Проект «Ах, снег – снежок!»
проект

Маркова Надежда Григорьевна

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Дошкольник, чувствуя себя первооткрывателем, учится самостоятельно находить ответы на свои вопросы, проводя собственную исследовательскую деятельность, испытывает радость в экспериментировании, находит новое в знакомом, начинает вычленять простейшие закономерности. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к открытию. Опыт показывает, что знания, полученные во время самостоятельной деятельности, через игру-экспериментирование, всегда являются осознанными и более прочными, они запоминаются надолго.

          Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sneg-snezhok.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема проекта: « Ах, снег – снежок!»

Участники: дети младшей разновозрастной группы, родители, воспитатель.

Срок выполнения: 3 недели

Актуальность темы.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Дошкольник, чувствуя себя первооткрывателем, учится самостоятельно находить ответы на свои вопросы, проводя собственную исследовательскую деятельность, испытывает радость в экспериментировании, находит новое в знакомом, начинает вычленять простейшие закономерности. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к открытию. Опыт показывает, что знания, полученные во время самостоятельной деятельности, через игру-экспериментирование, всегда являются осознанными и более прочными, они запоминаются надолго.

        Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.

Предмет исследования. Свойства снега.

Формулировка проблемы.

Что такое снег?

Какие бывают снежинки?

Почему снег тает?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Почему снег липкий?

Цель проекта.

 Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение их в практическую деятельность

Задачи проекта.

- Побуждать детей устанавливать простейшие связи между временами года и погодой.

- Дифференцировать состояние снега.

- Развивать наблюдательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

- Закреплять общие речевые навыки.

- Развивать интерес к исследовательской и поисковой деятельности через экспериментирование и самостоятельное получение знаний.

- Способствовать развитию   коммуникативных навыков, умению общаться и выражать свои эмоции.

- Воспитывать любовь к природе.

Гипотеза. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Ожидаемый результат.

  1. Изготовить фотоальбом: «Зимние развлечения в кругу семьи».
  2. Познакомить детей с физическими свойствами снега.
  3. Сформировать способность к сотрудничеству, коммуникабельности.  
  4. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
  5. Укрепить семейные связи через совместную деятельность.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

  1. Опыты по ознакомлению со свойствами снега и воды.
  2. Игры со снегом.
  3. Прогулки и наблюдения.
  4. Изготовление родителями совместно с детьми снежных скульптур.

Содержание деятельности детей

Тема, название мероприятия

Содержание деятельности

Опыты:

«Таяние снега».

«Наблюдение за снежинками через лупу».

«Установление зависимости состояния снега от температуры».

Опыты по знакомству со свойствами снега, формированию умения видеть прекрасное в окружающем мире.

Прогулки:

«Наблюдение за снегом».

«Наблюдение за метелью».

«Наблюдение за снегопадом».

Расширение представлений детей о неживой природе, её значении в жизни человека.

Труд в природе:

Помощь дворнику в уборке снега с дорожек и территории участка.

Создание снежных построек.

Воспитание трудовых навыков.

Игры:

«Снежная баба».

« Снегопад»

«Снежки и ветер».

Развивать умение играть со снегом.

Познавательная игровая ситуация:

«Почему идёт снег?».

Формировать представление о временах года: зиме.

Рисование:

«Зимушка-зима».

«Снег идет»

 

Учить проявлять радость, восхищение и удивление от соприкосновения с красотой природы.

Интегрированное занятие:

«Почему снег липкий?».

Развивать любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы, закреплять общие речевые навыки, коммуникативные навыки, умение общаться и выражать свои эмоции.

 Содержание деятельности родителей

Тема, название мероприятия

Содержание деятельности

  Зимние развлечения

 Организация фотовыставки

Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о снеге.

Ознакомление детей с художественной литературой.

Изготовление родителями совместно с детьми снежных скульптур.

Укрепить семейные связи через

совместную деятельность.

Выводы.        

Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Благодаря  проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.

Исследовательская деятельность помогла развитию познавательного интереса детей, мышления, совершенствованию учебно-интеллектуальных навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.

Знания, полученные детьми, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходившие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

 Итог проекта. Интегрированное занятие: «Почему снег липкий?».

Цель. Знакомство детей со свойствами снега и его наиболее важными характеристиками.

Задачи.

Познакомить детей с физическими свойствами снега.

Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Дифференцировать состояние снега и уметь схематически изображать эти состояния.

Способствовать развитию уверенности в себе и своих силах, коммуникативных навыков, умению общаться и выражать свои эмоции.

Развивать любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы и закреплять общие речевые навыки.

