Проект «Ах, снег – снежок!»
проект
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Дошкольник, чувствуя себя первооткрывателем, учится самостоятельно находить ответы на свои вопросы, проводя собственную исследовательскую деятельность, испытывает радость в экспериментировании, находит новое в знакомом, начинает вычленять простейшие закономерности. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к открытию. Опыт показывает, что знания, полученные во время самостоятельной деятельности, через игру-экспериментирование, всегда являются осознанными и более прочными, они запоминаются надолго.
Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sneg-snezhok.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: « Ах, снег – снежок!»
Участники: дети младшей разновозрастной группы, родители, воспитатель.
Срок выполнения: 3 недели
Актуальность темы.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Дошкольник, чувствуя себя первооткрывателем, учится самостоятельно находить ответы на свои вопросы, проводя собственную исследовательскую деятельность, испытывает радость в экспериментировании, находит новое в знакомом, начинает вычленять простейшие закономерности. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к открытию. Опыт показывает, что знания, полученные во время самостоятельной деятельности, через игру-экспериментирование, всегда являются осознанными и более прочными, они запоминаются надолго.
Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.
Предмет исследования. Свойства снега.
Формулировка проблемы.
Что такое снег?
Какие бывают снежинки?
Почему снег тает?
Почему снег липкий?
Цель проекта.
Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение их в практическую деятельность
Задачи проекта.
- Побуждать детей устанавливать простейшие связи между временами года и погодой.
- Дифференцировать состояние снега.
- Развивать наблюдательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
- Закреплять общие речевые навыки.
- Развивать интерес к исследовательской и поисковой деятельности через экспериментирование и самостоятельное получение знаний.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, умению общаться и выражать свои эмоции.
- Воспитывать любовь к природе.
Гипотеза. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Ожидаемый результат.
- Изготовить фотоальбом: «Зимние развлечения в кругу семьи».
- Познакомить детей с физическими свойствами снега.
- Сформировать способность к сотрудничеству, коммуникабельности.
- Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
- Укрепить семейные связи через совместную деятельность.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- Опыты по ознакомлению со свойствами снега и воды.
- Игры со снегом.
- Прогулки и наблюдения.
- Изготовление родителями совместно с детьми снежных скульптур.
Содержание деятельности детей
Тема, название мероприятия | Содержание деятельности |
Опыты: «Таяние снега». «Наблюдение за снежинками через лупу». «Установление зависимости состояния снега от температуры». | Опыты по знакомству со свойствами снега, формированию умения видеть прекрасное в окружающем мире. |
Прогулки: «Наблюдение за снегом». «Наблюдение за метелью». «Наблюдение за снегопадом». | Расширение представлений детей о неживой природе, её значении в жизни человека. |
Труд в природе: Помощь дворнику в уборке снега с дорожек и территории участка. Создание снежных построек. | Воспитание трудовых навыков. |
Игры: «Снежная баба». « Снегопад» «Снежки и ветер». | Развивать умение играть со снегом. |
Познавательная игровая ситуация: «Почему идёт снег?». | Формировать представление о временах года: зиме. |
Рисование: «Зимушка-зима». «Снег идет»
| Учить проявлять радость, восхищение и удивление от соприкосновения с красотой природы. |
Интегрированное занятие: «Почему снег липкий?». | Развивать любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы, закреплять общие речевые навыки, коммуникативные навыки, умение общаться и выражать свои эмоции. |
Содержание деятельности родителей
Тема, название мероприятия | Содержание деятельности |
Зимние развлечения | Организация фотовыставки |
Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о снеге. | Ознакомление детей с художественной литературой. |
Изготовление родителями совместно с детьми снежных скульптур. | Укрепить семейные связи через совместную деятельность. |
Выводы.
Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Благодаря проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.
Исследовательская деятельность помогла развитию познавательного интереса детей, мышления, совершенствованию учебно-интеллектуальных навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.
Знания, полученные детьми, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходившие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Итог проекта. Интегрированное занятие: «Почему снег липкий?».
Цель. Знакомство детей со свойствами снега и его наиболее важными характеристиками.
Задачи.
Познакомить детей с физическими свойствами снега.
Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Дифференцировать состояние снега и уметь схематически изображать эти состояния.
Способствовать развитию уверенности в себе и своих силах, коммуникативных навыков, умению общаться и выражать свои эмоции.
Развивать любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы и закреплять общие речевые навыки.
Воспитывать любовь к природе.
Индивидуальная работа. Развивать умение устанавливать простейшие связи между временами года и погодой.
