иллюстрационным материалом.

Рассматриваем икону праздника Рождества Пресвятой Богородицы,

слушание песнопения праздника

Чтение художественных произведений: «Наш мир», «Путешествие воды»,

«Дождик путешественник», стихотворений «Ночь», «Небо», «Безоблачный день»,

«Берёза», «Гроза».

Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

«Здравствуй солнце», «Птицы», «Галки», «Рыбаки и рыбки», «Вороны».

Размышляем – угадываем – рисуем «Человек - чудо»

Обсуждаем «Как устроен человек?»; «Почему Адам –любимое чадо Божие?»;

«Где находится душа?» Игра-угадайка «Какие мы?»

Работа с иллюстрационным материалом.

Чтение художественных произведений: «Спор животных», «Заяц и ёж»,

«Умная собака», «Лиса и крот», «Как на земле появились люди»; стихотворений

«Луна», «Звёзды», «Садик», «Кукушка», «Осень», «День шестой», «Человек»,

«Воскресенье».

Ноябрь

1. «День отдыха».

    Цель: закрепить знания о днях творения. Дать представления о «Седьмом дне»

2. Праздник «Казанской иконы Божьей Матери».

(4 ноября).Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.

3. «Звуки доброго мира»

    Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение.

4. «Русская изба». (Мини-музей).

    Цель: познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями.

5 Красота в звуках, красках, формах окружающего мира

Развитие наблюдательности, умений эстетического восприятия видеть и слышать красивое, слушать собеседника, вести устный диалог

6 Православный календарь– Покров Пресвятой Богородицы

7 В иконописной мастерской Иконы в моём доме

8 Правила семейного жительства. Мои обязанности.

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.

Работа с родителями: «Наши добрые дела. Акция «Поможем бездомным животным».

Музыкальная деятельность: послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон).

Рассматриваем икону Казанской Божией Матери. Слушание песнопения праздника

Рассказ детей на тему «Иконы в моём доме», узнаем о почитании икон на Руси, о чудотворных иконах и иконах, особо чтимых православными христианами.

Экскурсия в мини-музей.

Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

Экскурсия в природу

Рассматриваем икону праздника Покрова Пресвятой Богородицы, слушание песнопения праздника

Заочная экскурсия

Размышляем – обсуждаем– рисуем на тему «Как выглядит православный храм, и почему люди ходят в храм? Слушаем колокольный звон. Игра «Колокола»

Аппликация «Наш храм»

Размышляем – обсуждаем - рисуем на тему «О доброй душе и о дружной семье»

Разучивание песни «Родной дом»

Игра «Дружная семья»

Декабрь

II раздел: Устроение отношений в мире.

II раздел: Устроение отношений в мире.

1. «Кто сотворил добрый мир».

    Цель: дать представления детям о мире, как о даре Бога человеку.

Нормы христианской этики. Человек и его добродетели. Как изобразить доброго и красивого человека. Какой я? Моё послушание и непослушание. Мой добрый помощник – моя совесть.

2. «Быть добрым – хорошо».

    Цель: познакомить детей с нормами христианской этики, пробудить в них желание к приобретению добрых привычек.

  1. «Добрые качества моей души и добрые дела».

Правила и ценности жизни человека

    Цель: учить детей анализировать свои поступки. Закрепить знания о добродетельных качествах души.

4. «Умеем ли мы дружить?».

    Цель: учить детей заботиться о других. Дать понятие о дружбе.

5 Радуга «Добрые правила жизни. Любовь к родителям. Какая она? Размышляем – обсуждаем пословицы и поговорки о семье.

Исполнение песни «Родной дом»

6 Детская библия – священное писание в рассказах и картинках

7.Монастырь – крепость. пристанище, обитель. 

Размышляем – обсуждаем на тему «Для кого и кем строятся монастыри»

  1. День народного единения -

 праздник иконы Казанской

 Божией Матери. История праздника

Заочная экскурсия

Работа с родителями: выставка поделок и рисунков на зимнюю тему.

 Беседа по пословицам: «За добрые дела всегда похвала», «С кем поведёшься, того и наберёшься».

Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии с временем года.

