Влияние сказкотерапии на эмоциональное развитие дошкольника
методическая разработка (младшая группа)

Аксенова Марина Борисовна

Дошкольное детство – важный период развития эмоций ребенка, его впечатлительности, открытости новому. Дети в этом возрасте воспринимают социальные и культурные ценности, налаживают взаимоотношения с другими детьми и окружающими взрослыми.  Одним из самых эффективных инструментов для этого является включение детей в совместную деятельность. Эмоциональные переживания детей во время содержательной деятельности зависят, в первую очередь, от структуры деятельности. Во время сюжетно-ролевых и подвижных игр, во время проведения арт-терапии и сказкотерапии (драматизированных игр) происходит изменение психоэмоциональной сферы дошкольника, формируется творческое отношение к жизни, развитие способностей к решению нетривиальных задач, выбору вариантов решения. Ребёнок получает уверенность в своих силах, осознает свои сильные и слабые стороны, учится контролировать эмоции, может воспроизвести и пережить негативную ситуацию, прочувствовав таким образов отрицательные эмоции и отпустив их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – важный период развития эмоций ребенка, его впечатлительности, открытости новому. Дети в этом возрасте воспринимают социальные и культурные ценности, налаживают взаимоотношения с другими детьми и окружающими взрослыми. С одной стороны, в это время у детей формируются понятия нравственности и гуманизма, сострадания и сопереживания, с другой стороны – дети в этом возрасте не могут в полной мере осознавать и управлять своими эмоциями. В дополнении к собственному неумению работать со своими эмоциями идёт не всегда правильное понимание эмоций других детей, что мешает установлению доброжелательных отношений в детском коллективе.

Таким образом, одной из главных целей дошкольного воспитания является формирование социальных, духовных, нравственных качеств детей. Педагогам следует помогать детям распознавать собственные эмоции, чувства, побуждать детей к сопереживанию окружающим, поощрять стремление к сотрудничеству и позитивному самовосприятию.

Одним из самых эффективных инструментов для этого является включение детей в совместную деятельность. Эмоциональные переживания детей во время содержательной деятельности зависят, в первую очередь, от структуры деятельности. Во время сюжетно-ролевых и подвижных игр, во время проведения арт-терапии и сказкотерапии (драматизированных игр) происходит изменение психоэмоциональной сферы дошкольника, формируется творческое отношение к жизни, развитие способностей к решению нетривиальных задач, выбору вариантов решения. Ребёнок получает уверенность в своих силах, осознает свои сильные и слабые стороны, учится контролировать эмоции, может воспроизвести и пережить негативную ситуацию, прочувствовав таким образов отрицательные эмоции и отпустив их.

Дошкольнику, в соответствии с его уровнем развития, наиболее доступна форма метафоры, проявляемая в сказках. Через сказку ребенок учится понимать ситуацию, оценивать её; принимать решения и осознавать последствия своих поступков.

Современная сказкотерапия как метод популярна как в педагогике, так и в детской психологии. Ярким примером этому является такой прием сказкотерапии как «Сочини сказку».

Возможности сказкотерапии весьма обширны:

1. Сказка является путём передачи опыта, понимания добра и зла, с её помощью передаются и закрепляются социальные паттерны поведения.

2. Сказкотерапия помогает прожить и скорректировать определенные фобии, страхи ребенка.

3. Многообразие вариантов развития «придумай сказку» позволяет моделировать практически любую ситуацию.

С помощью сказкотерапии развивается эмоциональная сфера дошкольника. Сказка помогает ребенку отождествлять себя с положительными сказочными героями, таким образом закладывая нормы социального поведения и помогая личностному и духовному росту.

Сказки, в зависимости от поставленных целей, могут быть разных типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические. В процессе образовательной деятельности педагогу важно понимать, какой тип сказки и для чего используется в работе.

Резюмируя, можно сказать о том, что роль сказки в становлении ребенка как личности очень велика. И задачей педагога является выбрать правильный метод воздействия на дошкольника с помощью сказки и помочь ему раскрыть свой эмоциональный и психоинтеллектуальный потенциал.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное развитие дошкольников

Музыкотерапия -как одно из важнейших методических средст, влияющих на психическое  здоровье ребенка дошкольного возраста....

«Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие дошкольников»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

"Влияние методов сказкотерапии на речевое развитие дошкольников с ЗПР"

Исследуется влияние применения  элементов сказкотерапии в старшей дошкольной группе...

Сказкотерапия как средство эмоционального развития дошкольников

Нам, взрослым, сказки кажутся пройденным материалом, на самом деле, сказки таят в себе много неожиданных открытий. Даже простое чтение сказок дает удивительный эффект и помогает ребенку преодолеть раз...

Статья на тему: «Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное развитие дошкольника»

:Статья на тему: «Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное развитие дошкольника»  раскрывает все  возрастные этапы эмоционального развития ребёнка  ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СКАЗКОТЕРАПИЯ - как средство эмоционального развития дошкольников»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СКАЗКОТЕРАПИЯ  - как средство эмоционального развития дошкольников»Сказкотерапия - естественная форма общения и передачи опыта...