Значение подвижных игр с правилами в развитии социально-уверенного поведения
статья

Сафронова Елена Петровна

В развитии социально-уверенного поведения детей дошкольного возраста подвижная игра играет огромное значение, она оказывает целостное гуманистическое воздействие на личность ребёнка, позволяет стимулировать его индивидуальность, уникальность, неповторимость, создаёт среду, в которой ребёнок может выработать положительную самооценку и приобрести дополнительную уверенность в своих силах. Одной из форм игры, распространённой у дошкольников, является игра с правилами. В этих играх отношения определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Дети получают определённые указания, что и при каких обстоятельствах можно делать и чего нельзя (например, нельзя забегать за установленную черту, перебегать круг и т.д.). Правила указывают способ действия, как ловить, как двигаться, останавливаться по условному сигналу и другие.

В старшем дошкольном возрасте повышается интерес к играм, не имеющим сюжета, построенным на выполнении интересных для детей заданий (например, пройти по бревну не столкнув ребёнка, идущего навстречу, пройти мимо расставленных предметов, не уронив их и т.д.). Детей привлекает преодоление затруднений, опасности: “Нельзя шевелиться, иначе выбываешь из игры (“Море волнуется”, “Интересно, чтобы ленточку не взяли”, игра “Ловишка с ленточками” и т.д.)

         Возрастающая активность детей проявляется в большей смелости, решительности, находчивости. Помимо игр, в которых соревнования проводятся между отдельными детьми, вводятся игры, в которых есть доля коллективной ответственности. Они требуют от участников способности к сотрудничеству, творчества во взаимной борьбе за победу и соблюдения правил честной игры. Например, в игре “Передай мяч” стоящие первыми получают по мячу и после сигнала начинают одновременно передавать его следующим и так до стоящих последними. Выигрывает группа, первой завершившая передачу своего мяча. Здесь каждый отвечает перед другим за своё действие. Неудача одного отразится на результатах всей команды. Такие игры дисциплинируют, хорошо воспитывают выдержку, внимание, концентрацию, изменяются и взаимоотношения детей. Вводятся игры, в которых требуется большая согласованность действий между играющими. В игре “горелки” надо успеть быстро соединиться со своей парой, в игре “Рыбаки и рыбки” суметь поймать рыбку, взявшись за руки и т.д. Дети начинают интересоваться не только своими результатами в игре, но и результатом сверстников, их начинает привлекать исход игры: никого не поймали, все успели спрятаться, удалось освободить пойманного. Всё это даётся детям не сразу.

Организованность, более осмысленное отношение к играм, приобретается благодаря систематическому, целенаправленному руководству играми детей. При проведении подвижных игр с правилами, должны создаваться условия, при которых выступают такие качества ребёнка, как решительность и нерешительность. В этих условиях дети приучаются действовать дружно, сообща. Следует обращать внимание на воспитание выдержки у детей. Перед детьми ставится задача – начинать или заканчивать действовать только по сигналу. Наиболее трудно даётся детям быстрое прекращение игры по сигналу. Перед игрой напоминаем про сигнал, иногда ставим определённые условия, например, “На три удара в бубен всем быстро подойти ко мне, кто сразу не подойдёт, один раз не участвует в игре.” Условия, оговорённые заранее, хорошо организуют, дисциплинируют детей, воспитывают умение сдерживать свои порывы, капризы, эмоции, подчиняться требованиям коллектива, развивают у детей желание играть дружно, помогать друг другу.

Педагог, оставаясь организатором игры, предоставляет детям большую самостоятельность. Особенно это относится к хорошо известным детям играм. В этих случаях нужно стараться привлечь внимание детей к результату игры, подчёркивать соревновательный момент в игре, например, кто лучше выполнит движение, больше наловит, скорей прибежит и т.д. При этом необходимо пробуждать интерес не только к своим результатам, но и к успехам своих сверстников, воспитывать внимание, умение порадоваться за тех, кому удалось прибежать первыми, кто больше поймал детей, ни разу не уронил мяча и др.

         В руководстве игрой необходимо не допустить у детей перевозбуждения, так как это снижает положительный настрой на игру, может привести к без инициативности, пассивному поведению. Поэтому можно проводить игры большой и малой подвижности. Игры усложняются по содержанию и правилам постепенно. Это достигается за счёт повторения знакомых действий, но с повышенными требованиями.

         Для развития уверенности детей обязательно нужно поощрять их самые разнообразные достижения и успехи, связанные с их поведением, физической подготовленностью, спортивным и художественным мастерством, знаниями и т.д.

         Подвижные игры с правилами проходят весело, интересно, увлекательно, развивают у детей коллективную направленность, служит фундаментом для развития подлинных человеческих эмоций.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста

Социально неуверенные дети - это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.  На занятиях необходимо создавать условия для переживания общности с...

Конспект занятия для старшей группы "Развитие социальной уверенности у дошкольников. Путешествие на планету Барбарелла"

Одна из важнейших задач пелагога-формирование у детей уверенности в себе и в своих силах,а так же позитивного отношения к себе и к окружающему миру. Именно поэтому я стараюсь помочь ребенку приобрести...

Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное в...

Развитие социальной уверенности у дошкольников

Материал из опыта работы воспитателя логопедической группы предлагается для всех, кого заинтересует эта тема....

Особенности педагогической работы по развитию социальной уверенности у детей с ЗПР.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет ...