план по самообразованию младшая группа
материал (младшая группа)

Сорокина Анна Александровна

план по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Макарьевский детский сад «Колосок»

План по самообразованию

«Приобщение детей младшего дошкольного

возраста
к истокам русской народной культуры»

Условия реализации: младшая группа «Росточек»

на 2023-2024учебный год

                                                   Выполнила воспитатель:

                                                                      Сорокина Анна Александровна

2023 г

Актуальность

        Искреннее погружение в истоки национальной культуры необходимо начинать уже в детстве. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир дошкольника, она обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Также воплощает в себе исторический опыт предшествующих поколений. Именно поэтому было решено уделить огромное внимание приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, обычаям, быту, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Цель: воспитание интереса к русской народной культуре и истории.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
  • познакомить детей с русской народной культурой;
  • познакомить детей с бытом русского народа, с народными, традициями и обычаями,  праздниками,  народными играми, народным фольклором;
  • создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству;
  • дать детям знания об истории русского народного костюма;
  • развивать творческое воображение, образную речь, художественно – творческие способности детей;
  • привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
  • поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;
  • воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу. 

Направления работы по приобщению детей к русской народной культуре:

  • создание развивающей предметно – пространственной образовательной среды;
  • знакомство с бытом, традициями русского народа;
  • знакомство с традиционными и обрядовыми народными праздниками;
  • активное использование фольклора (сказок, песен, потешек, частушек, пословиц, поговорок, прибауток и т.п.);
  • знакомство с народным искусством;
  • знакомство с русскими народными играми.

Ожидаемые конечные результаты:

Для детей: знание детьми 3 – 4 лет различных видов декоративно – прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов; развитие творческого воображения, речи детей, художественно – творческих способностей дошкольников; воспитание нравственно – патриотического поведения у детей; воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу.

Для педагогов: обогащение развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе соответствии с темой самообразования; дополнение с мини – музея «Русская изба»; повышение уровня педагогической компетентности в изучении темы самообразования; повышение качества работы с детьми; систематизация материалов по теме самообразования.

Для родителей: развитие партнерских отношений между родителями и педагогами в совместной организации жизни группы; сплочение детей, родителей и педагогов в процессе совместной познавательной и творческой деятельности.

Перспективный план работы

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

 «Милости просим, гости дорогие».

Цель: Дать детям представление о русской избе.

 «Как у нашего кота»

Цель: Знакомство детей с обитателем «избы» — котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота». 

Колыбельные песни: «Котенька – коток», «Ночь прошла, темноту  увела».

Народные песни: «Ах, вы, сени…», «Как у наших у ворот».

Подвижные народные игры: «Салки – догонялки»,

Экскурсия в русскую избу детского сада.

Консультация для родителей: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры». 

 Октябрь

«Во саду ли, в городе»

Цель: Познакомить детей с огородом в детском саду.

 «Что растет на грядке?»

Цель: Дать знания детям об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах. Научить с помощью педагога инсценировать сказку «Репка».

Заучивание потешек: «Идет коза рогатая»,

Подвижные народные игры: «Солнышко и дождик».

Выставка поделок:
«Волшебный сундучок осени».

 Ноябрь

 «Стоит изба, то холодна она,

то горяча»

Цель: Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа, - печкой, домашней утварью - чугунком, ухватом и кочергой. Обогащать словарный запас: чугунок, ухват, кочерга, печь. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

Подвижные  народные игры: «Кот и мыши», «Заинька».

Инсценирование р.н.с.: «Теремок»

Изготовление альбома «Русская печь»

Консультация для родителей: «Истоки русской народной культуры». 

Изготовление дидактических  пособии  для краеведческого уголка

 Декабрь

«Морозушко - мороз»

Цель: Учить детей чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, загадок, прибауток. Познакомить с зимними явлениями в природе.

Разучивание русской народной песенки: «Как на тоненький ледок».

Народная игра: «Я гуляла с вами, теперь села в сани».

Инсценировка сказки: «Снегурушка и лиса».

Изготовление книжек-малышек

Рекомендации для родителей:
 «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».

 Январь

«Коляда - коляда»

Цель:  Познакомить детей с празднованием Рождества, обычаем колядования, ряжения.

Вызвать интерес к русскому костюму, его элементам. Помочь детям понять, что эти праздники – часть истории великого русского народа. Научить совместно со взрослым встречать гостей, играть со старшими детьми, угощать колядовщиков.

