Технология «Триз» как универсальный инструментарий для развития познавательного интереса у дошкольников
презентация

Полещук Н.В

Использование технологии ТРИЗ в детском саду позволяет развивать: с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность. А с другой — познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_prezentatsiya_poleshchuk.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа - детский сад № 76 » Технология « Триз » как универсальный инструментарий для развития познавательного интереса у дошкольников Выполнила: Полещук Наталья Владимировна, воспитатель

Слайд 2

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир, необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками. Такими средствами являются педагогические технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ . Что такое - ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается, как «Теория решения изобретательских задач», возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя , писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. И до сих пор остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией , позволяющей воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!». Данная технология позволяет максимально раскрыть возможности познавательной активности старших дошкольников , которая в дальнейшем, будет являться гарантией успешного школьного обучения.

Слайд 3

Цель : Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению задач в различных областях деятельности. Задачи : ‒ Формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать; ‒ Учить самостоятельно, добывать информацию через поисковую деятельность, организованное коллективное рассуждение, игры; ‒ Развивать умения анализировать новые ситуации; ‒ Воспитывать у детей интерес к процессу познания; умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

Слайд 4

Использование технологии ТРИЗ в детском саду позволяет развивать: с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность. А с другой — познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения . В каких образовательных областях мы можем использовать элементы технологии ТРИЗ? • В Познавательно – речевом развитии; • В коммуникативно-личностном развитии; • В художественно-эстетическом развитии; • В физическом развитии. То есть во всех образовательных областях !!! ТРИЗ для дошкольников - это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск - педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Слайд 5

Для развития познавательной активности детей в своей группе я пользовалась следующими методами и приёмами технологии ТРИЗ: 1. Мозговой штурм . Это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике . 2 . Метод системного анализа . Этот метод помогает всестороннему знакомству детей с предметом или явлением. Данный метод позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в прошлое и будущее предмета . 3 . Метод морфологического анализа. Это, прежде всего активизация творческого мышления, выявление всех возможных вариантов решения проблемы, обогащение знаний детей об объекте . 4 . Метод фокальных объектов. Э то метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов. Метод фокальных объектов — это ловушка для идей!

Слайд 6

Игры по методике ТРИЗ Игра «Хорошо — плохо» Выбирается объект, а дети находят положительные и отрицательные качества данного объекта (для совершенствования умения выделять противоречия в предметах ). В : Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Сладкая конфета - это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. В: Зубы заболят - это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил и т.д. вопросы идут по цепочки.

Слайд 7

Игра «Чёрное и белое» Детям предлагается классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. Кто может жить в черном домике? — волк; баба Яга, Бармалей . А кто может жить в белом домике? — Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка . Затем детям предлагала проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми? Игра «Четвертый лишний » Для детей нашей логопедической группы самая часто используемая — дети быстро и правильно могут определить лишний предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводилось сравнение.

Слайд 8

Игра «Кем (чем) был » Ведущий называет: предмет или объект, а д ети называют, кем (чем) он раньше был, и в прошлом будет. В: Помидор Д: В прошлом зернышко, в будущем томатный сок, салат. В: Цыпленок Д: В прошлом яйцо, а в будущем курица, петух. Игра «Чем был - чем стал » 1-ый вариант : Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют … 2-ой вариан т: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении. В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов . Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. В: Что хорошего в стеклянном столе? Д : Он красивый, можно видеть как под столом лежит кошка. В : А что плохого в таком столе? Д : Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди… В : А что еще может быть из стекла? и т.д.

Слайд 9

Игра «Да— нет » Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает — другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет». Воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты», «Машина», «Роза», «Гриб», «Береза», «Вода», «Радуга» и т.д . Игра «Сенсорный ящик» Данная игра особенно полюбилась нашими детьми. Это коробка на гранях которой изображены органы восприятия (глаза, уши, нос, рот, руки ). Ведущий кладет какой-либо предмет в коробку и предлагает детям определить этот предмет. Ведущий поочередно показывает грани коробки с изображением органов восприятия, дети задают вопросы о признаках предмета в зависимости от того какой признак можно определить с помощью данного анализатора: - (глаза) размер, цвет, формы. - (руки) на ощупь? Этот предмет теплый, гладкий, тяжелый? - (рот) это съедобное или нет? вкус? - (нос) имеете запах или нет? Если имеет запах, то какой? Это приятно пахнет, неприятно? - (уши) это звучит? Этот предмет звучит если по нему постучать, им постучат?

Слайд 10

«Сенсорный ящик»

Слайд 11

Игра «Фантастическое животное» З адача данной игры заключается, научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик ( обезьянозаяц — умеет лазать по деревьям и быстро бегать и прыгать; Осьминогожираф — Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде). Данный образ можно изобразить на листе в виде рисунка.

Слайд 12

Игра «Салат из сказок» Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка. Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.

Слайд 13

Раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению, можно при помощи логических загадок с элементами ТРИЗ : • Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок? • Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница? • На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова ? • Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело? • Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит? • У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы? • Что едят крокодилы на северном полюсе? • Кто громче замычит: петух или корова? • Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку? • От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста). • Как лучше сорвать арбуз с дерева? • Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи? • Когда собака бывает в конуре без головы? • Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру? • Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? • Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

Слайд 14

Преимущества методов ТРИЗ : - у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям; возросли познавательная активность и интерес; дети стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений, постановке новых вопросов и оригинальных ответов; у детей появилось стремление к новизне, к фантазированию; заметно обогатилась речь детей; расширились познавательные способности. Подводя итоги, отметим, что методы ТРИЗ способствуют преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. Оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данной технологии в своей работе. СПАСИБО ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных коммуникационных технологий в детском саду, как способ развития познавательного интереса.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий гражда...

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса у дошкольников

Игра- это жизненная лабаратория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее быда бы бесполезна для человечества. В итоге раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие ...

Игровые технологии (Сюжетно-ролевая игра) как средство развития познавательного интереса у дошкольников

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по...

Технология Лего – конструирование, как средство развития познавательных интересов у дошкольников

Актуальность. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса...