Самообразование
методическая разработка

Бадмаева Наталья Павловна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.docx23.17 КБ
Файл s1.docx25.12 КБ
Файл s2.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                План по самообразованию старшая группа «Смешарики»

                   Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей старшей группы»

Воспитатель: Бадмаева Наталья Павловна

Актуальность

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Обще-речевое развитие детей является основой для обучения грамоте. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным.

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей  к обучению звуковому  анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать             печатные буквы.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

- различать гласные и согласные звуки;

- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

- по слоговые и слитные способы чтения

                   

Месяц

             Формы работы

Пополнение предметно-пространственной среды

Изучение методической литературы по теме СО

(автор, название, год издания, издательство)

с детьми

с родителями

 сентябрь

 Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки

 Беседа «Артикуля ционная гимнастика»

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

октябрь

Использование новых дидактических игр по обучению грамоте

Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»

Изготовление дидактичес кого материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс  2000г

ноябрь

Подбор материала по формированию графических умений.

Беседа «Как подгото вить руку к письму?»

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнас тикой. Оформление карто теки с пальчиковыми игра ми.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г

декабрь

Использование пальчиковых игр

Оформление консуль тации для родителей «Развитие мелкой мо торики у детей»

Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г

январь

Знакомство с обводками и штриховками

Оформление консуль тации для родителей «Игры с буквами для дошколят»

Изготовление дидактичес ких игр: «Слоговые табли цы», «Составь слово»

Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г

 февраль

 Обновление обводок, штриховок.

Беседа «Определение гласных звуков»

Пополнение картотеки с чистоговорками и скорого ворками

. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

 март

Обновление наглядно го материала на звуки

Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация»

Изготовление дидактичес ких игр

Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

 апрель

 Досуг «В стране зву ков»

 Оформление памятки для родителей «Стра на букв»

Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

май

Анализ работы.

Итоговое родительс кое собрание

Отчет о проделанной рабо те

Отчет о проделанной рабо те

                                                  Методическая литература

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
  2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс  2000г
  3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г
  4. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г
  5. Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
  6. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
  7. Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
  8. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.



Предварительный просмотр:

                              План по самообразованию средняя группа «Смешарики».

                             «Организация творческих мастерских в группе».

Воспитатель: Бадмаева Наталья Павловна.

Актуальность:

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Ребенок, познавая окружающий вокруг него мир, растет и развивается. Творческий процесс играет немаловажную роль в жизни малыша. Это может быть лепка из пластилина, карандаши и альбом, холст и краска, цветная бумага и клей, поделки из природных материалов и многое другое. Благодаря творческому процессу дети развивают фантазию и воображение, приобретают усидчивость и развивают моторику пальчиков.

Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребенок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учится видеть «конечный результат».

«Творческая мастерская» - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще может ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской»? Здесь есть все для того, чтобы творить.

Использование мастерской, как формы работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности, значительный плюс состоит в добровольности работы, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию симпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.

Цель работы: В творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и креативной личности, развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к предметному миру.

Задачи: 1. Формировать интерес к процессу и результату совместной деятельности, умение согласовывать свои действия путём создания творческих ситуаций;

2. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка;

3. Развивать творческие и дизайнерские способности в процессе ознакомления

детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями;

4. Воспитывать эстетическое отношение,  радость и удовольствие от творческой работы.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Младшая группа: Программа, конспекты: Пособия для педагогов дошк. Учреждений.М. : Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2003- 144с.: ил.

2.Комарова Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно – творческих способностей. Дошкольное воспитание. – 1998.- № 1, с 65

3.Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий /авт. – сост. В.Ю. Дьяченко и др.- Волгоград: Учитель, 2007. 271 с.

4.Горяева Н.А. Маленький художник; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011. 96с.: ил.

5.Новикова И.В. «Конструирование из бумаги в детском саду 4-7 лет» Издательство: "АСТ Астрель" (2008) Формат: Мягкая бумажная, 96 стр.

6.Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Поделки из бросового материала»   Издательство: "Скрипторий 2000" (2012) Формат: мягкий, 80 стр.

Работа с детьми

Сентябрь – май.

Диагностика творческих способностей

Систематизация полученных

результатов диагностики,

составление плана и конспекта по

художественному творчеству.

Мастерская Осень

Сентябрь

Дары осени.

«Ёжик и осенние деревья» - коллективная работа из осенних листьев.

«Яблоко» (аппликация из цветной бумаги) -работа в паре.

Октябрь-ноябрь

Поделки с детьми из природного материала

Конкурс и выставка детских работ «Осенние фантазии».

«Фрукты в вазе» - пластилинография.

Социальная акция «Игрушки для детей».

Поделки для мам «К дню матери».

Художественная мастерская

декабрь

Работа с различным материалом

«Мастерская Деда Мороза»

Плоскостной (аппликативно-графический) дизайн –книжка-самоделка «Зимняя книга».

Коллективная работа по аппликации «Медведь в берлоге», «Зимний лес».

Театрализованная мастерская

Январь

Работа из бросового материала.

Проектная деятельность.

Мастерская игрушек (мебель из спичечных коробков, игрушек из коробочек).

Театрализованная сказка «звери в зимнем лесу».

Творческий проект "Игрушки из бабушкиного сундука".

Сувенирная мастерская.

февраль-март

Работа с тканью.

