Конспект занятия по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей подготовительного возраста Тема: «Русский народный женский костюм
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Волкова Екатерина Алексеевна

Конспект занятия по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей подготовительной группе  Тема " Русский народный костюм" создавался с использованием технологии ТРИЗ " река времени".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29

Красногвардейского района Санкт-Петербурга 

Конспект занятия по образовательной области социально-коммуникативное развитие

для детей подготовительного возраста

Тема: «Русский народный женский костюм»

Воспитатель:

Волкова Екатерина Алексеевна

Используемые технологии:
*Технология личностно-ориентированные взаимодействия педагога с детьми;
(метод направленных текстов; календарь эмоций)
*Игровые технологии (сюрпризный момент)
*ИКТ-технологии (использование телевизора )
*ТРИЗ-технологии («река времени»)
*Технология деятельностного подхода (метод постоянной смены деятельности)
*Здоровье-сберегающие технологии
(народная игра «Ручеёк»)

Санкт-Петербург
2023

Название : «Русский народный женский костюм»

Цель: формирование уважительного отношения к русской традиционной женской одежде как элементу русской традиционной культуры.

Задачи:

1.Образовательные
-   систематизация знаний о национальной женской одежде, особенностях её украшения.
-   углублять представления детей о жизни наших предков.

2.Воспитательные
-  воспитывать чувство восхищения красотой национального костюма
-  вызвать интерес к к русскому народному костюму
-  воспитывать дружелюбие и желание помочь другим.
-  воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
-  воспитывать чувство любви к Родине и гордости за нее.

 3. Развивающие
-  продолжать формировать навыки практического применения полученной -  -  информации в игровой деятельности.
-  продолжать развивать мелкую моторику
-  развивать логическое мышление.

 Предварительная работа:
-  Чтение русских народных сказок;
-  Рассматривание иллюстраций к сказкам;
-  Рассматривание иллюстраций о быте русского народа ;
-  Знакомство с пословицами и поговорками;
-   Цикл бесед «Наша Родина», «Быт русского народа»

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:
-   Слайды с изображением узоров русского народного костюма, алгоритмы одевания.
-   Изображения людей в национальном костюме
-   Карточки с квадратами для игры « Собери узор»
-  Книга « Древности» в  книгу вклены изображения деталей костюма.
-  Рюкзак « Река времени»
-  Карта « Река Времени»
-  Календарь эмоций.

Организация детей:
-  дети в процессе непрерывной образовательной деятельности работают в подгруппах.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

роль педагога заинтересовать и сопровождать детей по ходу занятия, вопросы поисково-исследовательские

действия детей, их предложения по ходу занятия (предположительно), самостоятельные поиски решения проблемных ситуаций…

Мотивация
Здравствуйте ребята, как вы думаете, что у меня в руках?

А что там спрятано?

 Посмотрим?

Доставайте, что там?


Хм, а что это?

Давайте посмотрим, что в письме написано. Кто может прочитать?

Как дети согласны?

Это рюкзак

Сюрприз, конфеты, что-то интересное.
да

Дети достают карту «Река времени»  письмо

Это карта и письмо

Я.

Уважаемые дети, я путешественник во времени, хочу предложить вам прокатиться по реке времени. Карту прилагаю.

Да.

Целеполагание

Вот смотрите карта

А какой страны это карта?

А вам нравится эта карта?

Как называется место где живет ваша семья, ваши друзья , ваши любимые.

А как все вместе называется?

Смотрите  на карте нарисована что?

Молодцы, что обратили внимание. У реки есть начало, середина и конец.

Прочитайте.

России

Да потому что она огромная, большая, внушительная, красивая.

Земля, Санкт-Петербург, называют адрес.

Родина.

Река, там какие то точки и названия.

Старина, Древность, Наше время.

Проблематизация

Но у нас есть проблема. Как по этой реке плыть, у нас же ничего нет. А для путешествия во времени тем более.

Надо построить корабль или лодку или машину времени.

Планирование будущей деятельности

Давайте построим, а что будем строить? Воспитатель на доске вывешивает изображение корабля и машины времени. Что выбираем?
ставит магнитик на этом изображении

Из чего строим?

Корабль

Машину времени

Из стульчиков, модулей.

