Статья на тему: «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
статья (старшая группа)

Игнатова Анастасия Сергеевна

Л. С. Выготский  писал: «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых  игр».

Социализация дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования  направлена на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Это определение показывает, процесс социализации тесно связен с процессом социального развития ребенка.

Целью данной статьи является изучение особенностей влияния игровой деятельности на процесс социализации дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

Л. С. Выготский  писал: «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».

Возраст  дошкольников  является  активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп личностного и психического развития ребенка дошкольника, его открытость создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Часто окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии, рассматривая ребенка как подготовительный к будущей «настоящей» жизни. Первые серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители редко ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно занимает второстепенное место в их сознании. На первое место ставятся умственное развитие, обучение, подготовка к школе, а социализация идет стихийно, можно сказать сама по себе. Тем не менее, именно в этом возрасте начинают складываться первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль человеческого поведения, вырабатываются привычки и навыки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир разных видов деятельности, человеческих отношений, а так же общественных функций людей. Ребенку хочется стать частью этой взрослой жизни, активно в ней участвовать, но это ему недоступно. Так же, он хочет стать самостоятельным. Из данного противоречия рождается ролевая игра - игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Игровая деятельность - ведущий вид деятельность детей дошкольного возраста. Многие ученые и практики рассматривают игру как основное средство социального и психического развития. Игра - это своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Важное место занимают игры, которые дети создают сами, - творческие или сюжетно - ролевые игры. В них дети воспроизводят увиденное вокруг себя в жизни взрослых. В последние годы воспитателями отмечено то, что дети вообще мало играют и, в частности в сюжетно-ролевые игры. В первую очередь проблема заключается в интеллектуальной загруженности детей.

Сюжетно-ролевая   игра- это свободный вид совместной деятельности детей. По собственной инициативе дети объединяются между собой, далее сами выбирают сюжет игры, распределяют соответствующие роли и игровой материал, намечают и развивают содержание игры. Сюжет и содержание игры они берут из окружающего мира, отражают те моменты жизни, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели впечатление.

Игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

Игровая модель выделяет самые важные отношения, она опускает все второстепенное. Так дети и постигают суть отношений между людьми.

Моделирование и замещение явлений действительности носят не пассивный, а активный характер. В игре необходимо использовать не те предметы, которыми пользуются взрослые, а другие, которые напоминают и позволяют выполнить игровые действия (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля, толкает  детей на путь поиска подходящих заместителей. Это - уже элементы воображения, творчества.

Всё выше  сказанное о развивающем значении сюжетно-ролевой игры,  имеет смысл, тогда когда игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития. Для этого требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя.

Также огромное влияние на развитие игр оказывают знания, полученные дошкольниками в результате ознакомления с художественной литературой (чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок, художественно-творческой деятельности (подготовка атрибутов, изготовление аппликаций, рисунков, места для игры, познавательной деятельности (беседы о профессиях, о труде взрослых, рассматривание картинок, фотографий).

Игру дошкольников нужно организовать так, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они будут на собственном опыте убеждаться, как важно налаживать контакты с окружающими.

Сюжетно- ролевая игра - идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: самые главные - дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. В процессе сюжетно - ролевой игры  развивается память, координация  движений, умение работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социализации ребенка, обогащая его жизненным опытом, и готовит к успешной деятельности в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Учить играя.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с социальным миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать. В п...

Успешная социализация детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования

Успешная социализация  детей старшего дошкольного возраста посредством макетирования...

Статья «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».

Статья ,посвященная воспитанию нравственных качеств старших дошкольников с помощью сказок....

Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"

Статья "Развитие интеллектуальных способностей   детей  старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...

Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр

Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра это практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него форми...

Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...

Доклад «Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».

Социализация детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр....