мастер-класс
учебно-методический материал

 «Народные игры с атрибутами как средство формирования коммуникативных качеств дошкольников»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_gmo.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №10 «Снежинка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Мастер класс для педагогов на городском методическом объединении музыкальных руководителей

на тему:

 «Народные игры с атрибутами как средство формирования коммуникативных качеств дошкольников»

Согласовано:

Методист отдела образования                                                        М.Н. Искра

Руководитель методического объединения

музыкальных руководителей                                                        С.В.Фадеева

Подготовила:

Пономарева К.А.

Музыкальный руководитель высшей категории

2022-2023 учебный год.

         В 21 веке, веке современных компьютерных игр и технологий, стоит остро проблема приобщения подрастающего поколения к традициям русского народа. В настоящее время дети выстраивают общение не со сверстником или взрослым, а с виртуальным компьютерным миром. Как правило, в такие игры они играют молча.

Именно в дошкольном возрасте необходимо научить детей взаимодействовать как со сверстниками,  так и взрослым. По мнению М. И. Лисиной, коммуникативная деятельность развивается в несколько этапов:

I  Взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.

II Взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности.

III Между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.

IV Ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.

В настоящее время нормативные документы дошкольного образования ориентированы на развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Завершая этап дошкольного образования, ребенок должен быть:

-инициативным и самостоятельным в общении;

-уверенным в своих силах,

- положительно относиться к себе и к другим,

-быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Одним из средств, позволяющим увлекательно и эмоционально организовывать коммуникативную деятельность дошкольника является народная игра, она обеспечивает всестороннее развитие и приобщение  к культуре своего народа, служит средством формирования навыков общения детей дошкольного возраста.

По содержанию все народные игры лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны.

«Веночек» (белорус.игра)

Девочки: «В саду девочки гуляли, красавицы цветы рвали,

Цветы рвали, сорывали, венки вили, совивали,

На головушку сажали, себя сами украшали.

Украшали, упряжали, в хороводе постояли».

Во время пения девочки передают веночек, с окончанием песни, веночек одевается на голову.

Водящий. Веночек, веночек, спрячься в теремочек.

Девочка снимает венок с головы и говорит:

- Вот он, вот он, твой веночек, догони меня, дружочек.

Оббегают круг и встаёт на пустое место. Если прибегает водящий, встает на пустое место, а другой игрок-водящий

«Пустая изба (Пуш пуртл)»    (чуваш. игра)

игроки становятся в круг на расстоянии друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу.

Правила игры. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.

«Калечина-малечина»

 Играющие выбирают водящегоВсе берут в руки по палочке-султанчик  и произносят:

Малечина-калечина,        

Сколько часов

Осталось до вечера?

После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев.

Водящий считает. Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.

Палку можно держать по-разному:

1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.

2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.

3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.

«Колечко с лентой»(рус.игра)

Для игры необходимы колечко и длинная лента. На ленту (или шнур) надевают колечко. Концы сшивают или связывают достаточно аккуратно для того, чтобы колечко свободно проходило через узел. Ребята встают в круг и берутся за ленту двумя руками. В центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети (или взрослый руководитель игры) говорят такие слова:

«Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Я иду кольцо искать!»

Пока звучит стишок, ребята быстро передвигают кольцо по шнуру. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может открыть глаза и начать поиск «хранителя» кольца. Можно разрешить водящему угадывать до трех раз, а можно дать только один шанс. Тот ребенок, чье имя назовет вода, должен сразу снять обе руки с ленты. Если водящий отгадал, то тот у кого нашли кольцо будет водить следующий кон.

(Если играющих очень много, то стоит надеть на ленту 2-3 кольца, можно выбрать и двух водящих. )

«Дятел»

«Ходит дятел по пашнице,

Ищет зёрнышко пшеницы,

Не нашёл и долбит сук,

Раздаётся в чаще стук. Тук-тук-тук!»

Инструкция: Определяем, кто будет дятлом. Остальные игроки поют.

Дятел палкой выстукивает по дереву столько раз, сколько задумал. Игроки считают. Кто первым правильно посчитает, тот выиграл — можно меняться.

Организуя народные игры с детьми, необходимо помнить, что каждому ребенку хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. На помощь приходят мудрые народные считалки.

Единая задача в игре, совместные усилия детей к ее достижению, общие интересы и переживания сближают, определенные правила помогают воспитывать целеустремленность. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не закрыл глаза - выходи из игры, не добежал до черты – нарушил правила и т. д.).

Задача взрослого дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии справедливости, взаимной выручки и ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...