Семинар-практикум для воспитателей "Игры с дошкольниками в зимний период"
методическая разработка

Мокрашова Римма Михайловна

Зимние народные забавы на свежем воздухе окажут многогранную пользу для физического и психического развития воспитанников ДОУ:

  • Игры развивают двигательную активность, тренируют мышцы ног, рук, спины, развивают координацию движений, ловкость
  • Активные занятия на свежем воздухе повышают детский иммунитет, укрепляют сердечную мышцу, лёгкие
  • Играя, дети тратят много энергии, за счёт этого у них улучшается аппетит и становится более крепким дневной сон
  • Игры предусматривают определённые правила: ребёнок учится ориентироваться согласно обстановке, принимать быстрые решения
  • Забавы воспитывают чувство коллективизма, стремление взаимодействовать со сверстниками. Это особенно важно в период адаптации к детскому саду или после длительного перерыва в посещении ДОУ
  • Народные игры с раннего возраста позволяют приобщать дошкольников к национальным традициям, что важно для его патриотического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igri_s_detimi_zimoy.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Игры с детьми дошкольниками в зимний период»

Воспитатель: Мокрашова Р.М.

Игра «Снежная картина»

Цель: развивает творческие способности.

Необходимый инвентарь: длинная палка.

 Найдите ровную заснеженную поверхность и покажите ребенку, как можно палкой рисовать на снегу.

Игра «Снеговик»

Цель: Способствует развитию координации движении, воображения, творческого мышления.

 Слепите вместе с малышом небольшого снеговика. Пусть кроха приделает снеговику руки, воткнет нос- морковку, сделает глаза и рот.

 Придумайте имя снежному человечку.

 Лепить из снега можно не только снеговиков, но и домики, крепости, фигурки животных и другие предметы. Все это должно порадовать вашего малыша.

Игра «Снежная радуга»

Цель: развивает творческие способности.

Необходимый инвентарь: разведенная гуашь одного или двух цветов, большая кисть.

 Попробуйте порисовать на снегу красками.

 Обязательно говорите ребенку, каким цветом вы воспользовались и что хотите нарисовать.

 Разрешите ребенку раскрасить снег самому.

Игра «Снежные куличики»

Цель: развивает творческие способности.

Необходимый инвентарь: детское ведерко, фигурные формочки.

 Научите ребенка делать куличи из снега.

 Если вы взяли с собой краски, получившиеся фигурки можно раскрасить или полить водой, а на следующий день любоваться ледяными скульптурами.

Игра «Ледяная мозаика»

Цель: развивает творческие способности.

Необходимый инвентарь: цветные кубики льда, замороженные в холодильнике.

 Заранее приготовьте цветные кубики льда. Собираясь на прогулку, возьмите их с собой. Покажите ребенку, как выкладывать из льдинок узоры или фигурки.

Игра «Чьи это следы?»

Цель: знакомит с миром животных, обучает сравнению.

 Покажите ребенку, как на ровной снежной поверхности можно делать отпечатки следов или ладошек.

 Поищите следы животных и птиц и сравните со своими следами.

Игра «Снежки»

Вариант 1

Необходимый инвентарь: корзина или ведро.

 Количество игроков не ограничено. Вместе со взрослым дети собирают небольшие снежные комочки или сами лепят снежки. Готовые снежки дети бросают в ведро, стараясь попасть внутрь.

Вариант 2

Необходимый инвентарь: корзина или ведро.

 Количество игроков не ограничено. Вместе со взрослым дети собирают небольшие снежные комочки или сами лепят снежки, которые раскладывают в разных частях игровой площадки.

 По команде взрослого дети должны как можно быстрее собрать в свое ведро снежки. Победит тот, кто наберет больше всех снежков.

 Если число игроков больше четырех, то игру можно сделать командной.

Игра «Цветные льдинки»

 Кубики изо льда — это очень интересная игрушка для ребенка.

♦ Можно положить на стол и смотреть, как она растает.

♦ Можно положить в воду и смотреть, как она плавает и тает.

♦ Можно покрасить воду в разные цвета чем угодно — начиная от пищевых красителей до акварели, гуаши, чернил.

♦ Можно сделать цветные ледяные кубики. Если в стакан налить воды на донышке — получится ледяной круг. Можно налить воду в формочки.

 Когда цветные льдинки готовы, можно идти на улицу, сделать что-нибудь из снега, а потом выложить цветными узорами.

Игра «Следы на снегу»

 Покажите ребенку, как оставлять след от ботинка на снегу.

 Обратите его внимание на узор. «У мамы — такой, а у тебя?».

 Можно сделать цветочек, елочку, домик из следов.

 А какие следы оставляют птички? А вот след собачки и т. д.

СНЕЖОК

Эта игра-считалочка служит для выбора водящих игроков. Но, т. к. она абсолютно зимняя, она и попала в эту статью.

Игроки встают в круг. В центре круга - ведущий. Он дает одному из игроков снежок. Ведущий начинает говорить считалку, а игроки в это время, следуя ритму считалки, передают снежок по кругу:

Мы снежок, снежок катаем,

Дружно до пяти считаем –

Раз, два, три, четыре, пять –

Тебе водящим не бывать.

(Эта концовка применяется тогда, когда выходят те, кому не суждено быть водящим.)

Или другая концовка:

Выходи водить опять.

(Тогда у кого снежок, тот водящий.)

Также можно разбиваться на команды, играют, пока не выйдет половина игроков, это и будет одна команда. Оставшиеся игроки - другая.

СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ

Играют вокруг снеговика (снежной крепости). Дети берутся за руки, образуя круг возле снеговика, и изображают снежинок. По сигналу ведущего они начинают идти сначала медленно, потом постепенно ускоряя шаг (ведущий с помощью бубна может контролировать скорость передвижения, отбивая нужный темп) и, в конце концов, переходят на бег. Через некоторое время (если никто не упал или не коснулся снеговика) по сигналу скорость передвижения начинает замедляться. Но тут ведущий объявляет, что ветер изменился и карусель раскручивается в другую сторону. Потом скорость опять замедляется и в конце ведущий говорит, что ветер совсем стих. Дети останавливаются и отпускают руки.

СНЕЖОК КВЕРХУ

Игроки образуют круг, в середину круга встает водящий, у которого в руках снежок. Он бросает снежок вверх со словами: «Снежок кверху!» Играющие в это время стараются отбежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит снежок и кричит: «Стой!» Все игроки должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает снежок в одного из игроков. В кого снежок попал, тот становится водящим. Если же водящий промахнулся, то продолжает водить.

Необходимо, чтобы водящий бросал снежок повыше, чтобы у игроков было больше времени отбежать подальше. Если кто-то из игроков после слова «Стой!» продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за различные предметы (деревья, снежные комья и т. п.). Игроки, в которых бросает водящий, могут уворачиваться от снежка, но не сходя с места, если ноги с места сдвинулись, то это засчитывается за попадание снежком, и игрок становится водящим.

Реклама

СТОЙ!

Это более сложные вариантов игры «Снежок кверху». Игроки рассчитываются по порядку номеров и встают вокруг водящего, у которого в руках хорошо слепленный снежок. Водящий бросает снежок вверх как можно выше и называет любой номер, например семь. Все игроки, включая водящего, разбегаются, стараясь убежать как можно дальше. Седьмой игрок должен поймать падающий снежок и тут же крикнуть «Стой!» Все игроки замирают на месте, игрок, поймавший снежок, бросает его в одного из игроков. Если он попал, то тот становится водящим, если нет, то тот, кто бросал, становится водящим, и игра продолжается. Если игрок не сумеет поймать снежок, то поднимает его со снега и только после этого кричит «Стой!».

ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК

На снегу чертится линия старта, за которой строятся игроки. По очереди они прыгают от линии вперед: в первых двух прыжках они прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто дальше прыгнул.

Можно играть и командами. Тогда сначала прыгает первый игрок, с того места, где он остановился, начинает прыгать второй игрок и т. д., по последнему игроку отмечается место, где закончила прыжки команда. Какая команда отпрыгала дальше, та и победила (количество участников в командах должно быть одинаковым). Эту игру можно проводить летом на песке, но зимой детям намного интереснее приземляться (иногда в падении) на снег.

ФИЛИН И ПТАШКИ

Для игры потребуется сделать несколько возвышений (комков с плоским верхом) по числу игроков, которые будут играть роль гнезд. Выбирается водящий, остальные игроки - птицы. Филин уходит в свое гнездо (которое находится в стороне от остальных), а птицы начинают летать по игровой площадке. Ведущий подает сигнал: «Филин!» Все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то они меняются местами, пойманный становится филином.