Сувениры для праздника «Сагаалган».

Мастер класс для Д/и«Подбери лоскуток»,

«Бабушкина шкатулка».

Изготовление подарков для пап

апрель

Сувенирные работы.

Открытки к дню космонавтика.

Поделки сувениры «Курочка с пасхальным яичком»,

«Солнышко» (коллективная работа) - из компакт дисков и спагетти.

май

Диагностика творческих способностей.

Стенд «Они сражались за Родину».

Систематизация полученных результатов диагностики.

Работа с семьёй

Сентябрь-май

 

Консультация для родителей: «Аранжировки из природного и бросового материалов»

- Беседа с  родителями:   «Бросовые материалы, которые можно использовать в детском творчестве»

 Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у дошкольников»

Папки передвижки «Ум на кончиках пальцев».

Памятка для родителей детей дошкольников«Роль родителей в развитии у детей фантазии и воображения».

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Поделки из бросового материала».

Совместная работа с родителями «По следам зайчика, сменить белую шубу на серую».

Самореализация

Открытый показ нод в средней группе.

Открытое занятие «Мастерская игрушек»



Предварительный просмотр:

Тема для самообразования:  "Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности".

        

Актуальность темы: Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

         Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

         Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

         Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

         Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие

ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса,

совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат.

        Цель:Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра.

         Задачи:

1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми

материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей

становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

2. Осуществить взаимодействие родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

3. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.

6. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразованием.

7. Работа с родителями по данной теме (родительские собрания, консультации, памятки).

8. Обобщить опыт работы по данной теме.

         Этапы реализации:

 Подготовительный (Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; формулирование личной индивидуальной темы, осмысления последовательности своих действий);

 Основной (На этом этапе происходит знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;  накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы. ).

 Итоговый (На этом этапе подводятся итоги своей самостоятельной работы, обобщаются наблюдения, оформляются результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формирование общих выводов и определение перспектив в работе. ).

 

 

План работы по теме самообразования.

Месяц

Организация работы с детьми

Организация работы с воспитателями

Ожидаемый результат.

Сентябрь

Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.

 

Музыкальное развлечение «Огородная семейка»  (ясли);

Музыкальное развлечение «Витаминки в корзинке»;

Подготовка театральной сценки ко дню воспитателя (подгот.гр.).

Помощь в изготовлении недостающих атрибутов, ширмы, масок, разнообразных видов театров:бибабо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, варежковый театр, и т.д.

 

Мастер-класс по театральной педагогике для воспитателей.

Пополнение фонда различных видов театров.

 

Интерес детей в театрализации.

Октябрь

Обучение детей имитировать характерные действия персонажей.

«Осенняя сказка» «кукольный театр» (ясли)

Подготовка к осенним утренникам.

Повышение уровня педагогических знаний. Наличие консультативного материала.

Ноябрь

Беседа с детьми о театре.

 

«Звери в гостях у ребят» (игровая деятельность)(ясли)

 

Подготовка ко дню Матери

 Подготовка к утренникам. Помощь в проведении игровой деятельности.

.

Фотоотчёт.

 

Расширение кругозора детей.

 

Декабрь

« Волшебный снежок» Новогодние праздники для каждой группы (все группы)

Подготовка декораций, костюмов и реквизита к новогодним представлениям.

Костюмированный праздник.

 

Фотоотчет.

 

Январь

Инсценировка сказки «Теремок». Обучение  детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в обыгрывании в лицах по ходу рассказывания воспитателем сказки; развивать творческую инициативу и желание действовать с масками.

 

Знакомство  с миром театральных профессий.

 

Знакомство с русской культурой, инсценировка святочных Колядок.

Помощь в изготовлении модели настольного театра к русской народной сказке «Теремок».

 

Изготовление моделей настольного театра и масок.

Повышение умения и знаний детей в сфере театрализованной деятельности.

 

Расширение кругозора в сфере русской культуры и традиций.

Февраль

«Игрушки в детском саду» игровой досуг (ясли).

 

Подготовка ко Дню Защитника Отечества.

 

Работа над выражением чувств и эмоций.

 

Мимические этюды у зеркала.

Совместное создание картотеки настольных игр для работы с детьми.

 

Подготовка ко Дню Защитника Отечества.

Способствование выражению детских эмоций в процессе театрализованной деятельности.

Март

« В поисках мамы» кукольный театр (ясли)

 

Подготовка к 8 марта

 

Способствовать развитию творческого мышления и воображения.

Подготовка к 8 марта.

 

Повышение умения и знаний детей, развитие креативности и воображения.

Фотоотчет.

Апрель

Подготовка театральных номеров к празднику смеха «Цирк, цирк, цирк!» (старшая и подготовительная группы).

 

Кукольные представления  для ясельной и младшей группы.

 

Разучивание стихов, песен, загадок, чтение сказок. Язык жестов.

Помощь в подготовке номеров и изготовлении атрибутов для праздника.

Освоение детьми языка жестов для более яркого выражения художественных образов.

 

Фотоотчёт.

Май

Создать радостное настроение, подвести итог занятий за год.

 

 

Мероприятие «День Победы» в старшей и средней группе.

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Освоение детьми предложенного за год материала.

Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;

• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест,

интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;

• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою

индивидуальность;

• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями,

скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со

сверстниками и взрослыми;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...