Воспитывать любовь к природе.

Индивидуальная работа. Развивать умение устанавливать простейшие связи между временами года и погодой.

Словарная работа. Сугроб, снегопад, оттепель. Активизация в речи детей прилагательных, глаголов.

Предшествующая работа. Ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке). Чтение и разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о снеге.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вам нравится зима? А чем она вам нравится?

(Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (показ картинок зимних забав).

Всё это можно сделать только зимой. Почему?

(Потому, что только зимой есть снег).

А что можно слепить из снега?

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам отправиться на зимнюю прогулку. Закрывайте глазки и повторяйте за мной: один, два, три, повернись, на прогулке очутись.

Воспитатель. Ребята, подумайте, какими словами можно рассказать о зиме, какая она? (Снежная, холодная, морозная, красивая).

        А снег, какой? (Пушистый, искристый, липкий, скрипучий).

        Как можно назвать снег ласково? (Снежок).

        Как мы назовём явление природы, когда снег падает? (Снегопад).

        А если снега намело огромную кучу, как мы её назовём? (Сугроб).

        Что происходит со снегом зимой? (Кружится, летает, падает, порхает).

Игра «Хорошо-плохо».

Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого в том, что зимой идёт снег.

Игра с использованием  ноутбука «Четвёртый лишний».

        На экране появляются иллюстрации с изображением времён года. Ребёнок должен угадать, какая картинка лишняя и почему.

Физминутка «Снежная баба».

Сегодня из снежного мокрого кома                идут по кругу, катят перед собой

Мы снежную бабу слепили у дома                воображаемый ком

Стоит наша баба у самых ворот                рисуют три круга, начиная с

                                                        маленького

Никто не проедет, никто не пройдёт        грозят указательным пальцем

                                                        сначала правой руки, потом левой

Знакома она уже всей детворе,                идут по кругу

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!».

Входит снеговик. Приносит снег в подносах.

Снеговик. Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я принёс вам подарок. Что это? Правильно, это снег, давайте с ним поиграем.

Опыт 1. свойства снега. Когда снег бывает липким.

Ведущий. Ребята, помните, мы на прогулке наблюдали за снегом?

        В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий).

        В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (В тёплую погоду). Что можно делать с таким снегом? (Из него можно лепить).

Снеговик. Давайте попробуем слепить из снега комочки.

Опыт 2. Свойства снега. Когда снег тает быстрее.

        Воспитатель показывает детям два стакана со снегом, и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее: в тёплой или в холодной? Опускает  стаканы в  емкости с тёплой и холодной водой.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре                        загибают пальчики, начиная с

                                                указательного

Мы с тобой снежок слепили.                «лепят», меняя положение ладоней

Круглый, крепкий,                        показывают круг, сжимают ладони

Очень гладкий                                вместе, гладят одной ладонью другую

И совсем-совсем не сладкий                грозят пальчиком

Раз – подбросим.                                смотрят вверх, подбрасывают «снежок»

Два – поймаем.                                ловят «снежок»

Три – уроним                                роняют «снежок»

И сломаем.                                        топают

Ведущий. Давайте посмотрим на снег. Что с ним случилось, пока мы играли? (Он растаял). Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.

Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из чего? (Из воды). А как это происходит, мы узнаем в другой раз.

Снеговик. Ой, ребята, мне пора с вами расставаться, а тоя тоже сейчас могу растаять. До свидания. До новых встреч!

Ведущий. И нам тоже пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки и повторяйте за мной: один, два, три, повернись, в детский сад возвратись.

Ведущий. Понравилось вам на прогулке? Что мы там делали?

Литература.

1.  Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию  элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

3.Перспективный план опытов и экспериментов в младшей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект в средней группе "Снег, снежок..."

Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе - о снеге....

Проект "Снег-снежок"

В ходе реализации проекта у детей закрепится представления  о снеге, его свойствах, вреде и пользе....

Проект" Снег-снежок"

В проекте даётся краткое описание работы воспитателя  по теме "Снег"г в разных видах деятельности....

Познавательно-исследовательский проект для средней группы "Снег-снежок"

Цель проекта - развитие познавательной и творческой активности детей в процессе исследовательской деятельности. Обогатить и расширить представление детей о снеге и его свойствах....

Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Снег, снежок, белые снежинки!» (о свойствах снега)

Дети младшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлет...

Экологический проект "Ах снег, снежок"

Знакомство детей со снегом, льдом....

Опытно-исследовательский проект "Ой, снег - снежок"

Цель проекта:  развитие  творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о свойствах снега ...