План по самообразованию. Тема "Развитие речи у детей 2-3 лет посредством сказки"
материал (младшая группа)

DianaEl’darovnaAzizova

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №101 «Жар- птица»

г. Саратов

План по самообразованию

Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет посредством сказки»

Воспитатель младшей группы

Азизова Диана Эльдаровна

2023-2024 гг.

Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет посредством сказки»

«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский).

Проблема

В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Актуальность

Роль художественных произведений в жизни младших дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей младшего, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в младшем дошкольном возрасте?

1. В младшем дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Цель: выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки.

Задачи:

• повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);

• разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

• подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Использование сказки в развитии речи детей 2- 3 лет».

Образовательный процесс можно осуществлять:

• в ходе непосредственно образовательной деятельности;

• в ходе режимных моментов;

• в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

• при организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

• анализ учебных планов, учебников и учебных программ;

• изучение и обобщение педагогического опыта;

• педагогическое наблюдение.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей второй младшей группы.

Перспективный план самообразования педагога

Месяц

Деятельность педагога

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор материала необходимых для работы с детьми.

Постановка целей и задач по данной теме.

Чтение и пересказ сказки «Курочка Ряба»

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка»

Октябрь

Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников.

Знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»;

Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям».

Ноябрь

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Прослушивание звукозаписей детских сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой"

Декабрь

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками.

Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки"

Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек»

Привлечь родителей пополнить библиотеку новыми книгами, атрибутами театрализованных. игр

Январь

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка»

Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба».

Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».

Февраль

Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба»

Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки)

«Парные картинки».

Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра

Март

Обустроить уголок ряженья

Изготовление настольно –печатных игр по мотивам сказок.

Беседы «Какие сказки я знаю»

Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу"

Апрель

Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».

Рассматривание иллюстраций к сказкам, Д/И «Назови меня»

Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных».

Май

Самоанализ плана по самообразованию.

Обыгрывание сказки «Репка»

Презентация: «Какая прелесть эти сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию "Развитие речи у детей 4-5 лет через устное народное творчество"

Цель: объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, продолжать развивать творческие способности, познавательные и коммуникативного...

План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...

План по самообразованию "Развитие речи у детей младшего возраста через развитие мелкой моторики и сенсорные игры"

Развитие речи у детей младшего возраста через развитие мелкой моторики и сенсорные игры...

План по самообразованию «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

План по самообразованию «Развитие речи у детей дошкольного  возраста через нетрадиционную технику рисования»...

План по самообразованию "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребенка. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка-дошкольника....

Отчет по самообразованию « Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры»

Отчет по самообразованию « Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры»...