«Семейные обычаи на Руси разных народов»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: формирование интереса к традициям семейного воспитания и к национальным традициям, толерантности.

Задачи: расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях;

- развивать внимание, память, мышление;

- воспитывать уважение, интерес к обычаям старены, к русскому фольклору.

Активизация словаря: славяне, предки, юрта, хата, во благо, оберег, саман, войлок, треножник, амулет.

Предшествующая работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и моё имя»», «Предметы русской старены», «Русская изба», «Народы России».

- чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных. Организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: Большой камень с надписью, атрибуты русской избы, изображение разных народов в национальных костюмах, аудиозаписи с народной музыкой, с приветствием на разных я зыках, с записью плача ребёнка, колыбельная, кукла малыш, уголёк, зёрнышки, монетки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, кусочек хлеба и соль.

Ход ООД

Воспитатель: У нас сегодня будет интересное занятие, мы отправимся в путешествие.

 Дети, посмотрите какой камень появился у нас на пути. Что же это за камень? А камень то не простой, на нем что то написано. Я вам прочту, а вы внимательно слушайте.

Налево пойдёшь далеко не уйдёшь.

Прямо пойдёшь никуда не попадёшь.

Направо пойдёшь в прошлое попадёшь.

Ребята куда же мы пойдём? Д. Мы пойдём в прошлое.

Воспитатель: Древние предания рассказывают, что на прекрасной земле, где было много рек, лесов и долин, давным- давно жили наши предки- славяне.

Кто может сказать, что означает слово «предки»? Д: Предки это люди которые жили много лет тому назад. Это наши прабабушки, прадедушки.

Воспитатель: Правильно, ребята. А, вы хотите попасть в прошлое и узнать какие обычаи, были у наших прабабушек и прадедушек? Ну, что же, в путь! А вот и волшебная дорога, которая вам путь укажет. (подходят к иллюстрациям народов в национальных костюмах).

Вот мы попали в прошлое.

Воспитатель: На Руси вместе с русскими издавна жили разные народы: украинцы, белорусы, татары, казахи и много других народов (показ иллюстраций). А, чем отличается один народ от другого, кто знает? Д: волосами, глазами, национальными костюмами, языком, культурой.

Воспитатель: Правильно, у каждого народа свой язык: у русских- это русский, у татар- татарский, и так каждый народ говорит на своём языке. Вот послушайте (включается аудиозапись «Здравствуйте говорят- русские; «Доброго ранку»- украинцы, «Салям- казахи», «Исянмесеу»- татары.

Ребята, посмотрите слова у народа разные, а означают они одно и тоже.

Что же они означают, кто сможет ответить? Д. здравствуйте, будь здоров.

Воспитатель: Вы знаете у каждого народа есть свои сказки, песни, танцы, костюмы, своя национальная одежда.

Ребята, а есть ли такой народ в мире, у которого самые лучшие сказки, песни, танцы, костюмы? Д: такого народа нет.

Воспитатель: Правильно, конечно же такого народа нет, у каждого из них своя интересная культура, свои красивые обычаи.

Ну что отправляемся дальше по прошлому.

(Двигаясь дальше по дороге, подошли к хозяйке в русском

 народном костюме).

Воспитатель: Здравствуйте, хозяюшка! Какой дом у тебя интересный?

А, ты знаешь как твои предки строили этот дом? (рассказ ребёнка).

Русская хозяюшка: Моё жилище называется изба. Давным- давно на Руси люди строили себе жилище из брёвен. И всё в избе было сделано из бревна: и пол, и потолок, стены, мебель, посуда. А самое главное в русской избе это печь. Русская печь отапливала жильё, в ней готовили еду, сушили продукты и одежду, и даже мылись.

Воспитатель и дети: Спасибо тебе за рассказ хозяюшка! До свидания! А, мы ребята пойдем дальше.

Украинская хозяюшка: Доброго ранку гости дорогие!