Подвижная народная игра: «Мороз красный нос».

Разучивание колядки: «Сею, сею, посеваю».

Народная песня: «Во кузнице».

Создание альбома «Русский народный костюм»

Памятка для родителей: «Семейные традиции на Руси».

 Февраль

«Каша масленая, ложка крашеная»

Цель: Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказки. Дать элементарные знания о декоративно – прикладном искусстве – расписных ложках. Поддерживать интерес к самостоятельной художественной деятельности.

Подвижная народная игра: «Снег, снег кружится,».

Разучивание потешки: «Эй, кузнец – молодец».

Буклет: 

«Не забывайте народные игры».

 Март

«Масленица дорогая  - наша гостьюшка годовая»

Цель:  Познакомить детей с христианским праздником «Масленица», ее значением, символами, традициями. Углублять интерес и воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

Хоровод: «Веснянка».

Обрядовая песня: «Широкая масленица».

Чтение прибаутки: «А тиру, тру, тру»

Изготовление альбома «Широкая масленица».

Папки – передвижки: 
«Гуляй, масленица!»,

 Апрель

 «В гости к нам пришли матрешки»

Цель: Познакомить детей с русской матрешкой; вызвать эмоциональное наслаждение, умение чувствовать красоту народной игрушки, вызвать эмоциональный отклик. Учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. Обратить внимание на основные цвета и элементы узора, украшающего игрушки, вызвать желание украшать фигурку.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Подвижная народная игра: «Заинька, выйди в сад».

Проект «Русская матрёшка»

Выставка рисунков детей: «Русская матрёшка».

Консультация для родителей: «Воспитание мальчиков и девочек на Руси, значение куклы в воспитании детей».

Участие в конкурсе «Пасхальный перезвон»

 Май

«Сорока – белобока кашу варила»

Цель: Познакомить детей с предметом обихода – глиняным горшком. Продолжать развивать речь, посредством малых фольклорных форм. Способствовать четкому проговариванию потешек. Воспитывать интерес к фольклору русского народа. Учить детей лепить посуду из пластилина.

 Дидактическая (словесная игра): «Аюшки».

Музыкально-хороводная игра: «Мы вокруг берёзки в хороводе встанем».

Хоровод: «Сорока – сорока».

Слушание русской народной песни:
 «Веснянка».

Экскурсия в русскую избу (знакомство с предметами из глины).

Изготовление альбома «Посуда из глины»

Наглядная информация Консультация «Русский фольклор весной».

Итоговое мероприятие: развлечение «Русские посиделки»

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи:
- закрепить знания детей со старинными обычаями – посиделками.
- продолжать развивать интерес к русскому народному фольклору.
- создать у детей радостное настроение.

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой Родине.

Список использованной литературы:

  1. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015г.
  2. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под        ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой. « Мозайка-Синтез», 2014 г

3. Т.С.Комаровой «Народное искусство детям от3-7 лет, «Мозайка-Синтез»,   2016 г

4. В.Аникина «Русский фольклор», Издательство «Художественная литература», 1985 г.

5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры [Текст] : учеб. - метод. пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 304 с.

6. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] /
М.Ф. Литвинова. – Москва: Просвещение, 2006. – 192 с.

8. Тихонова, М. В., Смирнова, Н.С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада [Текст] /
М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 176 с.

9. С.Н.Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами» для занятий с детьми 2-4 лет. Мозайка-Синтез, 2016 г.

            Наглядно-дидактические пособия        

Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок».

Серия «Мир в картинках» ; «Хохлома».

Плакаты: «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты».

 Серия «Расскажите детям о...»,  «Расскажите детям о музеях»

Серия «Искусство — детям»: «Хохломская роспись».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План По Самообразованию старшая группа

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Метод сотворчества....

План по самообразованию воспитателя группы «Ёлочка» МБДОУ «ЦРР - д\с Хрусталик» Сагалаковой Марины Михайловны

Мой годовой план по самообразованию для реализации в группе с детьми и родителями....

План по самообразованию в группе младшего дошкольного возраста

Тему по самообразованию выбрала не случайно.Мне интересно проводить занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.А главное дети справляются,и рисунки получаются интересные.Даже родители уд...

План по самообразованию Младшая группа

План по самообразованию Младшая группа...