Игра «Тропинка добрых дел». Разучиваем песенку «Если добрый ты»

Рисуем доброго и красивого человека

Рисуем радугу «Добрые правила жизни»

Разучиваем песенку «Если добрый ты»

Размышляем – обсуждаем на тему «Библия, наполняющая мир мудростью»

Рисуем райский сад.

Слушаем-размышляем-обсуждаем на тему «Что такое добродетель»

Игра «Как поступить, если…»

Рисуем доброго и красивого человека

Слушаем-размышляем-обсуждаем на тему «О чем говорит совесть? Как жить, чтобы совесть не укоряла»

Игра «Хочу и надо»

Рисуем на тему «Огонёк совести в человеческой душе»

Игра «Выбор: правильно-неправильно

Игровая деятельность: д/игры «Как называется

дом», «Порядок», «Что хорошо, что плохо», «Как вести себя в течении дня»; п/игра «Выручалки».

 Чтение художественных произведений: «Путешествие с книгой. Творец и его творения»; «Два козлика», «Как Ваня хорошее делал»; стихотворений «В тишине», «Всюду чудеса живут», «Добрый совет».

Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Январь

1. «Праздник Рождества Христова».

    Цель: знакомство с традициями праздника.

2. «О непослушании в рассказах, о творениях».

    Цель: на примере рассказов о животных закрепить представление у детей, что не послушание приводит к беде.

  1. «Святки»
  1. 19 января- Крещение Господне

5.«О трудолюбивых и ленивых».

    Цель: учить детей относится бережно к тому, что создано трудом других людей.

  1. «Наши добрые дела».

    Цель: учить детей оценивать поступки людей.

  1.  Человек и его добродетели

Мой добрый помощник – моя совесть

Работа с родителями: выставка творческих работ на темы: «Рождество», «Зима»

 Беседа: «Рождество Христово»; по пословицам «Терпение труд всё перетрут», «Муравей невелик, а горы копает», «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай».

Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Христос рождается», «Как положено друзьям всё мы делим пополам».

 Игровая деятельность: д/игра «Стрекоза и муравей».

 Работа с иллюстративным материалом.

Чтение художественных произведений: «Непослушный Мишутка», «Три златопёрые рыбки»; стихотворений: «Посидим в тишине».

Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Февраль

  1. «Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных».

    Цель: закрепить понятие доброта.

2. «Если нас обидели».

    Цель: учить детей прощать обиды другому человеку, уметь сдерживать себя и уступать.

3. «Защитники Руси».

    Цель: дать детям представление о православных войнах и героях.

4. «Как следует относиться к людям».

    Цель: учить детей уважительно относиться друг к другу.

  1. Моё Отечество, к котором я живу, моя Москва, которую люблю…
  2. За священными стенами Московского Кремля

7. Видео экскурсия по Москве.

Работа с родителями: оформление стенгазеты «Мой папа-защитник Родины»

Беседа: «Умеем ли мы прощать и мириться».

Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Доброта».

Игровая деятельность: д/игры «Как лучше общаться с друзьями», «Дружная семья», «Кто построил добрый дом?». Обсуждение на тему «Любовь к Отечеству говорит делами. Какая ты, православная Москва?».

Узнаём историю создания храма Христа Спасителя.

Чтение и обсуждение на тему «С чего строилась православная Москва», рассматриваем храмы Московского Кремля.

Рисование на тему «Кремлёвские реликвии»

 Работа с иллюстративным материалом.

Чтение художественных произведений: «Три малыша», «Святой князь Александр Невский», стихотворений: «Обидное слово», «Обида».

Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Март

III раздел: Устроение отношений в нашей жизни.

1. «Скромность и гордость».

    Цель: сформировать представление о качествах души: скромности и гордости.

2. «Моя мама».

    Цель: учить относиться к родителям заботливо и с благодарностью.

3. «Правда и ложь».

    Цель: раскрыть понятие добрых и злых поступков.

4. «Моя семья»

    Цель: помочь детям понять, что значат родители для нас, как важно уважительно относиться к старшим.

Родословная.

5«Православный храм».

    Цель: познакомить детей с православным храмом.

6 О чем поют колокола?

  1. Иерусалим.

Цель: знакомство детей с достопримечательностями святой земли.

Работа с родителями: оформление стенгазеты «Мама-лучшая на свете»

 Беседа: «Можно ли скрыть нечестный поступок», «Какая твоя мама»; по пословицам «Шила в мешке не утаишь».