Воспитатель: А, ты знаешь, как называется дом твоих предков?

Украинская хозяюшка: Украинский дом называется хата. Она строилась тоже из брёвен, только не из целых, а из половинок, обмазывались саманом (это смесь глины, конского навоза и соломы) и крыша у хаты была соломенная. В хате так же как и в русской избе была печь, которая делила дом на две половинки. Окна первой половины выходила на улицу, а задние во двор.

Воспитатель и дети: Спасибо! (дети подходят к юрте)

А что ты знаешь о жилище своего народа?

Казахский хозяин: У казахского народа дом называется юртой. Чтобы построить юрту ставили решетчатые стены. Потом обвязывали все это верёвками и ковровыми дорожками, покрывали по бокам войлоком (войлок это скатанная шерсть). Такой дом можно быстро собрать и разобрать, чтобы можно было переехать на другое место. А печки не было. В центре юрты ставили треножник с котлом для приготовления пищи.

Воспитатель: Вот ребята, сколько мы узнали интересного и пусть по разному называют наши дома: хата, юрта, изба но объединят их одно…..

Подскажите мне в каждом доме живут кто? Д: В домах живут семьи- мамы, папы и дети.

(Раздаётся плач ребёнка)

Дети, кто это плачет? (достаёт из колыбели куклу)

Посмотрите, вот кто у нас плачет- малыш. Он только сегодня родился потому и плачет. Давайте его успокоим и покачаем. (качают, плач стихает, кладут его в колыбель).

С давних времен, когда ребёнок рождается на свет……..

Что родители дают ребёнку? Д: Родители дают ребёнку имя.

Воспитатель: Давайте и мы дадим имя нашему малышу, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные имена? Д: (называют старинные имена, малыша называют Егорушка).

Воспитатель: В нашей русской избе родился ребёнок и мы дали ему имя Егорушка он маленький и мы ласково называем его Егорушка. А когда он вырастит, то его уже будут называть Егором. Мы растём, имя наше растёт.

Имя Егор означает землевладелец, возделывающий землю.

А вы знаете как растет ваше имя и что оно означает? Д: ДА.

Проводится игра «Имена».

Дети стоят в кругу, передают друг другу «сердечко» и называют свое полное имя и его значение.

Воспитатель: Молодцы, какие у вас интересные имена!

Ребята, посмотрите здесь для Егорушки я приготовила уголёк, зёрнышки, монетки. Кто- нибудь знает, зачем нашему Егорушке эти вещи? Д: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, раньше на Руси, давным- давно во времена наших, прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

Обращается к ребенку в украинском костюме.

А ты знаешь, что делали на Украине, когда первый раз купали ребенка?

Рассказ Украинки: Для здоровья ребенка в первую купель было принято наливать святую воду. В купель мальчику клали любисток- чтобы любили, веточку дуба- чтобы крепким был, веточку туи- чтобы долго жил. Для девочки клали ромашку, вишневую веточку- чтобы хороша была, калину- чтобы красива была.

Обращается к ребенку в казахском костюме.

Воспитатель: А какие обычаи, связанные с купанием ребенка были у вашего народа?

Рассказ Казаха: Когда ребенку исполнялось 40 дней, проводился ритуал купания. Женщины бросали монеты и кольца в таз с водой и купали ребенка, самая старшая женщина поливала на ребенка 40 ложек воды и говорила «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра»

Воспитатель: у казахского народа считается, что через 40 дней начинается новый период в жизни ребенка. В понятии казахского народа число 40 является священным.

Ребята, обратите внимание, что традиции у народов разные, а смысл несут одинаковый: во благо ребенка.

Чтоб он рос каким? Д: здоровым, крепким и сильным.

Воспитатель: Давайте мы сейчас Егорушку искупаем. Положим ему уголёк, зёрнышки, монетку и вспомним, что при этом говорили.

