Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию «Береза — символ России» с воспитанниками старшей группы (5-6 лет)
план-конспект занятия (старшая группа)

Байбулатова Наталья Гелмяновна

Цель организационной образовательной деятельности:

способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.

Задачи:

  • расширять представления детей о березе в контексте истории родной страны;
  • познакомить с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
  • рассказать о том, какую пользу береза приносит людям;
  • воспитывать бережное отношение к природе, уважение к русским традициям, интерес к русскому народному творчеству;
  • развивать  умение связно высказывать свое мнение;
  • развивать память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности; 
  • развивать продуктивную деятельность,
  • воспитывать желание заботиться о родной природе, развивать чувство гордости за свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bereza.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №29 «Росинка» городского округа город Октябрьский

Республика Башкортостан

Конспект

организационной образовательной деятельности по познавательному развитию

«Береза — символ России»

с воспитанниками старшей группы (5-6 лет)

Цель организационной образовательной деятельности: 

способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.

Задачи: 

  • расширять представления детей о березе в контексте истории родной страны;
  • познакомить с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
  • рассказать о том, какую пользу береза приносит людям;
  • воспитывать бережное отношение к природе, уважение к русским традициям, интерес к русскому народному творчеству;
  • развивать  умение связно высказывать свое мнение;
  • развивать память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности; 
  • развивать продуктивную деятельность,
  • воспитывать желание заботиться о родной природе, развивать чувство гордости за свою Родину.

Коррекционные задачи:

  • активизировать словарь детей на основе углубления знаний о Родине;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  • закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
  • формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • формировать умение образовывать сложные слова;
  • обогащать лексический запас детей, развивать связную речь, грамматику;
  • способствовать развитию наглядно-образного мышления;
  • продолжать учить детей отвечать полными ответами.                                        

Предполагаемый результат:

сформированный интерес детей о березе как о символе нашей Родины.  

Образовательная область: познавательное развитие.

Виды  деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, продуктивная.

Предварительная работа:

  • беседа о родном крае, о природе родного края.
  • рассматривание иллюстраций с изображением березы, пейзажей русской природы;
  • наблюдение на прогулке;
  • подготовка плоскостного изображения березы и листочков из скрученных салфеток.

Оборудование:

мультимедийное устройство, презентация «Береза», аудиозапись С. Есенина  «Белая береза», березовый туесок, корзина с берёзовыми листочками, плоскостные изображения березы, листочки из скрученных салфеток, клеенки, кисточки, клей, салфетки. 

Ход ООД:

Дети входят в зал и встают около стульчиков. (слайд №1)

Воспитатель: Сегодня, к нам пришли гости, поздоровайтесь и подарите им свои улыбки.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, и послушайте стихотворение. (слайд №2)

Шар большой, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома.

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой.

Этот дом, страна, земля – Это Родина моя!

 Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы).

- Родина – это место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, мамы, папы, бабушки и дедушки. Родина у каждого человека одна.

- А вы знаете, как называется наша Родина, наша страна? (Ответы).

слайд №3.  - Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Наша страна очень большая. В ней много рек, полей, лесов.

Воспитатель: Посмотрите, как красивы (слайд №4) и лес, и горы, (слайд №5) и реки, и поля. Все это наша с вами страна. 

- Ребята, в мире много стран и у каждой страны есть свое дерево - символ. А какое дерево является символом нашей страны, вы узнаете, отгадав загадку.

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой.

Дети. Береза.

- Ребята, ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас.  С давних времен вошла в нашу жизнь березка. Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины. Россию издавна называют березовым краем. (слайд №6) Поэтому она является символом нашей Родины России.

Дидактическая игра «Найди березу»

А теперь попробуйте найти березку на этом слайде (слайд №7). Под какой цифрой она находится? А как вы догадались, что это береза? (слайд №8)

Дети: Белый ствол, изогнутые тонкие ветки, листики, похожие на монетки, сердечки.

Воспитатель:  (слайд №9) Береза единственное в мире дерево, у которой белый ствол. Березу за ее кору называют белоствольной. Давайте все вместе скажем береза - белоствольная. Белую кору называют берестой (слайд №10). Береста – это защитный слой дерева от вредителей. На белой коре есть черные черточки. (слайд №11) Они называются чечевички, через них береза дышит.

Воспитатель: Как называют черные черточки на березе? (ответы детей)

Давайте вместе повторим - чечевички. 

Воспитатель: Но березка не только красивое, но и полезное дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы. А чем оно полезно я сейчас вам расскажу.

