ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ
консультация

Одной из важнейших задач в ДОУ – является трудовое воспитание и обучение дошкольников, привития уважения к нему. Чтобы воспитать трудолюбивого человека, необходимо включать его в трудовые действия с самого раннего детства. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, он способствует развитию мышления, внимания, творческого воображения, умения ставить цели и стремиться к достижению их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_v_trude.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ

                                                        

Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Приучение к труду способствует приобретению навыков самообслуживания, дети учатся следить за чистотой и порядком в групповой комнате, ухаживать за цветами, убирать игрушки и др.

«Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанника, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии» [7].

Одной из важнейших задач в ДОУ – является трудовое воспитание и обучение дошкольников, привития уважения к нему. Чтобы воспитать трудолюбивого человека, необходимо включать его в трудовые действия с самого раннего детства. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, он способствует развитию мышления, внимания, творческого воображения, умения ставить цели и стремиться к достижению их.

Особенности трудовой деятельности заключается в том, что:

  1. Труд ребенка тесно связан с игрой. Дети младшего дошкольного возраста выполняя трудовую задачу, чаще обращают ее в игру, а более старшие дети тоже нередко используют игру.
  2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее основных компонентов имеет свои особенности.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразных видов деятельности по содержанию труда.

Выделяют три основные формы организации труда детей:

  1. Поручения.
  2. Дежурства.
  3. Общий, совместный, коллективный труд.

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие [1].

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности порученное дело. Важно, чтобы поручения выполняли все дети, поэтому воспитателю следует вести отчет, кому и какое поручения он давал, как ребенок реагировал на поручения. Как, правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» недостаточно сформировались, поэтому их легко привлекать к выполнению трудовых действий.

Дежурства – форма организации труда детей, предлагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива[6].

Дежурства требует от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагает обязательное выполнение ребенком работы. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, а также заботливости и гуманного отношения к людям и природе.

  1. Наиболее сложной формой организации труда детей является общий, совместный, коллективный труд.

Данная форма организации труда способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретенные трудовые навыки и умения закрепляются в данных формах организации труда, а обучения новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд[5].

  1. Самообслуживание - труд ребенка, направленный на уход за собой (умывание, раздевание-одевание, прием пищи). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключается прежде всего в ее жизненной необходимости. Из–за повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Работа по самовоспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по – разному.

Во - второй младшей группе оно проводится часто - 1 раз в неделю, а в средней, старшей, подготовительной группах до 2 раз в месяц.

  1. Хозяйственно - бытовой труд дошкольников важен в повседневной жизни детского сада. Этот направлен на поддержание порядка и чистоты в помещение и на участке, помощи взрослым при организации режимных процессов. Особенностью этого вида труда является его общественная направленность.
  2. Труд в природе направлен на участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Дети учатся поливать цветы, сажать овощи, собирать урожай и т.д. Особое значение, данный вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому любви к родной природе.
  3. Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и умения, формируют интерес к работе, готовности справиться с ней, стремления выполнить как можно лучше. Дети учатся поддержанию порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание пуговиц и т д. учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям[4].

Существуют несколько основных требований к организации детского труда:

  1. Систематичность детского труда.
  2. Постепенность рабочей загрузки.
  3. Подбор оборудования для труда.
  4. Создание в группе трудовой атмосферы.
  5. Поощрение в процессе и по результатам труда[9].

Средства, методы и приемы трудового воспитания:

  1. Занятия
  2. Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течении всего дня
  3. Наблюдения за трудом взрослых
  4. Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
  5. Экскурсии
  6. Художественные средства (изо, музыка, художественная литература)
  7. Дидактические, настольные игры.
  8. Рассматривание картин, иллюстраций, картинок
  9. Использование ИКТ
  10. Интеграция образовательных областей[10].

Сущность трудового воспитания заключается в приобщении дошкольников к трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых.

Основные виды труда, которые воспитывают в ребенке любовь к труду, - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Он способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, у него воспитывается уважение и интерес к труду.

Формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд детей.

Условия к организации детского труда:

  1. Систематичность детского труда
  2. Постепенность рабочей нагрузки
  3. Подбор оборудования для труда
  4. Создание рабочей атмосферы в группе

Следовательно, главной особенностью трудового воспитания в ДОУ служит то, что труд ребенка неразрывно связан с игрой. Другая особенность заключается в том, что трудовая деятельность постоянно развивается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольника в труде»

  Трудовая  деятельность несёт  в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправ-ленном руководстве взрослого у детей формируются трудолюби...

"Нравственное воспитание дошкольников в труде"

Консультация для родителей по нравственному воспитанию в труде...

"Воспитание дошкольников в труде"

В этой статье рассказывается о важности и значимости трудового воспитания дошкольников...

Контрольная работа по дошкольной педагогике на тему:"Воспитание дошкольников в труде"

Основы трудовой воспитанности, как указывают исследователи Р.И. Буре, Т.А Маркова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и многие другие закладываются в семье. В детском саду ответственным за трудовое воспитание ...

Трудовое воспитание дошкольников. Самообслуживание. Труд в природе. Общественно - -полезный труд. Уважение к труду взрослых. Задачи для разных возрастных групп.

Трудовое воспитание дошкольниковРебенок с детства  - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами....

Статья: "Нравственное воспитание дошкольников в труде"

laquo;Жизнь тысячу раз убеждает в том, - писал В.А. Сухомлинский, - что подготовка  ребёнка  к отрочеству и юности  невозможна без туда, но труд  должен быть особенным – так...