1 реб кладёт уголёк и говорит «Будь всегда в тепле»

2 реб кладёт зёрнышко и говорит «Будь всегда сыт»

3 реб кладёт монетку и говорит «Будь всегда богат»

(воспитатель вызывает к себе ребенка, чтобы он помог ему искупать малыша)

Воспитатель: Вот мы помыли, вытерли Егорушку.

А дальше что будем делать? Д. Одевать.

Воспитатель: А кто знает во что одевали ребенка? Д: Ребенка одевали в отцову рубашку.

Воспитатель: Почему одевали в отцову рубашку? Д: Родители хотели, чтобы ребенок, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как они.

Воспитатель: Давайте и мы оденем Егорушку. (одевая Егорушку приговаривали).

Воспитатель и дети: «Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай как им отдыхается».

Одели мы нашего малыша, а что дальше делали его родные?

Д: Укладывали его спать в колыбель.

Воспитатель: Посмотрите, что я нашла, что это? Д: Это хлеб и соль.

Воспитатель: Но для чего, вы знаете?

Рассказ ребенка: На Руси хлебом и солью встречали дорогих, долгожданных гостей. Родители клали хлеб да соль и приговаривали «Наконец- то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Воспитатель: А вы знаете что у вашего народа клали в колыбель ребенку?

Рассказ украинки: У украинцев на столе, на вышитом рушнике всегда лежит хлеб, а рядом соль. По древнему обычаю хлеб- соль подносили дорогим гостям в знак глубокого уважения и так же как и на Руси клали их в колыбель.

Воспитатель: Вот какие обычаи были у русского и украинского народа- кусочек хлеба и щепотку соли. В каждой семье ребенок был долгожданным и любимым.

А у вашего народа что клали в колыбель?

Рассказ казаха: А у нашего народа в колыбель клали обереги- сначала камень, затем ножницы, зеркало, гребень, пучки пряных трав, а затем младенца.

Воспитатель: Ребята вот видите у казахов в колыбель клали обереги. А вы ребята знаете, что такое оберег? Д: Это предмет который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель: Обратите внимательно что у каждого народа были свои обычаи, но в каждой семье ребенок был долгожданным и любимым и все родители хотели, чтобы у них ребенка было все хорошо, чтобы он рос крепким, здоровым, сильным, был добрым, счастливым.

Ребята, положили мы Егорушку в колыбельку, чтобы он заснул давайте споем ему колыбельную.

Баю- баюшки- баю,

Не ложися на краю.

Приди котик ночевать-

Будешь деточку качать.

Котик брысь,

Котик брысь!

На кроватку не ложись!

Крепче глазки закрывай,

Спи, Егорка, засыпай.

Вот и заснул наш Егорушка, а пока он спит, мы сделаем ему подарки, обереги в виде плетеных кукол.

(дети делают кукол)

Ребята, такими куклами не играли, их клали в колыбель ребенку.

 Как оберег от злых духов.

Дети, а кто знает почему кукол делали без глаз и рта. Д: Глаза кукле не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу мог попадать злой дух, и тогда ребенок играя с ней, будет капризничать и болеть.

 

А теперь давайте подарим Егорушки наши подарки, пусть каждый пожелает ему что- нибудь:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным крепким.

- Слушай отца- батюшку, да родную матушку.

-Никого не обижай, бедным, слабым помогай.

- Люби отца с матушкой.

По окончанию занятия девочки танцуют русский народный танец «Березка».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные обычаи на Руси

Конспект открытого комплексного занятия (подготовительная группа)...

Семейные обычаи на Руси.

Конспект составлен для того, чтобы расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение  традиционн...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Интегрированное занятие "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен...

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» в рамках проекта «Естественнонаучное лето-2019» (неделя археологии, день быта русского народа)

Конспект открытого комплексного занятияв старшей группе«Семейные обычаи на Руси»в рамках проекта «Моё естественнонаучное лето-2019»(неделя археологии, день быта русского народа...