Игры для развития мыслительной деятельности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
картотека по коррекционной педагогике

У детей с ЗПР 5-7 лет отмечаются  трудности в формированиии сферы образов представлений и оперировании  ими, сожности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами, замедлен процесс формирорования мыслительных операций (дети не выделяют существенных признаков при обобщениии,обобщают либо по ситатитвным ,либо по функциональым признакам).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития мыслительной деятельности у детей с ЗПР

старшего дошкольного возраста

Мышление — это активный поиск связей и отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно-следственных и др.), на выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов.

       Образное мышление — основной вид мышления детей 5—7 летнего возраста. В этом возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

         У детей с ЗПР 5-7 лет отмечаются трудности в формировании сферы образов-представлений и оперировании ими, сложности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами, замедлен процесс формирования мыслительных операций (дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам).

До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач.

В связи с этим тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на развитие следующих способностей:

1. Осуществлять мысленное преобразование образа.

«Разрезные картинки»

Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д.

игра «Геометрическая мозаика»

Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого цвета.

Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем – по памяти.

2. Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.

   3. «Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

4.  Планировать свои действия в уме.

Для развития этих способностей используются игры «Сложи фигуру из палочек», игры-головоломки «Колумбово яйцо», «Танграм», «Сложи узор»(кубики Никитина), «Сложи квадрат».

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

В 5—7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления. Предлагаемые ниже игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов

Сравнение — это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

игра «Подбери узор»

На картинке с определенным узором вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку.

Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.

Игра «Подбери нужный фрагмент»

Эта игра подобная предыдущей. Только здесь ребенку предлагаются картинки не с определенным узором, а сюжетные иллюстрации. На иллюстрациях тоже вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку, и  «отремонтировать» картинку.

Развивающее лото «Цвет и форма» учит детей сравнивать, закрепляет понятия «форма» и «цвет».

Ребенок раскладывает карты на столе, достает фигурки из коробочки и укладывает их на карточку в соответствии с цветом и формой.

Игра «Сравни и подбери» учит детей сравнивать предметы по величине, закрепляет знания об основных цветах и геометрических фигурах.

Ребенку предлагается несколько карт. Взрослый показывает маленькую карточку, а ребенок ищет ее место на своей карте, ориентируясь на размер фигуры. Добивайтесь того, чтобы ребенок оречевлял свои ответы: «Это самый высокий гном, этот пониже, а этот – самый низкий».

Классификация — это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове — названии группы — общих признаков.

Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Играя с ребенком в игры «Назови одним словом», «Разложи по группам»

«Четвертый лишний» вы научите ребенка обобщать и классифицировать.

Систематизировать — значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность, Для овладения приемом систематизации ребенок должен, прежде всего, уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения

Игра «Заполни квадрат»

Ребенку предлагаются матрицы, внутри которых имеются предметы (или фигуры), расположенные по определенной закономерности. Одного предмета не хватает, на его месте стоит вопросительный знак. Предложите ребенку найти закономерность расположения предметов в матрице и выбрать недостающий из тех, которые находятся вне квадрата.

«Последовательные картинки»

Эта игра предназначена для развития умения упорядочивать объекты по смыслу (смысловая сериация). Ребенку предлагаются картинки, которые расположены в неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует составить логически связанный рассказ.

Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию — смысловому соотнесению (соотнесению предметов по смыслу).

Соотнести предметы по смыслу — значит найти какие-то связи между ними. Лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах предметов и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные, менее значимые свойства и признаки. Обучение «смысловому соотнесению» — это обучение умению быстро схватывать (находить) такие отношения.

       Игра «Логический поезд»

Детям раздаются маленькие карточки. В центр ставится паровоз. Дети начинают собирать длинный поезд, но он не простой, а «логический», поэтому вагончики цепляются друг за другом не просто так, а их соединяет какая-то связь: например первый вагончик – сапоги, значит за ним можно поставить тучку, потому что сапоги носят в дождливую погоду; или мячик, потому что он резиновый как и сапоги; или кита, потому что он тоже синего цвета, как и сапоги. Главное, чтобы ребенок мог объяснить, почему он поставил именно эту картинку, если ребенок не сможет найти логическую связь, помогите ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Способы развития воображения в игровой деятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций обстоятельств путем приведения, имеющихся у человека знаний в новое сочетание....

Консультация для педагогов "Дидактическая игра по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры в образовательном процессе имеют развивающую и обучающую ценности. Поэтому их применение в работе с детьми дошкольного возраста незаменимо. Данная консультация рассказывает о дидакт...

Картотека игр для развития мыслительной деятельности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

Игры для развития мыслительной деятельности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? Сколько?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИнтеллектуальная игра«Что? Где? Когда? Сколько?»...

Конспект образовательной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста Тема: «Игра - викторина «О братьях наших меньших»

Форма организации:  игра - викторинаЦель:   расширять знания детей о жизни и содержании домашних и диких животных Самарского края;Задачи:образовательные: обобщать и углубить знания детей о ж...