Использование малых фольклорных форм в педагогическом процессе.
статья (младшая группа)

Карнеенкова Ольга Алексеевна

Использование малых фольклорных форм в педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование малых фольклорных форм в педагогическом процессе.

Одна из задач воспитания детей младшей группы – формирование у них предпосылок нравственного поведения и эмоционального развития детей. Особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего, воспитателю необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методам воспитания малышей служат непосредственное общение с детьми и воспитателями.

Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно повторить. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.

Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительный настрой.

Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при  неоднократном их выполнении, навык становится прочным.

Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Педагогу важно видеть, как происходит нравственное развитие каждого ребенка, как меняется проявления его отношения к сверстникам, к правилам общественного поведения. Для этого он гибко и целенаправленно предлагает жизненные различные ситуации, поощряет и доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Игровые приемы используются воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивает более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процессе воспитание получается очень естественным, ребенок не ощущает себя объектом.

Игры – занятия, проведенные с целью воспитания у детей культуры поведения, имеют свою специфику. Они органично вписываются в такие разделы воспитательной работы как, «Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи» , «Ознакомление с окружающим и развитие речи».

Планируя свою работу воспитатель особое внимание удаляет формирование таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как  следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремление народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, художественное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языков средств выразительности(сравнение, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во в сем его многообразии и противоречивости.

С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать то или иное чувство: огорчение, нежность, ласку, удивление, предупреждение  и.т.  

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития культуры, мышления и знаний детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.  Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания.  Уметь доказывать – это не только уметь правильно ,логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Чтобы дети быстрее овладели описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие  художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать   вкус к точному и образному слову. В качестве образцов берутся литературные  произведения, иллюстрации, картины. При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов , возможно использовать народные песенки, потешки,  пестушки, пальчиковые  игры. С их помощью возможно развить фонематический слух , так как  они используют звукосочетания   - наигрыши , которые повторяются несколько раз в разном темпе , с различной интонацией. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем  осознать красоту родного языка, его лаконичность ,изложению собственных  мыслей ,формированию образности речи , словесному творчеству детей. Например: курочка-тараторочка,

           По двору ходит,

           Цыпляток водит,

           Хохолок раздувает,

           Малых деток потешает.

Сказки- это нравственный кодекс народа- удел честного, умеющего постоять за свое достоинство человека. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их .разнообразен  сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («курочка ряба», «репка»),и сказки с острым захватывающим сюжетом («кот, петух и лиса») . стремясь пробудить в детях лучшие чувства , уберечь их от черствости ,эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра , представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. Целям нравственного воспитания служат сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание  детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие  сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывает интерес к нему. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Например: дети трех лет называют медведя из сказки «теремок»добрым, хорошим. Рассказывать сказку надо неоднократно. при первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает ,так как ребенок все более вникает в ход событий , яснее становится для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.  Больше вслушивается  теперь малыш и в звучание самой речи , запоминает отдельные понравившиеся ему выражения  .сказка  волнует его самого ,захватывает его воображение, чувства. Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку. например: (с помощью настольного театра).

Фольклор в воспитании эмоционально–речевого развития детей играет  важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать  его духовный мир, развивать патриотизм, уважение  к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию, является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.

Литература:

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка - Синтез, 2010
  3. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  4. Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. - Ханты- Мансийск.: ГУИПП "Полиграфист", 1999.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. - М.: "Школьная Пресса", 2003.
  6. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4
  7. Князева О.Л. , Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М: «Просвещение», 2009г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм.

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про...

Использование малых фольклорных форм в процессе общения с ребенком первого года жизни с особыми возможностями здоровья

Использование малых форм фольклора в процессе работы в группе СРП с детьми до года и помощи матери в установлении эмоционального контакта с ребенком, имеющим нарушения в развитии....

Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников

 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка инт...

Выступление на педагогическом совете: «Использование малых фольклорных форм в проектной деятельности по развитию связной речи дошкольников»

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение.Ссылка на проект по данной тематике:https://nsportal.ru/det...