Духовно-нравственное воспитание
статья

Хапсирокова Александра Васильевна

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с темой нашего заседания. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно- нравственное воспитание с раннего детства

 (сообщение для родителей воспитанников

детского сада МАДОУ детский сад № 78 »)

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с темой нашего заседания. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» (реализуется в образовательной области «Социализация»).

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях разных народов.

Задачи:

  • приобщить детей к традиционным духовно-нравственным ценностям,
  • раскрыть его личностные дарования,
  • активизировать позитивные, гармоничныеотношения ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде.
  • формировать гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу.

Педагоги подбирают и анализируют материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизируются в методическом кабинете по разделам:

- народные  праздники в детском саду;

- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, дидактических, конструктивных, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

С целью воспитания патриотических чувств в детском саду закуплены стенды, оформляется мини музей «Русская горница», встарших группах оформлены патриотические уголки  и уголки с региональным компонентом.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

- чтение народных и авторских сказок,   литературных произведений из серии сказки о материнской любви, о любви родных и близких;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество, Рождественские Святки, Масленица, Пасха).

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- экскурсии на природу в течение года ;

- слушание колокольной и классической музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Сначала люди учатся любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

- индивидуальных бесед с ребенком о его семье ;

- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для родителей;

- творческие работы – портреты мамы, папы  или всей семьи из разных материалов;

- совместные мероприятия детей и родителей.

В каждой группе реализуется рабочая программа «Художественное творчество», которая представлена следующими разделами:

  • «Как жили люди на Руси»;
  • «Декоративно-прикладное искусство»;
  • «Устное народное творчество»;
  • «Народная игра»

И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки.

Ребенок  утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая,   на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов, опять же доступных детям.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей.

Хотелось бы чтобы наша с Вами совместная работа оказала исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения подрастающего человека.

 

Подготовил: Хапсирокова А.В воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...