Словарная работа. Сугроб, снегопад, оттепель. Активизация в речи детей прилагательных, глаголов.
Предшествующая работа. Ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке). Чтение и разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о снеге.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, вам нравится зима? А чем она вам нравится?
(Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (показ картинок зимних забав).
Всё это можно сделать только зимой. Почему?
(Потому, что только зимой есть снег).
А что можно слепить из снега?
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам отправиться на зимнюю прогулку. Закрывайте глазки и повторяйте за мной: один, два, три, повернись, на прогулке очутись.
Воспитатель. Ребята, подумайте, какими словами можно рассказать о зиме, какая она? (Снежная, холодная, морозная, красивая).
А снег, какой? (Пушистый, искристый, липкий, скрипучий).
Как можно назвать снег ласково? (Снежок).
Как мы назовём явление природы, когда снег падает? (Снегопад).
А если снега намело огромную кучу, как мы её назовём? (Сугроб).
Что происходит со снегом зимой? (Кружится, летает, падает, порхает).
Игра «Хорошо-плохо».
Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого в том, что зимой идёт снег.
Игра с использованием ноутбука «Четвёртый лишний».
На экране появляются иллюстрации с изображением времён года. Ребёнок должен угадать, какая картинка лишняя и почему.
Физминутка «Снежная баба».
Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу, катят перед собой
Мы снежную бабу слепили у дома воображаемый ком
Стоит наша баба у самых ворот рисуют три круга, начиная с
маленького
Никто не проедет, никто не пройдёт грозят указательным пальцем
сначала правой руки, потом левой
Знакома она уже всей детворе, идут по кругу
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!».
Входит снеговик. Приносит снег в подносах.
Снеговик. Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я принёс вам подарок. Что это? Правильно, это снег, давайте с ним поиграем.
Опыт 1. свойства снега. Когда снег бывает липким.
Ведущий. Ребята, помните, мы на прогулке наблюдали за снегом?
В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий).
В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (В тёплую погоду). Что можно делать с таким снегом? (Из него можно лепить).
Снеговик. Давайте попробуем слепить из снега комочки.
Опыт 2. Свойства снега. Когда снег тает быстрее.
Воспитатель показывает детям два стакана со снегом, и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее: в тёплой или в холодной? Опускает стаканы в емкости с тёплой и холодной водой.
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре загибают пальчики, начиная с
указательного
Мы с тобой снежок слепили. «лепят», меняя положение ладоней
Круглый, крепкий, показывают круг, сжимают ладони
Очень гладкий вместе, гладят одной ладонью другую
И совсем-совсем не сладкий грозят пальчиком
Раз – подбросим. смотрят вверх, подбрасывают «снежок»
Два – поймаем. ловят «снежок»
Три – уроним роняют «снежок»
И сломаем. топают
Ведущий. Давайте посмотрим на снег. Что с ним случилось, пока мы играли? (Он растаял). Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.
Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из чего? (Из воды). А как это происходит, мы узнаем в другой раз.
Снеговик. Ой, ребята, мне пора с вами расставаться, а тоя тоже сейчас могу растаять. До свидания. До новых встреч!
Ведущий. И нам тоже пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки и повторяйте за мной: один, два, три, повернись, в детский сад возвратись.
Ведущий. Понравилось вам на прогулке? Что мы там делали?
Литература.
1. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
3.Перспективный план опытов и экспериментов в младшей группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-творческий проект в средней группе "Снег, снежок..."
Цель проекта: Обобщать и расширять знания и представления детей о неживой природе - о снеге....
Проект "Снег-снежок"
В ходе реализации проекта у детей закрепится представления о снеге, его свойствах, вреде и пользе....
Проект" Снег-снежок"
В проекте даётся краткое описание работы воспитателя по теме "Снег"г в разных видах деятельности....
Познавательно-исследовательский проект для средней группы "Снег-снежок"
Цель проекта - развитие познавательной и творческой активности детей в процессе исследовательской деятельности. Обогатить и расширить представление детей о снеге и его свойствах....
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Снег, снежок, белые снежинки!» (о свойствах снега)
Дети младшего дошкольного возраста отличаются пытливостью в исследовании окружающего мира. Именно в этом возрасте поисковая и исследовательская деятельность занимает ведущее место и помогает в удовлет...
Экологический проект "Ах снег, снежок"
Знакомство детей со снегом, льдом....
Опытно-исследовательский проект "Ой, снег - снежок"
Цель проекта: развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о свойствах снега ...