Воспитатель: (слайд №12) Люди заготавливают березовый сок, он очень вкусный и полезный. Из березовых почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. (слайд №13) Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. (слайд №14) Из берёзовой бересты раньше плели лапти и мастерили шкатулки.

- Я вам хочу показать березовый туесок, он сделан из бересты. В нем можно хранить: мёд, орехи и многое другое. Вот сколько  пользы приносит нам береза.

- Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Береза живет в лесу вместе со своими подружками. А, знаете ли вы, как этот лес называется? 

Дети: Березовая роща (слайд № 15).

Воспитатель: Ребята, а сейчас подойдите ко мне и возьмите по 2 березовых листочка  – один в правую и один в левую руку. Давайте мы с вами немножко поиграть с этими листочками. (слайд № 16)

Динамическая пауза

Листья берёзы летали, кружились.  (дети бегают по группе, машут листьями и  

                                                              кружатся)

Как жёлтые пчёлки, в воздухе вились.  (покачивают листочками)

Потом шелестели, немного шуршали   (садятся на корточки)

И под ногами тихонько лежали.    (кладут листья на пол и встают на ноги)

Дети садятся на места.

- Русскую березу, воспевали поэты, о ней написано много стихов, песен, загадок.  И я вас хочу познакомить со стихотворением Сергея Есенина «Белая берёза» (слайд № 17)

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что за корзинка здесь стоит?

(воспитатель достает из корзинки листочки березы, на которых написаны стихи о березе. По мере того как дети отгадывают, на экране меняются слайды картинок, где березы изображены в разное время года).

Я сейчас вам буду зачитывать отрывок из стихотворения, а вы мне скажите, в какое время года автор описал березу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Дети: Осенью. (слайд № 18)

Воспитатель: Да ребята автор описала березку осенью. Слушаем дальше.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась, снегом,

Точно серебром.

Дети: Зимой. (слайд № 19)

Воспитатель: Да ребята, здесь автор рассказал о березке зимой. Вот еще одно стихотворение.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

Дети: Весной (слайд № 20)

Воспитатель: Как же хвалят люди березку? Какими словами называют?

Дети: Кудрявая, стройная, белоствольная, красивая, высокая, нарядная, гибкая.

Воспитатель: А как ласково называют березу?

Дети: берёзкаберёзонька.

Воспитатель: Вот сколько слов мы с вами подобрали.

Воспитатель: А теперь ребята подойдите ко мне и встаньте в круг.

- Ребята, у меня есть секрет! Я его расскажу только вам! Березка, очень любит детей. В давние времена люди клали в кроватку младенца березовые веточки, чтобы сила березы уберегала малышей от болезней и других неприятностей. Считается, что береза может исполнить желание. У вас есть желания? Чтобы желание исполнилось, его нужно нашептать березке. Одна березка исполняет одно желание. Я предлагаю вам сейчас сделать свою заветную березку и дома вместе с мамой нашептать ей свое желание.

- Но перед началом работы давайте вспомним технику безопасности.

- А теперь разомнем наши пальчики, чтобы они быстро и аккуратно работали. Пальчиковая гимнастика

1 ,2, 3, 4, 5

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья осины,

Листики клена,

Листья рябины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Воспитатель: А теперь возьмите свои стульчики и пройдите за столы.

Мы с вами заранее приготовили заготовки наших берез, сделали нашим березам стволы и листочки из скрученных салфеток. Теперь мы эти листочки приклеим к верхней части ствола.

Продуктивная деятельность: аппликация из скрученных салфеток (комочки). (слайд № 21)

Подведение итогов занятия: Ребята подойдите ко мне. У вас у всех получились красивые березки, вы постарались на славу, у каждого своя особенная березка, со своей особой красотой. Сегодня вы их заберете домой и вместе с мамой загадаете свое заветное желание.

Анализ занятия:

- Ребята, о чем мы сегодня с вами занимались?
- А почему мы делали именно березку, а не другое дерево?

- Как называется наша родина, давайте еще раз вспомним?
- Что нового вы узнали?
Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня все молодцы. Большое всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с использование ИТК в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –  ДЕТСКИЙ САД № 122        Лонспект   непосредственной обра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию " 70 лет Победы " с детьми старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию " 70 лет Победы"...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна» для детей старшей группы

Программное содержание:1.Систематизировать знания детей о весне; основных приметах; изменениях в растительном мире.2.Закреплять умения составлять описательные рассказы о весне.3.Учить исключать 4-ую л...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию "Государственные символы России" для детей подготовительной группы

Цель: Знакомство детей с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, денежными знаками, со столицей – Москвой, президентом РФ.Задачи:Уточнить представление детей о России как...