Игру можно усложнить. Дети должны договориться между собой (так, чтобы филин не слышал) и изображать разных птиц. Тогда, если филин поймает какую-нибудь птицу, он еще должен будет отгадать, кого он поймал. Если отгадает, то они меняются местами, если нет, то все остается по-прежнему.

Птицы могут улетать в гнездо по сигналу или только после того, как филин поймает одну из них.

ХОЗЯИН ЛУНКИ

Игрок-водящий встает возле небольшой ямки, которая нужна только для того, чтобы служить ориентиром. Он является хозяином лунки. Рядом с ним разложены снежки, остальные игроки располагаются вокруг него в 5-8 м. Задача «хозяина» попасть снежком в какого-нибудь игрока. Тот, в кого попали, становится хозяином лунки. В конце игры подсчитать, тот, кто меньше всех был хозяином лунки, тот и побеждает (первый раз не считается).

ЧЕРЕЗ СНЕЖКИ ПО КРУГУ

По кругу раскладываются 10-15 снежков на расстоянии 70 см друг от друга. Возле одного снежка воткнута палка, отсюда начинается движение и здесь же заканчивается. Выбираются убегающий и догоняющий. По сигналу начинает бежать убегающий, перепрыгивая через снежки, как только он перепрыгнет через третий снежок, догоняющий начинает свой бег, пытаясь, так же перепрыгивая через снежки, догнать убегающего.

ЧЕЙ КОМ БОЛЬШЕ?

По сигналу дети начинают катать снежные комки, через некоторое время (4—5 минут) подается второй сигнал, после которого все комки сравниваются и выбираются самые большие. Кто сумел скатать самый большой ком, тот и победитель.

Эту игру хорошо проводить, если в следующих играх или заданиях необходимо использование снежных комков. 

БЕЛАЯ КОСТЬ

Так игра переводится с казахского (Аксуйек или Аксуек). Можно оставить это название и играть так, будто собаки ищут белую кость, а можно придумать другое название. Найди шапку, найди улетевший предмет (название предмета). Для игры необходим какой-нибудь белый предмет средних размеров (кубик, летающая тарелка, кегля, мячик и т. п.). Играть можно каждый сам за себя, а можно командами. Белый предмет у ведущего, все игроки поворачиваются к нему спиной. Он в это время бросает предмет подальше (но так, чтобы он попал на игровую площадку). Когда предмет упадет на землю, подается сигнал, и все бегут его искать. Кто найдет, тот и побеждает. Если же играть командами, то могут быть два варианта. Первый, какая команда первой найдет, та и побеждает, а второй, когда игроки какой-либо команды найдут предмет, они еще должны донести его до ведущего. Если игроки соперников заметят, что противоположная команда нашла предмет, то они могут этот предмет перехватить и отдать ведущему. Отнимать предмет у соперников можно только взявшись за него, игроков трогать запрещается (если игрок сумел коснуться белого предмета рукой, то он переходит к нему, если игрок в нарушение правил не хочет отдавать предмет, тогда команда, к которой он принадлежит, считается проигравшей). В то же время команда может отобрать этот предмет опять, но отнимать уже должен другой игрок, а не тот, который его потерял.

Можно поставить двух ведущих, тогда одна команда должна вернуть предмет одному ведущему, а вторая другому. Еще интереснее будет, если ведущие будут стоять на разных сторонах площадки, тогда возможна такая ситуация, что игрокам придется побегать туда и обратно, прежде чем у одной из них получится этот предмет отдать.

В игре можно применять слова:

Белая кость - знак счастья, ключ,

Лети до луны,

До белых снежных вершин!

Находчив и счастлив тот,

Кто тебя вмиг найдет!

После этих слов ведущий бросает предмет, а когда тот упадет, то поизносит:

Ищите кость –

Найдите счастье скорей!

А найдет его тот,

Кто быстрей и ловчей!

БИЛЬЯРД НА ЛЬДУ

Для этой игры потребуются шайбы, которые будут заменять шары, крокетный молоток или клюшка. Валики из снега с отверстиями заменяют бильярдные лузы. Играют, как правило, двое. Играть можно по-разному. Первый самый простой вариант, кто больше шайб забьет в лузы, тот и побеждает. Второй вариант, это когда все шайбы пронумерованы (или разного цвета) и выигрывает тот, кто забьет последнюю (по номеру или по цвету) шайбу.

В начале игры все шайбы, кроме одной, разбивающей, лежат в центре игровой площадки. По жребию выбирается игрок, который будет начинать игру. Он и наносит первый удар. Игрок, который попадает в отверстие, получает право на еще один удар, промах - это переход хода к другому игроку. 