Реализация плана

Д,и «Построй машину времени»

Воспитатель задает наводящие вопросы.

Мы построили? Ура. Оправляемся в путь.

Звучит музыка.

Вот мы и приехали остановка?

Появляется изображение сундука на телевизоре.

А затем сам сундук.

Что там спрятано внутри?

Давайте посмотрим.

Д.И « Одень Куклу»

А, что зачем надевать надо?

Хм, здесь есть подсказка. « внимание на экран»

На телевизоре высвечивается алгоритм одевания.

Сначала надевается что?

А потом что?

Это чья одежда?

Красивая она?

Отправляемся в путь

Остановка «Старина»

На телевизоре высвечивается изображение со словом «Старина» а потом сундук

Воспитатель достает сундук. Что же там.

Одеть куклу Вам поможет изображение.

Высвечивается алгоритм одевания.

Получилось?

А как в старину наши предки украшали свою одежду и зачем они это делали?

А предлагаю, Вам разбиться на команде и создать русский народный узор. Этот узор был, почитаем у наших предков, называется как? изображение показывает воспитатель.

Д,И. « Собери узор»

У вас есть карточки с изображением Алатыря и поле с клеточками на нем нужно выложить такое изображение из крестиков. А почему из крестиков?

Все справились?

А что еще почиталась у славян? Есть даже такая игра.

В какую поиграем?

Воспитатель напоминает правила игры

У нас осталась одна остановка.

Отправляемся в путь.

На телевизоре изображение слова « Наше время, сменяется изображением шкафа.

 А почему шкаф, а не сундук.

Появляется шкаф, макет шкафа.

Смотрите, а там куклу. Хм, а почему кукла странная и одежда не такая.

Но тут еще какие то раскраски.

 Д.и «Укрась одежду»

Справились.

Письмо

Дети выполнят строительство машины.

Древность

Ой, книга.

Внутри одежда. она красивая  и кукла. Куклу нужно одеть.

Дети одевают куклу, но сталкиваются с проблемой.

Мы не знаем.

Рубашка, затем пояс, намотки на ноги или носки, повязка или платок на голову и лапти на ноги.

Женщины, девушки.

Да

Куколка и одежда. И карточки и крестики.

Наверное нужно одеть куколку.

Дети одевают куклу.

Да, но почему то изображение на одежде не такое, нет узоров.

Они вышивали, как обереги, от злых духов, украшали даже окна вышитыми тканями.

Это Алатырь. Это символ жизни, вечного движения.

Потому что вышивали крестом. Красным цветом. Дети выполняют игру.

да

Гори, гори, ясно. Огонь

Ручеек вода

Репка земля

Заря-заряница Воздух.

Давайте в ручеёк.

Дети играют в игру.

Потому что вещи складывали в сундук, что бы мыши не погрызли, и не испачкались и не валялись ни где.

А сейчас шкаф вместо сундука.

Потому что мы вернулись обратно домой. И одежда у нее изменилась

Давайте раскрасим.

Да

Дети читают.

«Вот и закончилось ваше путешествие к нашим предкам по реке времени. Оцените путешествие по шкале календаря.

Рефлексия

Давайте подойдем к нашему календарю эмоций

Понравилось вам путешествие.

Смотрите нам понравилось путешествие, но наверное у вас были какие-нибудь трудности?

Да

Дети выставляют эмоции, прикрепляя свои фотографии к картинке с эмоцией. Да, было сложно раскрашивать одевать куклу. Я не знал как одеть куклу сначала, пока не появилась картинка как одевать куклу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"

Конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".ПЕрвичное ознакомление с предметом...

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Добра желаешь — добро и делай. Правила дружбы» для детей 5-7 лет.

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.Задачи:1.Формировать представление у детей о доброте.2.Воспитывать добрые чувства...

Методическая разработка конспекта занятия по образовательной области художественно - эстетическое развитие для детей подготовительной к школе группы на тему:"Как развеселить котёнка"

Тема занятия: "Как развеселить котёнка"Развитие у детей творческой инициативности посредством самостоятельного выбора изобразительно-выразительных средств (традиционных и нетрадиционных худо...

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира) для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «Наша Родина- Россия»

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (познание предметного и социального мира)для детей общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет ...