Трудовое воспитание дошкольников
консультация

Михеева Ирина Геннадьевна

Трудовое воспитание дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_doshkolnikov.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский са комбинированного вида «38» 141300 г.Сергиев Посад, 2-ой Кирпичный завод, д.22б тел./факс 8(496)549-18-92

Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ.

Консультация для воспитателей

Подготовил воспитатель:

Михеева И.Г.

2019


В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В. А. Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» - и К. Д. Ушинского: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться».

В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению  трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольному воспитанию. Надо отметить, что детские дошкольные учреждения всесторонне развивают и воспитывают детей, укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им  любовь к труду, к своей Родине, а также подготавливают детей к обучению в школе. За определенный период времени пребывания в детском саду у ребят должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость. Труд должен радовать ребенка, и наша задача развить это чувство у маленьких детишек. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия, т.к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет хозяйственно-бытовой труд, он  связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил  личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок  и помогать своим товарищам.

Труд – наиболее верный принцип нравственного воспитания дошкольников. Очевидно, что уже в дошкольном возрасте, т.е. уже с первых лет жизни необходимо закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.

Опыт трудового воспитания педагогов показывает, что приобщение ребенка к труду, необходимо начинать как можно раньше, в то время, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Привлечение ребенка к труду является необходимым условием формирования трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплинированности, бережливости и прилежания. одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие.

Труд должен быть посилен ребенку, тем самым доставляя ему  удовлетворение и радость. Ребенок должен понимать, что и его труд приносит пользу другим людям. Хорошо организованный труд дошкольника – это важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Трудовое воспитание должно укреплять здоровье ребенка, его движения становятся  более организованными, уверенными и точными.

Труд оказывает неоценимое влияние и на умственное развитие детей. Трудовое воспитание формирует следующие качества в детях: сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Под влиянием трудового воспитания дети сопоставляют предметы, явления, таким образом, развивается мышление. И как следствие, ребенку приходится учитывать последовательность своих действий в выполнении заданий и учиться планировать свою деятельность.

В процессе труда воспитываются такие качества как: устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Совместный детский труд их объединяет, начинают формироваться первоначальные навыки коллективизма, умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Воспитывая в детях основы трудовой деятельности, необходимо учитывать, что основным условием является желание и умение трудиться у самих дошкольников. Как бы ни был заинтересован ребенок, целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

Педагог должен четко представлять, чего он хочет добиться от своих воспитанников и какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это дает ему возможность верно сориентироваться  в характере руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста. Изначально терпеливо показывать, объяснять, помогать, по мере овладения трудовыми навыками - требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

В дошкольном возрасте, трудовые умения и навыки детей различны. Объем и характер труда, зависит от его содержания. Воспитатель должен помнить, что воспитание трудом, как и развитие нравственных качеств у детей, являются наиболее важными сторонами деятельности педагога.  

Ведь результат труда – это всегда приложение детьми усилий и стараний, проявление воли и проявление тех мотивов, которые побудили ребенка совершить то или иное трудовое усилие.

В случае, когда труд не является повседневным, он становиться нейтральным процессом и в дальнейшем не будет оказывать ни какого влияния  нравственное воспитание детей. Дать детям понимание того, как важен ежедневный труд – вот главная прерогатива педагога, заботящегося о нравственном воспитании дошкольников.

Итак, цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

 Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

 Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников !...

трудовое воспитание дошкольников

перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...

Трудовое воспитание дошкольников.

В данной презентации, представлены задачи трудового воспитания на основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре. Формы организации труда. Решение нравственных задач. Формы...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...