БРОСАТЬ ПАЛКИ (ВЕРНАЯ РУКА)

Для игры потребуются деревянные палки и снежная стенка. Игрокам необходимо с 3-5 м попасть палкой в снежную стенку так, чтобы она воткнулась. Играть можно по-разному: 1) у кого глубже воткнулась, тот и победил; 2) после попадания игрок отходит на 1-2 м дальше и бросает уже оттуда. Кто дальше отойдет, тот и победил; 3) на снежной стенке можно нарисовать или повесить мишень (обруч), в которую и надо попадать, тогда уже считается победителем тот, кто точнее попадет в мишень.

ИЗ КРУГА В КРУГ

Для игры лучше использовать обручи или пластмассовые кольца, а не очерчивать круги, потому что очерченные круги будут быстро засыпаться и терять форму.

Обручи раскладываются и вдавливаются в снег, для большей надежности, чтобы были на расстоянии 1-3 шагов один от другого. Игрок встает в первый крут, в руках у него снежок. Он подбрасывает снежок так, чтобы тот падал во второй круг (кидает навесом), но не дает ему упасть, а быстро перебегает в него и ловит снежок. Если ему удалось, то он возвращается в первый круг и бросает уже в третий обруч, так же перебегает и ловит снежок. Так он продвигается, пока не уронит снежок. Тогда он уступает место следующему игроку.

Когда до него вторично дойдет очередь, то он продолжает там, где остановился. Выигрывает тот игрок, который первый пройдет все круги. Кругов не должно быть менее четырех.

ЗАЩИТИ ТОВАРИЩА

Два игрока встают в центр игровой площадки, диаметр которой 15-20 м. У одного игрока в руках щит (можно использовать детские пластмассовые щиты разных размеров и форм). Задача остальных игроков попасть в игрока без щита. Тот может уворачиваться, но, т. к. при круговом обстреле это очень трудно, ему помогает партнер с щитом, который этим щитом закрывает друга от снежков.

Какой игрок дольше сможет прикрывать своего партнера, та пара и побеждает.

Другой вариант, когда у обоих игроков в руках щиты. Тогда выбивать можно любого из них. А игроки защищают друг друга. Если выбивают одного (попадают в незащищенное щитом место), то выбывает и второй. Так что всегда приходится думать о партнере.

Игрокам дать строгое указание, чтобы они не бросали снежки в голову.

ИЩЕМ ПАЛОЧКУ

Игроки стоят в одну шеренгу лицом к водящему, сзади них игровое поле. Водящий бросает маленькую палку (10-15 см), как можно дальше. Игроки не имеют права поворачивать голову и смотреть, куда улетела палка, они могут видеть только начало броска. Потом по сигналу все разворачиваются и бегут искать палку, кто первый нашел, тот и становится водящим.

Игру можно усложнить тем, что игроки стоят с закрытыми тазами и могут только по слуху определять, с какого места совершен бросок. Потом по сигналу все открывают глаза и бегут искать палку. 

Реклама

КАТАНИЕ ПО ШЕСТАМ

Для игры потребуются длинные, гладкие жерди (бревнышки), которые укладываются на склоне (не очень крутой горке) параллельно друг другу, расстояние между ними 1 м. Желательно залить их водой, чтобы сделать более скользкими. Чем длиннее они будут, тем интереснее, но желательно, чтобы они были не менее 3-5 м (можно складывать несколько жердей в продолжение друг друга, удлиняя дорогу). Получаются своеобразные рельсы.

Участники распределяются на пары примерно равного веса и роста. Двое игроков становятся на лежащие параллельно скользкие шесты, взявшись за руки (за плечи, за талию) и катятся по ним вниз. Задача проехать донизу, не упав. Для этого требуется не только умение сохранять равновесие, но и согласованность действий напарников.

Наиболее умелые в этой игре могут изобретать новые способы поддержки друг друга, комичные позы. Что делает эту игру очень зрелищной и интересной.

Спускаться можно и поодиночке, расставляя ноги на оба шеста.

КАТАПУЛЬТА

Для этой игры необходимо большое препятствие, через которое необходимо бросать снежки (домики, лесенки, снежные валы и т. п.), такое, чтобы дети не видели друг друга. Играть интереснее Двумя командами. Враг осаждает город, и для победы ему необходимо обстрелять город катапультами.

Дети готовят снежки, учитель (который стоит сбоку от препятствия, чтобы видеть обе команды), называет одного из игроков, который бросает снежок так, чтобы он перелетел через препятствие. Игроки другой команды должны внимательно смотреть наверх, чтобы вовремя увернуться от снежка. Потом кидает игрок другой команды, и так по очереди.

Считается количество попаданий в игроков (можно считать количество перебросов, а еще можно огородить площадку за препятствием, в пределах которой снежки, запущенные с противоположной стороны, должны приземляться).

КАТАЮЩАЯСЯ МИШЕНЬ

Класс делится на две команды, которые встают друг против друга на расстоянии 20 м. Посередине поперек площадки обозначается коридор шириной 3 м; посередине коридора - линия, на которую кладут 4 мяча. По первому сигналу учителя дети делают снежки, по второму - начинается игра. Задача каждой команды: бросая снежки в мяч, выкатить их из коридора на сторону противника. Метают снежки одновременно обе команды, не соблюдая очередности. Команда, сумевшая первой выкатить из коридора хотя бы один мяч, получает 1 очко. Можно после каждого выигранного очка ставить мячи на место, а можно играть до последнего мяча.

Другой вариант. Для него потребуется игрушка на колесиках (например, лошадка. Чем игрушка больше, тем интереснее и тем дальше надо от нее стоять бросающим игрокам), к которой спереди и сзади привязываются длинные веревки.

Двое игроков берут веревки в руки (первый за самый конец, второй - у самой игрушки). По сигналу первый начинает тянуть игрушку к себе, а в это время остальные игроки, выстроившиеся в линию и находящиеся в 5-7 м от дорожки, по которой ездит мишень, бросают в мишень снежки. Как только мишень доехала до первого игрока, объявляется небольшая пауза, для того чтобы игроки набрали еще снежков. После чего опять звучит сигнал, и теперь уже второй игрок тянет к себе игрушку. Прокатив туда и обратно по два раза, выбираются новые игроки, которые будут управлять мишенью. Выигрывает тот, кто попал в мишень большее количество раз.

КОЛЫШКИ

Для игры потребуются палки (колышки) высотой 50-100 см для каждого игрока, кроме водящего. Все игроки образуют круг, стоя лицом наружу. Каждый игрок втыкает палку в снег рядом с собой. Водящий подходит к любому выбранному игроку и кладет ладонь на верхушку его палочки, тот тоже притрагивается к палке.

Затем владелец палки и водящий одновременно (или же проводящий игру) считают громко вслух «Раз, два, три - беги!», по слову «беги» бегут по кругу в противоположные стороны снаружи круга (можно сразу договориться - водящий обегает круг слева, а игроки в кругу - справа). Кто из них быстрее обежит круг и поставит ладонь сверху на палку, тот и становится ее владельцем, а другой становится водящим.

Обегая круг, игроки встречаются, чтобы не было столкновений, можно ввести такое правило - встретившиеся игроки берутся за руки, поворачиваются и бегут дальше. Вызывать того, кто только что бегал, нельзя.

ЗА МНОЙ

Все дети передвигаются по замкнутому кругу, а водящий находится за кругом. У всех игроков в руках по одной лыжной (или обычной) палке. Передвигаясь в противоположную сторону, водящий дотрагивается палкой до палки любого игрока и говорит: «За мной!»

Этот игрок, воткнув одну палку в снег, выходит из круга и следует за водящим. Таким же образом водящий приглашает следующих игроков. Собрав за собой всех играющих, водящий уводит их в сторону от палок. По сигналу учителя «К палкам!» все устремляются к своим палкам. Игрок, прибывший на место последним, становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум на тему: "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности".

1. Презентация на тему: "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности". 2. Сообщение по теме: "Значение рисования, лепки, аппликации для всестороннего воспитания, развития позн...

Семинар-практикум "Организация работы по физическому воспитанию в зимний период"

КВН с педагогическим коллективом "Организация работы по физическому воспитанию в зимний период"...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

семинар-практикум на тему "Патриотическое воспитание дошкольников" "

Уважаемые коллеги! В нашем дошкольном учреждении для решения годовой задачи по воспитанию духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста проходил семинар-пра...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВЫХОДИ ИГРАТЬ ВО ДВОР» (ПОД РЕД. ВОЛОШИНОЙ Л.Н.), МОДУЛЬ №2 «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Реализация важнейших положений ФГОС ДО, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физичес...

Семинар-практикум для родителей «Игры с ребенком в летний период»

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит...