Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Корнева Юлия Анатольевна

Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировозрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступкидругих и собственное поведение. Действенным средством воспитания нравственных чувств дошкольника является художественное слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_v_noyabre.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Тема: «Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей дошкольного возраста»

Нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени.  В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Действенным средством воспитания нравственный чувств дошкольника является художественное слово. 

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух,  сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником. 

Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам – нравственного, эстетического, экологического и социального характера. 

С. Я. Маршак говорил: « Литературе нужны не только талантливые писатели, но и талантливые умные читатели». Читатель в ребенке просыпается раньше, чем он научиться читать. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Слушая рассказ, стихотворение, сказку, они ясно представляют в своём воображении описываемые явления, события, людей, предметы. При этом дети испытывают разнообразные чувства, выражают своё отношение к героям, их поведению, поступкам, сочувствуют одним и осуждают других, переживают радости и неудачи.

 Во все времена известен интерес детей к сказкам. Воспитательное влияние сказки всегда признавалось педагогикой. Мы используем сказку, как средство для воспитания и развития положительных моральных качеств. Например, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» воспитывает у детей добрые чувства, формирует представления о добре и зле; зло наказывается, добро вознаграждается. Ненецкая сказка «Кукушка» воспитывает в детях чуткость, сочувствие, заботливое отношение к родным людям, показывает, что жестокость людей справедливо наказывается. Рассказ П.Бажова «Серебряное копытце» воспитывает доброту, ответственность, отзывчивость, способствует формированию дружбы. 

Сказки вызывают у детей богатые разнообразные эмоции – Аленушка у них «красивая, милая, добрая, хорошая», ведьма – «страшная, некрасивая, уродливая, злая, коварная, хитрая, жестокая», Дарёнка из «Серебряного копытца» - «милая, хорошая, добрая, ласковая, смелая». Василиса Прекрасная нравится детям потому, что «она красивая, умная», Кощей Бессмертный  и  Баба-Яга им не нравятся, потому что они «противные, злые, страшные».

Большое значение для нравственного и эстетического воспитания детей имеет чтение рассказов. Тематика их широка и разнообразна. Особое место  отводится рассказам, которые посвящены жизни детей, это и светлые рассказы  А. Гайдара «Чук и Гек», «Голубая чашка», которые способствуют развитию нравственно-волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости. И рассказы С. Вангели о жизни маленького молдавского мальчика Гугуце,  воспитывающие у детей желание учиться, формирующие положительное отношение к будущей учёбе в школе. По праву завоевали любовь детей и короткие рассказы В. Осеевой – цикл рассказов «Волшебное слово», «Сыновья»  «До первого дождя», «Синие листья»,  в них в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат детей вежливости, честности, формируют высокие моральные качества – заботливость, уважение к людям,  трудолюбие. А  рассказы Н. Калининой «Помощники», «Как Сашу обожгла крапива» учат детей смелости и послушанию, заботливости и внимательности, обогащают нравственный облик детей, учат ребят быть честными, правдивыми, отзывчивыми и добрыми.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен особый интерес к окружающему миру, поэтому именно в этот период жизни детей, необходимо воспитывать у них любовь к животному миру. Через рассказы о животных: К. Паустовского    «Кот-ворюга», «Заячьи лапы» и М. Пришвина  «Лисичкин хлеб»,  «Ребята и утята», «Золотой луг»,  дети проникаются  любовью к родной природе, родному краю; учатся  доброте, тому, что о животных нужно заботиться: кормить, беречь, ухаживать за ними. Рассказы о животных воспитывают в детях чуткость, формируют представления о добре и зле.

Конечно, ничто не сравнится с волшебным миром поэзии, которая обогащает душу ребёнка красотой и гармонией. Поэзия способствует пробуждению чувства прекрасного, радости и оптимизма. Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты! В душе ребёнка, умеющего радоваться, наслаждаться красотой природы не остаётся места обидам, зависти, злобе. Певучие и лиричные стихотворения классиков русской литературы, воспевающие красоту природы -  И. Бунина «Листопад», Ф. Тютчева « В небе тают облака», «Зима недаром злится», А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», « Вот север, тучи нагоняя», «Зимнее утро», учат детей любить природу, понимать её красоту и доброту, быть неравнодушным к природе; воспитывают наблюдательность,  глубокую и искреннюю любовь к Родине, своей отчизне.    

Положительно воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка шутка и  юмор. Они способны не только погасить назревающие отрицательные эмоции, но и способствуют развитию положительных черт характера, воспитывают в детях доброжелательность, искренность. Эти наблюдения подтолкнули нас к поиску и использованию юмористических произведений. Весёлые истории М. Зощенко – настоящая кладезь житейской мудрости, его цикл рассказов «Лёля и Минька» воспитывают в детях уважение к родителям, находчивость в трудных жизненных ситуациях, настойчивость, доброту, отзывчивость и сочувствие к обиженным. А стихи и сказки Э. Успенского, С. Михалкова,  рассказы В. Драгунского,   Н. Носова  такие как «Огурцы», «Карасик», «Заплатка», «Мишкина каша» – это же профилактика против тоски и уныния,  источник богатого и светлого воображения; они пронизаны любовью к детям, учат дружбе, доброте, взаимопомощи.

 Таким образом, литературное произведение даёт богатую пищу для мыслительной деятельности детей. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у них формируется способность правильно оценивать всё то, о чём они узнали из рассказа, сказки или стихотворения. Так, через художественное слово мы осуществляем нравственное воспитание детей, которое находится в неотъемлемой связи с эстетическим воспитанием.

                       

 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста....

Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и за...

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через сказку.

Проблема развития нравственных чувств у дошкольников является чрезвычайно актуальной. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии...

"Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста"

В основе понятия нравственного воспитания лежат термины мораль и нравственность....

Влияние художественного творчества на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Этот материал будет полезен для воспитателей старшего дошкольного возраста.Он представлен в виде отчёта  проведённой работы по патриотческому воспитанию....

Мастер – класс «Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре»

• Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по воспитанию нравственных чувств у детей дошкольно...