 Музыкальная деятельность: «Колыбельная», «Мой дом».

 Игровая деятельность: д/игры «Дочки – матери», «Ложь гора», «Что боится хитрая ложь», «Капустка».

Работа с иллюстративным материалом.

Чтение художественных произведений: «Лягушка и вол», «Мама»; стихотворений «Лгун».

Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. Размышляем – обсуждаем пословицы и поговорки о семье.

Рисуем родословное древо своей семьи»

Игра «Дружная семья»

Экскурсия в городской храм

Виртуальная экскурсия

Апрель

1. «Что мы называем Родиной».

    Цель: дать представление о Родине.

2 Масленица. Прощёное воскресение

3 Православный календарь – праздник Благовещения Пресвятой Богородице.

Цель: углубить знания детей о традициях и значении праздника.

4 Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь

 «Балабаново – моя малая Родина»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о родном городе.

5 Православный календарь – Вербное воскресение

6«Традиции праздника Пасхи».

    Цель: в общих чертах рассказать о смысле праздника

 7«День Ангела».

    Цель: знакомство со значением имени человека.

Работа с родителями: консультации на темы «Традиции праздника », « Мои крестные- кто они?»

Пополнить альбом «Балабаново-моя Родина» новыми фото

 Рассматриваем икону праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, слушание песнопения праздника, узнаем традиции этого праздника.

Конструирование из бумаги или солёного теста жаворонков.

Рассматриваем икону праздника «Вход Господа в Иерусалим», слушание песнопения праздника, узнаем традиции этого праздника. 

Участие в игре «Катись, катись яичко на пасхальную страничку. Рисование на тему «Пасхальные Писанки

Созерцание иконы праздника Участие в работе пасхальной мастерской. Слушаем легенду о пасхальном яйце и узнаем, как сделать яйцо пасхальным. Играем в пасхальные игры

Аппликация «Пасхальный подарок для самого близкого и родного человечка»

Беседа: «Чему радуются в праздник Пасхи».

Музыкальная деятельность: слушание песни: «Русь называют Святой», «Колокольный звон», песенка про ангелов.

Игровая деятельность: д/игры пазлы.

Работа с иллюстративным материалом.

Чтение художественных произведений: «Родина»; стихотворений: «Православный храм», «Церковь Божия», «Именины».

Размышляем – обсуждаем– рисуем на тему «Что мы видим в храме?»

Рисуем   правила поведения в православном храме для тех, кто не умеет их читать» Конструирование бумажного макета храма»

Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. Слушаем и обсуждаем песню «Край родной»

Май

1. «Наши меньшие друзья птицы».

    Цель: сформировать доброе отношение к птицам.

2. «Забота человека о домашних животных».

    Цель: сформировать заботливое отношение к домашним питомцам.

3 9мая-день Победы

4 «Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям».

    Цель: учить детей относиться бережно к окружающему миру.

5 «Открытое путешествие в добрый мир».

    Цель: воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками.

6 Сперва аз и буки, а потом науки» Обсуждаем – размышляем на тему «Как создавались книги наших предков? Кто они создатели древних церковных книг?»

Работа с родителями: Принять участие в акции «Бессмертный полк», творческая мастерская « 9мая- день Победы»

Беседа: по картине «Зёрнышки доброты», «Друзья», по пословицам «Чего себе не хочешь, того другу не желай».

Музыкальная деятельность: слушание песни: «Соловей», «Пропала собака».

Игровая деятельность: п/игра «Курочки летят», д/игры «Угадай цветок», «Назови животное».

Работа с иллюстративным материалом.

Размышляем – обсуждаем - рисуем на тему «Про азбуку и буквицы»

Чтение художественных произведений: «Добрый мальчик», «Растите колокольчики», «Голодная птичка», «Находка», «Стыдно перед соловушкой».

Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

  1. Организационный раздел.

3.1. Организация предметно-пространственной развивающей среды

Нами разработаны для детей и родителей игры – презентации по духовно-нравственному воспитанию с использованием современных технологий, которые активно применяются в нашей педагогической деятельности. В группе оформлен православный уголок для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголка содержит православную литературу для детей: раскраски, православные календари для детей, консультативный материал для родителей (О православных праздниках и семейных традициях, библиотека, семейные альбомы, составлены генеалогические древа).

Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания:

Пальчиковые игры, ребусы, кроссворды, загадки, пословицы и поговорки. Изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой:

  • «Православная азбука»
  •  «Узнай и назови икону»
  • «Ангелы наши друзья»
  • «Укрась ёлку к Рождеству»
  • «Назови праздники»

Духовным наставником нашей группы и дошкольного учреждения является отец Дмитрий.  Он встречается с родителями и детьми на праздниках, на родительских встречах, на занятиях, что позволит приблизить детей и взрослых к общению с Богом посредством сопровождения священником. Строим свою работу с родителями таким образом, что каждый родитель поддерживает стремление педагогов к приобщению детей к участию в таинствах Церкви. Во время посещения Храма дети и родители проявляют активный интерес в беседе с батюшкой, рассматривают иконы, узнают о православной церкви, христианском образе жизни.  

3.2.  Учебно-методическое обеспечение программы

1. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. — Изд-е 2-е. — М.: МОФ «ОПК», 2007, 2015.

 2. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Учебнотематическое планирование по Программе Бородиной А. В. «Культура и творчество в детском саду». – М.: МОФ «ОПК», 2016.

 3. Диагностика развития дошкольников по программе Бородиной А.В. «Культура и творчество в детском саду». — М.: МОФ «ОПК», 2016.

4. Бородина А.В. Основы православной культуры: Рождество Пресвятой Богородицы. Для дошкольников. — Изд-е 1–3-е. — М.: МОФ «ОПК», 2006, 2015, 2016.

 5. Бородина А.В. Основы православной культуры: Рождество Христово. Для дошкольников. —Изд-е 3-е. —М.: МОФ «ОПК», 2008, 2015, 2016.

6. Бородина А.В. Основы православной культуры: Крещение Господне. Для дошкольников. —Изд-е 3-е. —М.: МОФ «ОПК», 2009, 2015, 2016.

7. Бородина А.В. Основы православной культуры: Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Для дошкольников. — М.: МОФ «ОПК», 2015.

8. Бородина А.В. Основы православной культуры: Благовещение Пресвятой Богородицы. Для дошкольников. — М.: МОФ «ОПК», 2015.

 9. Бородина А.В. Основы православной культуры: Покров Пресвятой Богородицы. Для дошкольников. — М.: МОФ «ОПК», 2015.

10. Бородина А.В. Основы православной культуры: Пасха Христова. Для дошкольников. — М.: МОФ «ОПК», 2015.

11. Бородина А.В. Основы православной культуры: Сретение Господне. Для дошкольников. — М.: МОФ «ОПК», 2015.

12. Бородина В.А. Навстречу прекрасному миру: Стихи и творческий альбом для детей дошкольного возраста. Часть 1. — М.: МОФ «ОПК», 2015.

13. Бородина В.А. Навстречу прекрасному миру. Стихи и творческий альбом для детей дошкольного возраста. Часть 2. — Изд. 2-е. — М.: МОФ «ОПК», 2015.

14. Бородина А.В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для дошкольников: в 2-х ч. Часть 1. — Изд. 2-е. — М.: МОФ «ОПК», 2007,2016.

15. Бородина А.В. Основы православной культуры. Демонстрационный материал для дошкольников: в 2-х ч. Часть 2. — Изд. 2-е. — М.: МОФ «ОПК», 2008,2016.

16. Бородина В.А. Азбука в стихах. (Серия «Готовимся к школе»). – М.: МОФ «ОПК»,2015.

 17. Бородина В.А. Интересные буквы: Задания к Азбуке в стихах. (Серия «Готовимся к школе»). — Изд. 2-е. — М.: МОФ «ОПК», 2016.

18. Бородина А.В., Бородина В. А. Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста. — Изд. 2-е. — М.: МОФ «ОПК», 2016.

19. Бородина В.А. Интересно устроен мир: Стихи, загадки, задания для детей дошкольного возраста. (Серия «Познаём мир»). — М.: МОФ «ОПК», 2015.

20. Бородина В.А. Наш мир: Игра-лото (Серия «Играем, познаём, учимся, закрепляем»). — М.: МОФ «ОПК», 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Программа дополнительного образования детей «Основы современного танца» Возрастная категория: 5-7 лет Программа рассчитана на 2 года

       Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасн...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...