Опыт работы "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Скурятина Анна Александровна

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Из опыта работы

учителя – логопеда Скурятиной Анны Александровны

Многие ученые занимались исследованием вопросов детской психологии и педагогики. И они пришли к поразительным выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие мелкой моторики рук. И все мы знаем, что эта треть расположена очень близко к речевому центру, поэтому можем считать, что двигательная активность кистей и пальцев ответственна за речь человека. Значит в связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка является одной из важных задач при обучении речи наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего практического опыта доказывают, что выводы ученых оказались правильными. Мелкая моторика оказывает существенное влияние на формирование мыслительных навыков, памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе коррекции развития. Именно поэтому так важно, чтобы постепенное развитие мелкой моторики планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка. Развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал.

Актуальность опыта

Организация системы работы развитию мелкой моторики детейпозволяет:

  • создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
  • разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы развития мелкой моторики, внедрять инновации
  • расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения
  • успешно осваивать  сенсорные эталоны.

Условия возникновения опыта

Развитие мелкой моторики каждого ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного развития и осуществления разных видов деятельности, формирования разнообразных способностей, и в результате работы готовности ребенка к школьному обучению.

Начала я свою работу со сбора и анализа информации по этой проблеме, изучила исследования ученых, разнообразную педагогическую литературу.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше положения, можно сказать,что развитие мелкой моторики детей с ОВЗ можно назвать   приоритетным и имеет важное значение в развитии ребенка.

Ведущая педагогическая идея

Игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, поэтому развитие мелкой моторики детей осуществляю через игровую деятельность.

  • Играя, ребенок с ОВЗ учится осязанию, восприятию и усваивает доступные уровню его развития и текущего соматического состояния сенсорные эталоны;
  • учится по возможности сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение;
  • развивается и познает мир.

Знания, полученные во время игры помогают детям и в жизни.

На логопедических занятиях я использую такие развивающие игры, как пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, шнуровки, а так же деревянные пазлы, су-джок мячики.

В течение учебного года мною был разработан учебно-методическое пособие по развитию артикуляционной моторики, в котором собраны артикуляционные упражнения и указания по их выполнению.

Свою работу по развитию мелкой моторики начала с детьми старшей группы. У них были сформированы навыки самообслуживания, но мелкая моторика была развита плохо. В начале своей работы я провела диагностическое обследования состояния мелкой моторики рук.

Проведенная диагностика показала, что 70 % детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30 % - средний.

Для наибольшего удобства, я использовала такие виды работы, как:

-пальчиковые игры;

-игры с предметами;

-игры с прищепками;

-развитие графической моторики;

-дидактические игры.

Знакомство с играми по мелкой моторике я начинаю с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик…», «Кулак, ребро, ладонь», «Заяц – коза» и др.). Затем детям предлагаю игры более сложного характера: с левой или правой рукой («Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками («Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

В моей работе нужно развивать у детей мелкую моторику, но и артикуляционную. С этой целью мною созданы 2 пособия.

Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

 Не так давно в моем логопедическом пункте был проведен проект среди старших дошкольников по развитию мелкой моторики рук. Целью данного проекта являлось создание различных дидактических материалов по развитию мелкой моторики. В ходе эксперимента были собраны картотеки по развитию мелкой моторики.

Представленный опыт работы, дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации устной речи у детей старшего дошкольного возраста.

 Чтобы заинтересовать мам и пап, я подготовила информацию по теме и поместила в родительский уголок под рубрикой «Чем можно занять детей дома», Например: «Мастерим игрушки вместе», «Игры с песком и водой дома», «Развивающие игры на кухне» и т.д. Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома. Я приглашала родителей поучаствовать в различных мероприятиях, викторинах, развлечениях, а также устраивала дни открытых дверей, где они могли посетить любую образовательную деятельность или режимный момент и посмотреть, как и чем занимаются дети.

Результативность опыта

В результате проделанной работы у детей с ОВЗ прослеживается положительная динамика:

  • Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
  • Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия, увеличивается время активного внимания.
  • Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.
  • Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
  • Они любопытны, активны, эмоциональны, стремятся к общению.

Заключение
      Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов,  кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы " Использование техник тестопластики как средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста ."

Лепка из солёного теста имеет важное значение для развития мелкой моторики кистей обоих рук ,зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов ,формирования умений и навыков работы ...

Опыт работы по творческой теме: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (крупотерапия)»

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая раб...

Педагогический опыт работы на тему: Оригами как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Цель опыта: –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие       дошкольников  в     процессе  овладения элементарными ...